Библиографическое описание:

Татаренко Л. Е., Фомовская М. В. Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №23.



В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому.

К. Станиславский

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Вопросам экологического образования были посвящены такие представительные мировые форумы, как Международная конференция «Законодательное обеспечение экологического образования и формирования экологического сознания» (Москва, 2006), IV Международная конференция по экологическому образованию (Ахмедабад, 2007) и др. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики.

По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды» [5, с. 7]. М. Д. Маханева отмечает, что «экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением» [2, с. 18]. По определению В. А. Ясвина, экологическое воспитание — это «специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности» [8, с. 17]. Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности. Экологическое воспитаниев настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры семьи, так как семья играет важную роль в жизни ребёнка. Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно. Приступая, к работе с семьей по вопросам становления экологической культуры детей педагог планирует ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом; провести поэтапное совместное обсуждение хода и результатов работы. На родительских собраниях, в процессе консультаций и бесед, педагог направляет мысли и действия родителей, подсказывая, какие примеры они могут взять на вооружение для воспитания у детей любви к природе, к родному краю, к растениям и животным, нас окружающим.

Дошкольное образование обязано сформировать у родителей сознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости дошкольного учреждения и семьи с учетом их специфических особенностей; донести до родителей, что разговаривая с детьми о природе, маленького человечка необходимо удивлять, пробуждать в нем чувства, т. к. только через страдания и радости человек становится Человеком.

Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса.Следовательно, для формирования основ экологической культуры у дошкольников должна быть разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй. Такая система включает определённое содержание, методы и формы работы, а также создания условий для постоянного общения детей с природными объектами.

При организации экологического общения с детьми родителям необходимо придерживаться следующих положений:

Доступность — создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально-чувственному опыту ребенка.

Яркость иколоритность образов — чем ярче выражены особенности природного образа, чем четче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.

Учет жизненного опыта иинтересов детей впроцессе приобщения кприроде — работу по становлению экологической культуры детей необходимо строить с учетом того жизненного опыта, который есть у ребенка, а также с учетом познавательных интересов и способностей к тому или иному роду деятельности.

Объяснение сущности природы, ее явлений имеханизмов — необходимо раскрыть детям основные законы природы, научить понимать и объяснять природные явления. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологическое сознание среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. Также педагогу следует обратить внимание родителей на то, что мир чувств ребенка всегда связан с интеллектуальной сферой. Поэтому в семейном воспитании должны широко использоваться экологические факты. Под их воздействием у детей происходит интеллектуализация эмоций, «смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности» (С. Д. Дерябо).

Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов как:

доверительность отношений — этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблем семейного воспитания;

личностная заинтересованность родителей — определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т. е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и про гностичной;

подход кродителям не как к объектам воспитания, а как кактивным субъектам процесса взаимодействияво-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками, во — вторых, они для нас не ученики, а партнеры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;

утверждение их само ценности — только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность — этот принцип, в — первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во — вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в — третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

эмансипация родителей — этот принцип предполагает в — первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во — вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Кроме поэтапной работы педагогов с родителями, опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений детского сада с семьей также требует соблюдения следующих условий:

1. Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:

— обращение к родителям своих воспитанников только по имени;

— проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников

— умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;

— проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;

— беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего.

Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Гуманизировать — значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки. Гармонизации и демократизации взаимоотношений будут способствовать:

— замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;

— оборудование в дошкольном учреждении комнаты (консультационного пункта) для родителей, в которой есть небольшая библиотека, программы воспитания, детская художественная литература, образцы детских работ, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, который родители, а также и дети, могут взять домой на время;

— наличие в дошкольном учреждении телефона доверия, который может работать один раз в неделю или месяц в определенные часы.

3. Необходим отказ от формального общения от монолога в пользу диалога.

4. Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями. Это, в свою очередь, предусматривает необходимость овладения педагога наукой и искусством общения.

5. Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты.

В нашем детском садубыла разработана система сотрудничества педагогического коллектива и родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Апробация разных форм сотрудничества с целью оптимизации экологического воспитания детей включала два этапа и продолжалась в течение двух лет.

Целью первого этапа стало просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества, поэтому образовались следующие задачи:

— разработка и апробация новых форм работы с родителями,

— организация продуктивной деятельности с детьми и родителями.

Целью второго этапа являлось реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнёрских отношений. Исходя, из цели второго этапа, были намечены задачи:

— повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;

— вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность.

На 1-м этапе предполагалось разработать новые формы работы с детьми и родителями внутри каждой возрастной группы, которые способствовали бы формированию у родителей мотива взаимодействия и сотрудничества, а также обеспечивали экологическое просвещение родителей. Наиболее интересные и эффективные формы работы с детьми и родителями отражены в педагогических мероприятиях на 2-м этапе нашей работы. Можно отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили особый интерес. Так, педагоги ДОУ разработали одну из форм наглядной агитации — экологический плакат, в котором лаконично описывались 4 правила экологии:

  1. Всё изменяется и развивается от простого к сложному.
  2. Природа многообразна и едина.
  3. Природа находится в непрерывном движении.
  4. В природе всё взаимосвязано и закономерно.

Данная форма работы была направлена на просвещение родителей. Внимание родителей привлекло наглядное пособие «Экологический компьютер». Использование данной формы работы началась в ДОУ с детьми среднего дошкольного возраста, так как возникла необходимость индивидуального и подробного ознакомления родителей с содержанием: игр на природе, наблюдений, стихов, соответствующих времени года; интересных фактов для домашних бесед с детьми. Педагоги подготовили разделы, в которые помещалась данная информация.

Ещё одна форма работы — экологические газеты на темы: «ЗОЖ», «Юный исследователь», «Интересное рядом», которые выпускали родители и педагоги детского сада. Газеты содержали интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы, предлагали домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описания экспериментов и опытов. Выполненные домашние задания в виде рисунков, поделок, заметок выявили заинтересованность и родителей и детей. Во всех возрастных группах было проведено анкетирование родителей, которое позволило определить степень готовности родителей сотрудничать с детским садом и осуществлять совместное экологическое воспитание детей.

Анкета для родителей № 1

по экологическому воспитанию дошкольников

1. Знаете ли Вы, что экология — это наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на эту природу? (Да. Нет.)

2. Как часто Вы отдыхаете на природе?

1 раз в год;

1 раз в месяц;

1 раз в неделю;

другое.

3. Чем Вы любите заниматься на природе?

отдыхать;

принимать пищу;

участвовать в играх;

собирать ягоды и грибы;

наблюдать за животными и птицами;

собирать букеты цветов;

петь песни;

любоваться природой;

другое.

4. Как во время отдыха Вы поступаете с мусором?

выбрасываете в костер;

оставляете в кустах, на берегу;

закапываете в землю; 8

уносите с собой.

5. Есть ли у вас дома растения, животные? (Да. Нет.)

Принимает ли ребёнок участие в уходе за ними? (Да. Нет.)

Знает ли он, как надо ухаживать за домашними животными, растениями? (Да. Нет.)

6. Трудится ли ребёнок в цветнике, огороде? (Да. Нет.)

7. Как он это делает: с радостью или с неохотой, равнодушно? (подчеркнуть)

8. Есть ли в доме детские книги о природе? (Да. Нет.) Назовите их.

____________________________________________________________________

9.Любит ли ребёнок смотреть передачи о природе? (Да. Нет.) Какие?

____________________________________________________________________

10. Знает ли ребёнок что-нибудь об охране природы? (Да. Нет. Например, какие растения подлежат защите)_____________________________________________

11. На Новый год вы украшаете обычно живую ёлку или искусственную? (Подчеркнуть)

12. Мастерите ли вы кормушки для птиц? (Да. Нет.) скворечники (Да. Нет)

13. Как вы считаете, для чего надо прививать любовь к природе с раннего детства?

В процессе проведенного анкетирования было выявлено, что

70 % родителей знают, что изучает наука «экология»;

60 % родителей отдыхают на природе с детьми;

40 % из них любуются природой и проводят наблюдения за животными и птицами;

36 % из них после отдыха уносят мусор с собой;

40 % оставляют мусор на берегу, в кустах;

24 % сжигают в костре;

52 % детей участвуют в уходе за домашними животными и растениями;

40 % детей помогает в работе в цветнике и в огороде;

60 % родителей читают детям книги о природе;

50 % детей любят смотреть передачи о природе;

65 % детей знают о защите природы;

40 % родителей наряжают на Новый год искусственную ёлку;

60 % мастерят кормушки для птиц;

40 % мастерят скворечники.

Анкета для родителей № 2

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? — Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Анализ анкетирования показал положительное отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников и его реального осуществления в семье:

— в 72 % семей дома живут животные: кошки, собаки, рыбки, хомячки, попугайчики;

— в 86 % семей имеются комнатные растения.

Предложения родителей по организации экологического образования вдетском саду:

1. Привлечение большего количества детей к исследовательской работе наблюдений за развитием живой природы.

2. Открыть в детском саду уголок обитателей живой природы.

3. Организовывать выездные экскурсии на природу, выставки природного материала.

4. На участке детского сада посадить больше цветов и плодово-ягодных деревьев для последующих наблюдений.

Анкета для родителей № 3

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

- Ф. И. О.

- Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

- Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

- На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

- Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

- Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

- Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

- Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали специфику семейного экологического воспитания и выяснили, что родителей нашего ДОУ можно условно разделить на три категории:

— родители, которые имеют достаточную информацию в области экологического воспитания, знакомят своих детей с миром природы, участвуют в воспитательно-образовательном процессе;

— родители, которые имеют некую информацию в области экологии и принимают участие в воспитательно-образовательном процессе при условии значимой мотивации;

— родители, которые высказывают малую заинтересованность в воспитании экологической культуры ребёнка и нежелание участвовать в работе ДОУ по данной теме.

Было выявлено, что:

73 % опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы;

24 % — имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей;

3 % — понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы. Если выразить данные, полученные при анализе анкет, то мы получим вот такую диаграмму:

Анкетирование родителей позволило определить задачи и разработать перспективный план сотрудничества ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей.

Месяц

Формы проведения

Задачи

Содержание

Ответственный

Предполагаемый результат

Сентябрь

Диагностирование детей, анкетирование родителей.

Родительское собрание «Экологическое образование в ДОУ» — что это такое?

Стенд «Знай, люби и береги»

Показать значимость экологического образование в дошкольном возрасте, раскрыть цели и задачи.

Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Повысить эколого-педагогическую культуру родителей.

«Дети и экология»-демонстрация видео фильма.

«Берегите природу»-выступление детей. Выставка работ детей и педагогов и правовые документы.

Педагоги и специа-

листы ДОУ.

Проявление заинтересованности родителей к жизни ДОУ, вопросы родителей.

Октябрь

Семинар-практикум «В царстве лекарствен-

ных растений»

Расширить представление родителей о системе оздоровления детей. Повысить коммуникативность родителей на основе свободного обмена семейным опытом

Система оздоровления детей в ДОУ.

Экскурсия «Фитобар»

Врач, педагоги ДОУ.

Повышение компетентности родителей.

Ноябрь

«Мы и наши дети».

Познакомиться с традициями семейного воспитания.

Рекомендации по организации семейных праздников.

Музыкальный руководитель, педагоги ДОУ.

Повышение активности родителей.

Декабрь

Природо-охранная акция «Сохраним ёлку-красавицу»

Привлечь внимание родителей к участию в природоохранной деятельности.

Проведение конкурсов в группах.

Выставка плакатов и рисунков.

Педагоги и специалисты ДОУ.

Активное участие в акциях.

Январь

Неделя открытых дверей «Неделя экологической культуры»

Познакомить родителей с содержанием работы ДОУ, повысить умение родителей.

Проведение занятий с участием родителей, консультации специалистов.

Заведующая педагоги и специалисты ДОУ.

Участие родителей в педагогичес-ком процессе.

Февраль

Туристические походы

Расширить природоведческие знания детей и родителей. Вызвать интерес у родителей.

Сценарий

Педагоги и специалисты ДОУ.

Активное участие родителей с туристических походах.

Март

Праздник «Мы построим птицеград»

Расширить представление о роли птиц в природе и жизни человека.

Сценарий

педагоги и специалисты ДОУ

Совместное изготовление скворечников.

Апрель

Экологическая игра «Счастливый случай»

Закрепить знания детей о природе родного края. Повысить коммуникативность родителей в процессе игры.

Первый тур игры проводится в группах, победитель выступает в итоговой игре, фотовыставка

педагоги и специалисты ДОУ

Совместное участи родителей и детей

Май

Конференция на тему «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе» -задача семьи и детского сада.

Проанализировать совместную деятельность ДОУ и семьи по экологическому образованию детей.

Обозначить эффективные формы сотрудничества.

Итог совместной работы за год. Опыт родителей по экологическому воспитанию детей в семье.

Весь пед. коллектив

Повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей.

Продуктивной формой работы стала проведение родителями вечеров и досугов по экологическому воспитанию дошкольников. В ДОУ провели интересные встречи со смотрителем водоёмов Волго-Ахтубинской поймы, ветеринаром, орнитологом.

Результатом разработанной системы сотрудничества ДОУ и семьи была посвящена итоговая конференция, целью которой было проанализировать совместную деятельность ДОУ и семьи по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, обозначить методы активизации и обогащения воспитательных умений родителей через распространение семейного опыта; закрепление эффективных форм сотрудничества ДОУ и семьи. Проведению конференции предшествовала большая предварительная работа: повторное анкетирование родителей, диагностирование детей. Таким образом, анализ повторного анкетирования показал:

90 % родителей — осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы;

9 % имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей;

1 % — понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.

Результат работы ДОУ по данному направлению показал, что систематическое сотрудничество с родителями, организованное взаимодействие родителей и ДОУ позволяет оптимизировать систему работы по экологическому воспитания дошкольников. Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущее в созидателях жизни.

Литература:

  1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология /С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
  2. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
  3. Жерневская, Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — № 3. — С.87–94.
  4. Зверева, О.Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.
  5. Зиновьева, М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М. В. Зиновьева. — Москва, 2001. — 199 с.
  6. Мартынович, В. А. Приобщение детей 6–7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей / В. А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle