Библиографическое описание:

Саханская Л. П. Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 100-103.



Родное слово – основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, учитывающие возможности, интерес и потребности детей раннего возраста, разработанная на основе практического опыта воспитателя.

Речь в жизни каждого из нас играет важную роль. Это одна из главных потребностей и функций человека. Современная действительность требует от нас совершенного владения речью, развитого умения грамотно, точно и беспрепятственно излагать мысли, передавать или усваивать накопленный опыт. Общение при помощи речи существенно упрощает процесс понимания. Речь выступает связующим звеном во взаимосвязи между поколениями.

Судить о начале развития личности ребёнка без оценки его речевого развития невозможно.

Психологи считают, что сенситивным периодом развития речи является возраст 2-5 лет. А как непосредственно перед школой мы помогаем ребенку освоить родной язык и функции речи (навыки общения, умение понятно изложить, что чувствует, над чем размышляет, о чем узнал)? Насколько прочным является то, чему учили детей на занятиях, т. е. каково «качество» их самостоятельных высказываний и уровень речевой активности [3].

Почему так важно научить ребёнка говорить и говорить правильно? Потому что, полноценное развитие ребёнка невозможно без овладения родной речью. Дети, не умеющие говорить, отстают в своем психологическом развитии. Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов: ухудшение состояния здоровья детей; недостаточность общения родителей с детьми; снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагога к речевому развитию детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Основная часть. Для проведения этой работы были созданы все оптимальные условия. Усовершенствованы ранее разработанные подробные планы-конспекты («Сладкое дерево», «Путешествие на воздушных шарах»).

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.

D:\Мои документы\игры.jpgВозникающая способность ребенка к обобщению свидетельствует о новой функции коры головного мозга – деятельности второй сигнальной системы, т.к. только ей присуще свойства обобщения и отвлечения [9].

Важное значение имеют специальные занятия, которые при правильном и систематическом их проведении способствуют развитию всех сторон речи, которые в разные возрастные периоды развиваются неравномерно и в большей степени зависят от индивидуальных особенностей. Но только при своевременном и полноценном для каждого возрастного периода уровне формирования всех сторон речи можно достичь оптимального результата к 3 годам [6].

Дидактическая игра — это игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения и навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса; в силу индивидуально возрастных особенностей и мышления в этом возрасте, дети быстро отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми: они без усилий, с интересом и даже с удовольствием повторяют нужные действия, слова и т. д.

Мы в группе предпочитаем делать игры своими руками, ориентируясь на возрастные особенности и интересы детей. Стараемся делать игры и пособия вариативные (одну игру использовать на разных занятиях, ставя перед детьми новые задачи, соответствующие возрасту детей, усложняя действия игры). Вот некоторые из развивающих игр, пособий.

«Ты, чей малыш?»

На альбомном листе нарисованы дикие животные и их детеныши. Лист заламинирован.

Цели и задачи: развивать представление об окружающем живом мире; расширять словарный запас – знакомит с названиями диких животных и их детенышей; учить находить парные изображения. Вариант задания: воспитатель показывает детям маленькие карточки с изображением, называет, что изображено на этой карточке. Ребенок должен найти и положить на большую карту маленькую карточку и назвать, что изображено на ней.

Применение: как часть занятия, во время индивидуальной работы с детьми, во время самостоятельной деятельности детей.

«Тучка и капельки»

Картинки А4 с разными по цвету домики, дверки и персонажи сказки «Колобок». Вырезаем «дверки» и персонажей сказки.

Цели и задачи: ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями: красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный, развивать интерес к театрально-игровой деятельности. Вариант задания: покажите ребенку картинки с разноцветными домиками, назовите цвета. Но вот бежит лиса, она хочет съесть колобка. Нужно поскорее спрятать колобка – закрыть в домике дверку, чтоб лиса не съела его. Но дверки должны быть по цвету такими же, как и домики. Играть можно на примере сказки «Колобок», немного изменив её на свой лад.

Применение: как часть занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, во время совместной театрализованной деятельности с детьми, во время индивидуальной работы с детьми, во время самостоятельной деятельности детей.

В дидактических играх закрепляются в памяти детей знания о предметах, соответствующие им свойства и действия с ними. Используя ту или иную дидактическую игру, я предусматриваю определенный программный материал, т. е. то, чему дети обучаются. Так, например, дети учатся правильно называть цвет, игрушки, различные предметы посуды, одежды и т. д. Игровая ситуация в этих играх чаще всего заключается в угадывании или загадывании.

Если я закрепляю названия определенных предметов, то подбираю именно эти предметы. Например, на столе мяч, волчок, мишка, матрешка. Я кладу на стол еще башенку. Ребенок должен назвать башенку (для детей младшей группы это новое название).

Если я закрепляю названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям. Например, с целью закрепить у детей точное название цвета, я подбираю для дидактической игры «Угадай, что спрятала» несколько однородных предметов разного цвета. На столе шесть флажков: синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой. Я прячу голубой флажок. Водящий ребенок должен назвать признак предмета. Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен; назначение предметов и смысл вопросов должны быть ясны и понятны детям. Количество предметов (и картинок) для дидактических игр в каждой возрастной группе должно быть достаточным для вовлечения в игру всех детей.

В младшей группе дидактической игре обычно отводится всё занятие целиком. В начале занятия я показываю предметы или картинки, предназначенные для игры, спрашиваю о каждом предмете, что это, объясняю содержание игры, даю образец ответа.

В работе с детьми используемые мною дидактические игры могут быть разнообразны, выбор определённой игровой тематики зависит от поставленной цели. Спектр дидактических игр разнообразен. Среди них выделяют настольно-печатные игры, при помощи которых решаются задачи по развитию речи. Это и словесные игры, построенные на словах и действиях играющих, в которых дети учатся, опираясь на имеющийся опыт представлений о предметах, углублять, уточнять и расширять знания об их свойствах, назначении и действии с ними в новых ситуациях (начало предметно-поисковой деятельности).

М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Особое внимание уделяется использованию пальчиковых игр.

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, так как кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, очень полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Образовательный процесс в группе строим с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии, так и в отдыхе. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети выбирают определенный центр активности, сложность материала. Использованию дидактических игр с учётом индивидуализации обучения в нашей группе способствует доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, ориентируясь в которых, ребёнок самостоятелен в своем выборе, развиваясь в собственном темпе.

IMG_2313.JPGСпустя некоторое время доска выбора пополняется новыми более сложными материалами, которые усложняют учебную задачу, сохранят новизну и интерес детей к предложенным центрам активности.

Так как, речь окружающих взрослых, в частности воспитателя – основной источник речевого развития детей, я общаюсь с детьми на протяжении всего времени пребывания в ДОУ и за его пределами: в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, организую их игры, разговариваю с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомлю детей с речью авторов художественных произведений во время чтения.

Опыт моей работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно. Однако подобное взаимодействие не возникает сразу, ему предшествует целенаправленная работа всего педагогического коллектива нашего ДОУ, в ходе которой родители периодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Для активного привлечения родителей к решению вопросов развития речи дошкольников мною был разработан и внедрён в практику работы детского сада краткосрочный практико-ориентированный проект «Умные игры». Целью проекта стало формирование у детей и родителей заинтересованности и умения играть в дидактические настольные игры.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от окружающих ребёнка взрослых. Малыш начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Для этого очень важно говорить с ребенком четко и понятно, обращать внимание на правильность своей речи. Если не разговаривать с малышом, не объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Итак, одним из средств, стимулирующих развитие речевой деятельности, является дидактическая игра, как ведущий вид деятельности дошкольника. Ведь именно в игре ребёнок приобретает первоначальный опыт для всей последующей жизни в интересах речевого развития раннего возраста необходимо: обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи, предоставлять детям условия, содействующие развитию их слуха и речевого аппарата: а) создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную настроенность, обусловливающую желательные речевые реакции; б) создавать фон тишины. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживая ребенка и всячески стимулировать его к активной речи. Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей: а) правильно организовывать самостоятельную игру детей, обеспечив ее надлежащим помещением, игрушками и руководством; б) по плану проводить организованные игры, согласовывая их с интересами, развитием и возрастом детей. Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по возможности не нарушаемой радости. «Помнить, что ребенок – это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей» [8].

Литература:

  1. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» / В. Миленко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 121-125.
  2. Печора. К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
  3. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.– М.: Просвещение, 1991.–160 с.
  5. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.
  6. Дёмина Развитие речи детей раннего возраста.
  7. Новосёлова С. Л. Дидактические игры с малышами до 3-х лет.
  8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. Изд.5-е – М.: Просвещение, 1981.–160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle