Библиографическое описание:

Михайлова И. В., Каликова Е. А., Колодяжная М. А. Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 74-76.



Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в сотрудничестве с воспитателем и родителями, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Опираясь на опыт известных педагогов, главной целью метода проектной деятельности в ДОУ № 71 «Зоренька» города Волжского мы определили — развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Соответственно цели, мы применили и задачи проектной деятельности, предложенные авторами.

Общими задачами развития, специфичными для каждого возраста Л. С. Киселева и другие определили:

— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие познавательных способностей;

— развитие творческого воображения;

— развитие творческого мышления;

— развитие коммуникативных навыков.

Кроме того, проекты делают образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Актуальность проектной деятельности: во-первых, исследовательская деятельность позволяет организовать обучение таким образом, чтобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на развитие творческих способностей. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.Помощь может выражаться в форме предложений, предположений: «А что, если мы попробуем?..», «Я бы посоветовала использовать…».., «Мне кажется, что нужно…» и т. д. Предназначение дошкольного возраста состоит не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей. Во-вторых, проект позволяет формировать у детей следующие умения:

— видеть проблему и ставить вопросы;

— анализировать;

— обобщать и делать выводы;

— высказывать предположения и планировать их проверку.

В-третьих, именно занятие интегрированного типа, построенное на игровых приемах, позволяет реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности (познавательная, изобразительная, музыкальная) являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности. Задачи, которые решают дети в ходе исследовательской деятельности, способствуют такому развитию.

Далее мы представим опыт реализации технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении № 71 «Зоренька» города Волжского. В ходе апробации опыта передовых педагоговнами были выделены основные этапы их проведения.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

I этап разработки проекта — целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. Выбор темы — это первый шаг воспитателя в работе над проектом. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую предлагается подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза — это и есть цель проекта). Сначала проводится обсуждение, в ходе которого дети выясняют, что им известно об этом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы они были видны всем. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, хорошо знакомые детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Здесь важно, чтобы педагог терпеливо, с уважением выслушал мнение каждого ребенка, проявил тактичность по отношению к самым нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Обсуждая поставленный вопрос, дети, естественно, опираются на свой личный опыт. В проекте необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Поиску правильного ответа на поставленный вопрос способствуют различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступающие предложения дополняют тематический план, предложенный воспитателем. Важно, чтобы педагог проявил гибкость, готовность корректировать свой план и даже жертвовать ранее запланированными формами работы ради интересов детей. Показателем высокого профессионального мастерства воспитателя является его готовность отступить от стереотипов. После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом — его практическая часть. Детям свойственно исследовать, экспериментировать, творить. Педагог должен создавать такие проблемные ситуации, которые побуждают ребенка к самостоятельным исследованиям, экспериментам, формулированию гипотез. Среда, которая окружает ребенка, должна быть как бы незаконченной, незавершенной. Примером тому могут служить уголки по познавательно-практической деятельности. Воспитатель принимает активное участие в разработке проекта, оказывает помощь при необходимости, направляет детей, но ни в коем случае не делает ту работу, которую дети сами могут выполнить. В процессе у детей должны выработаться и сформироваться определенные навыки, приобрести новые полезные знания и умения.

IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту мы всегда приглашаем гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Всегда стараемся, чтобы форма защиты проекта была яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя.

Успешный проект надо планировать, постоянно помня о конечном результате, и организовывать вокруг основных концепций и понятий. Георг Кристоф Лихтенберг сказал: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим». Самое трудное, как оказалось в процессе работы, — выбрать интересную тему проекта. Оптимальный выход — фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место. Также очень важным моментом проектирования является — мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу. Успех проекта зависит от того, насколько сильно были увлечены дети, и даже их родители поставленной перед ними задачей. Ведь проектная деятельность предполагает дальнейшую совместную работу с родителями. Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия, как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области. Взаимодействие с семьёй — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Творческое взаимодействие педагогов и семьи является одним из наиболее важных, которое заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении интересов ребёнка. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.

За 3 года внедрения проектной деятельности в ДОУ нами было проведено много различных проектов: «Огород на подоконнике», «Мои друзья дорожные знаки», «Театр народной игрушки», «Русские народные сказки», «Мой домашний любимец» и многие другие. Итогом некоторых проектов стали мини-музеи. Чтобы легче ориентировать проект на освоение содержания проблемы и помочь воспитанникам сконцентрироваться на важных аспектах решаемой проблемы; подбираем литературу, наглядный и дидактический материал, проектируем план оценивания; придумываем задания, где будут учитываться потребности, которые будут связывать воспитанников с внешним миром, и будут включать развивающие и исследовательские задания и т. п.

Таким образом, метод проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Как отмечает В. Н. Журавлёва, проектная деятельность выступает уникальным средством обеспечения сотрудничества педагога, родителей и детей, способом организации личностно — ориентированного подхода к образованию. Кроме того, проектная деятельность открывает возможности и для формирования представлений об окружающем, так как ребёнок не только накапливает достаточно большой объём новой информации, но в совместной деятельности эти представления становятся более прочными, обобщёнными. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что спецификой использования метода проектов в дошкольной практикеявляется то, чтовоспитатель — организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он — основной руководитель проекта, при этом — партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Литература:

  1. Виноградова Н. Е., Е. П. Панков. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. — М.: Айрис — пресс, 2013.
  2. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.:– 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2011.
  3. Лихтенберг Г. К. Цитаты. «Афоризмы и высказывания». Цитаты учёных. — 2013.
  4. Реброва В. И. «Проект как форма совместной деятельности детей и взрослых в соответствии с новыми ФГТ» / «Детский сад будущего — галерея творческих проектов» № 01 — СПб, ООО «Галерея проектов», 2011.
  5. Реброва В. И. «Проектная деятельность в образовательной практике современного детского сада» / «Детский сад будущего — галерея творческих проектов» № 03 (04) — СПб, ООО «Галерея проектов», 2012.
  6. Украинцева О. П. Проектная деятельность при взаимодействии с семьёй // Воспитатель ДОУ. – 2012. — № 5.
  7. Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы // Дошкольное воспитание. — 2010. – № 5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle