Библиографическое описание:

Камышова Т. В., Костина С. Б. Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 48-54.



Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель;

Костина Светлана Борисовна, воспитатель

МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма организации воспитательно-образовательной работы, компетентность педагога.

Вопрос о развитии познавательной деятельности дошкольников в теории и практике педагогики стоит особенно актуально. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [1, с.24].

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребёнка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.). Задача может быть сложной, она имеет много действий, конченый результат значительно удалён от начального этапа решения. И, наоборот, совсем простая задача может представлять определённую трудность, если способ её решения неизвестен, то нужно искать. Трудность (а не сложность), которую преодолевает человек в процессе поиска решений, является важной отличительной чертой проблемной задачи [2].

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенности личности, которые называют признаками творческой личности:

— способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;

— умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

— умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

— способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);

— готовность памяти (овладение достаточно большим объёмом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;

— креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс [4,с. 47].

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетенции по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Посмотрим особенности организации проектного метода как вариант познавательной деятельности детей дошкольного возраста:

— в основе метода — активная познавательная деятельность ребёнка;

— исходный пункт познавательной деятельности ребёнка внутри проекта;

— детские интересы;

— содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей;

— дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

— познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер, мероприятие (показ костюмов сшитых совместно с родителями) как заключительный этап проекта.

Типы проектов в ДОУ (творческие, игровые, практико-ориентированные, информационно-исследовательский).

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической, сюжетно-дидактической, подвижной, режиссёрской.

Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития дошкольников является информационно-исследовательский проект.

Структура и примерное содержание информационно-исследовательских проектов.

Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.

Задачи:

1. Развитие у детей потребностей в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).

2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определённой области знаний).

3. Формирование у детей познавательных умений.

4. Получение, углубление и систематизация представлений в определённой области.

Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.

Организация проекта включает в себя три основных этапа.

Этап 1. Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Проблема исследования выявляется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.

В качестве примера можно предложить следующую проблему, небрежное отношение детей к одежде и причина этого: на протяжении одного месяца в детском саду изучали, откуда берётся материал, какой он бывает, где, кто и как шьёт одежду. Дети с помощью воспитателя и родителей узнали, сколько труда надо для того, чтобы получилась одежда. Устраивали выставки аппликаций «Я модельер», изготавливали с помощью родителей «Книжки-малышки», итоговым мероприятием был показ костюмов. После подробного изучения проблемы дети стали обращать внимание на свойства материала, а узнав, сколько труда вкладывается в каждое платье, рубашку и т. д. стали аккуратнее и бережней относится к одежде.

Гипотеза исследования выдвигается на основе определённой и хорошо осознанной детьми проблемы в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы, экскурсий, экспериментирования. Она окончательно формулируется воспитателем в доступном для детского понимания варианте и обсуждается. Например, исходя из рассмотренной выше проблемы, можно выдвинуть следующую гипотезу: одежда — проходит очень длинный путь преобразования. Например, льняная: сначала лён растёт, потом из нитей ткут ткань, затем красят и только после этого длительного процесса, швея из него шьёт одежду. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования). На этом этапе организации проекта определяются результаты исследования. В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:

— коллекция;

— альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

— выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта;

— придуманные и созданные детьми игры и пособия.

Этап 2. Организация исследования в рамках проекта.

На этом этапе предполагаются организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

1. Сбор, анализ информации.

2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена, как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр.

Этап 3. Презентация результатов исследовательской деятельности детей. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии вашего ребёнка. С. Л. Рубинштейн, исходя из конкретных представлений о механизмах развития человека, сформулировал ряд положений: для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения.

От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Исследования показывают, что с помощью воспитателя дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умения слышать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности.

Ребёнок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения с взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребёнка, его познавательной активности [5].

Следовательно, педагог должен, увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольника. А так же иметь такие личностные качества воспитателя, как стремление к саморазвитию, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий воспитатель может сформировать у дошкольников познавательную активность.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Булычёва А. И. Развитие умственной одарённости в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 2000. № 7. С.24.
  2. Денисенкова Н. С., Клопотова Е. Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормальной ситуации. Ребёнок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно-практическая конференция, посвящённая 70-летию памяти Л. С. Выготского. Москва — Бирск, 2004. С. 80- 89.
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
  4. Новопавловская, Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 8. — С. 47.
  5. Литвиненко, С. В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С. В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации (Электронный ресурс). — 2010. — 4. — Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41–04/208-litvinenko
  6. Игровое обучение детей 5–7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Ивановой. — М.:ТЦ Сфера,2008. — 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle