Библиографическое описание:

Рябкова С. Б., Кадукова Ю. С. Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 98-100.



Игра в жизни ребёнка приобретает с самого рождения большое значение. Почти бессознательно, играя, он осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познаёт первые слова-сигналы и, вступая в контакт с окружающим миром, реагирует, координирует движения, наблюдает и запоминает, пополняя кругозор.

В играх у детей синхронно функционируют три составляющие: подсознание, разум, фантазия. Они участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и окружающим людям, распознавая, что следует принять, а что отвергнуть в этом мире. Главное предназначение игр — это развитие ребёнка, коррекция того, что в нём заложено и выявлено, и что выводит его на творческий путь [1, с. 3].

Игры и игровые упражнения помогают организовать детей, переключить их внимание, снять эмоциональное напряжение, улучшить психологическую атмосферу в детском коллективе.

Важную роль на занятиях и речевые игры [2, с. 132].

Речевые игры — одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности — ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма — являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста [2, с. 134].

Мы строим свою работу с детьми так, чтобы игра стала опорной системой любого занятия и чтобы увлечь своих ребятишек прибегаем к помощи «игротренинга».

Что же такое игротренинг? «Игротренинг» — комплексные занятия с детьми различного возраста на развитие всех каналов восприятия [1, с.9].

Цель нашей работы — музыкальное развитие детей дошкольного возраста.

Основные задачи:

— развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного характера;

— развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру;

— развитие музыкально-ритмических движений;

— развитие связной речи;

— развитие коммуникативных качеств;

— развитие слуховой зрительной и тактильной памяти.

В своей работе мы используем такие педагогические приёмы:

- Приём неожиданности;

- Любое изменение в зале (помещении);

- Волшебное дерево;

- Использую принцип «эстафеты».

Все игры, которые используются на занятиях, делятся на несколько групп:

  1. Игры по организации учебного процесса («Кто тише?», «Волшебная палочка»...);
  2. Игры для развития слухового и зрительного внимания («Угадай звуки», «Кто позвал?»...);
  3. Игры на развитие речи («Свеча», «Воздушный шар»...);
  4. Игры на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти («Описание предмета», «Фотограф»...);
  5. Игры на развитие творческой фантазии («На что это похоже?», «Художники»...);
  6. Игры на релаксацию («Цветы и дождик», «Ледяные фигуры»...).

Игротренинг превращается на музыкальных занятиях в систему двойной игры способом перехода от вербального к невербальному общению с применением жестов, мимики, условных знаков, хлопков, сигналов и т.п

7. Очень важную роль в развитии музыкальных способностей играют музыкально-дидактические игры, они являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение — в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них [4, с.5].

8. При использовании клавис на музыкальных занятиях решается множество задач: клависы —ритмические палочки, выполненные из бука. Игра на клависах развивает чувство ритма, слух, а так же музыкальные навыки [3, с.5].

Игра производится сидя на полу, на коленях. Руки должны быть перед собой, локти слегка расставлены в стороны, осанка прямая.

Метод, используемый в игре на клависах — метод метрической организации, т.е ритмической пульсации. Ребенок должен прочувствовать ритм через себя. Например, прием: «Простучать на клависах свое имя». Этот метод мы можем использовать в раннем возрасте.

– Игра: «Сделай как я». Педагог показывает, а дети повторяют.

Например: X II L + Г Т Х V

— Игра: «Эхо»

Муз. рук.: ТУ-КИ — ТАК; ТУ-КИ-ТАК

Дети повторяют.

— Игра: «Вы, скачите, палочки».

Вы, скачите, палочки,

Как солнечные зайчики. (Стучат по полу двумя клависами одновременно).

Прыг-прыг,

Скок-скок. (Х).

Прискакали на лужок (стучат по очереди по полу клависами)

Правой ножкой топ — топ, (стучат правой рукой).

Левой ножкой топ-топ (стучат левой рукой).

На головку сели («рожки»)

Песенку запели (Х).

— Игра по мнемотаблице.

Данная методика игротренинга помогает нам вовлечь в учебный процесс всех детей, применяя аудиальный, визуальный и кинестетический контакт, достигнув успешного усвоения программы.

Мы хотим, чтобы дети каждый раз спешили на музыкальные занятия, были активны, занимались с интересом, поэтому мы стараемся, чтобы каждое наше общение с детьми стало для них интересным «спектаклем», успех которого зависит от «режиссёра» и от заранее продуманного «сценария».

Литература:

  1. Игротренинг. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. А. Г. Назарова, — Санкт-Петербург, 2005.
  2. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения. О. Н. Арсентьевская, — Волгоград, 2011.
  3. Т. Э. Тютюнникова. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. — М.,2001.
  4. З. Я. Роот. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Москва 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle