Библиографическое описание:

Лапицкая С. А. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 66-70.



В статье раскрыта актуальность выдвижения на первый план ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития современного человека: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поисков взаимоприемлемых компромиссов и т. п.; уточнены сущность и структура понятия «толерантность»; освещена проблема формирования толерантности в дошкольном детстве, намечено содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте; проанализирована философская и психолого-педагогическая литература по данной проблеме.

В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности нашей страны и её населению.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в детские сообщества.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

«Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность — это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» [1, с. 4].

Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного [1, с. 5].

В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В. В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

Воспитание толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности, дошкольное образование. Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людямне зависимо от ихрасовой и национальной принадлежности — одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Учитывая, что Волгоградская область полиэтнична, надо понимать, что воспитание толерантности у детей дошкольного возраста — важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Наш детский сад в решении этой проблемы опирается на примерную региональную программу образования детей дошкольного возраста Е. Евдокимовой «Воспитание маленького Волжанина», М.: Планета, 2012.

В своей программе Е. С. Евдокимова пишет: «Региональная культура является первым шагом в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности. Она имеет свое культурное наследие, свои культурные ценности.

Русская земля щедра талантами, и в каждом регионе есть свои герои. Изучать традиции и культуру своего края необходимо уже в дошкольном возрасте» [6, с. 5].

Разработанный педагогами проект «Мы такие разные, но мы вместе» способствует решению проблемы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Цель проекта:Создатьусловия для формирования основ национального самосознания и любви к Родине через взаимоотношения, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

Задачи:

1. Познакомить детей с национальными традициями, играми, праздникам через взаимодействие с носителями нации.

2. Создать копилку познавательной информации для детей и их родителей.

3. Воспитывать патриотов, толерантных по отношению к людям других национальностей, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществлятьсяпо формуле: «родители + дети + учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детского сада и семьи, объединивших свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

В начале работы совместно с педагогом-психологом детского сада необходимо разработать вопросы к анкетам с целью выяснения многонациональности семей (детей), посещающих дошкольное образовательное учреждение. Необходимым условием проведения диагностики является то, что к анкетированию надо привлечь не только родителей, детей, но и сотрудников детского сада.

При обследовании 40 семей выяснено следующее: результаты анкетирования показали, что русскими себя считают — 26 семей, казахами — 10 семей, армянами — 1 семья, татарами — 2 семьи, чеченцами — 2 семьи.

На вопрос о месте рождения анкетируемые ответили, что они родились в Волгоградской области, Саратовской области, Алма — Аты, Элисте и т. д.

Семейные традиции и праздники существуют у 90 % респондентов; в основном — это «День рождения», «Новый год», «8 Марта», «23 февраля». Обследуемые респонденты отметили в анкете национальные праздники («Масленица», «Спас», «Пасха», «Троица») и мусульманские праздники («Ураза Байрам», «Наурыз», «Корбан-байрам», «Сабантуй»).

Национальные традиции существуют по данным опроса, в основном, только на свадебных церемониях.

30 % анкетируемых ответили, что играют с детьми в национальные игры «Жмурки», «Горячая картошка», «Цветы и ветерки», «Вода, воздух, земля», «Городки».

100 % опрашиваемых готовят блюда национальной кухни: блины, борщ, плов, чак-чак, квас, лагман и многое другое.

На вопрос: «На каком языке Вы общаетесь дома?» — 100 % семей ответили, что общаются на русском языке.

Некоторые родители поделятся с детьми своими знаниями об особенностях своей национальной культуры и своих традициях.

Благодаря родителям в детском саду может состояться выставка национальных костюмов, и посуды.

C:\Users\Admin\Desktop\SAM_1587.JPGC:\Users\Admin\Desktop\IMG_0784.JPG

В процессе этих выставок дети узнают об их особенностях и назначении экспонатов. Особенно в национальных традициях очень хороша национальная свадебная кукла Казахстана. Эту куклу выносят на свадьбах и раздают подарки, которые лежат в коробе этой куклы (сладкие подарки из короба доставят радость и детям).

C:\Users\Admin\Desktop\Rg1rsBl5OuU.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\P1020119.JPG

Огромный интерес у детей вызывают игры народов разных национальностей. Особенно, когда совместно с детьми, играют их родители. Приходят в гости и бабушки, которые могут знакомить детей со сказками разных народностей.

Особое уважение и удивление вызывает у дошкольников исполнение песен на национальных языках, которые могут исполнить родители и их дети, особенно, если при этом они будут сопровождаться музыкальными народными инструментами.

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0811.JPG

На основе полученных знаний можно изготовить буклеты для родителей. Буклеты могут быть с рецептами приготовления национальных блюд России и ближнего зарубежья. Кроме этого, в этих буклетах может быть описание правил не только русских народных игр, и игр других народов, проживающих в городе. В эти игры родители могут поиграть с детьми дома.

Дети могут принести фотографии своей семьи. В результате этого выпускается газета «Моя любимая семья».

Огромным доказательством силы дружбы людей разных национальностей — победа в Великой Отечественной войне. В рамках проекта можно реализовать региональную акцию «Цветы победы». Дети совместно с родителями нарисуют эскизы: «Клумба Победы», «Аллея Победы». Для создания клумбы в детском саду можно привлечь студентов факультета ландшафтного дизайна региональных университетов, которые разработают индивидуальные эскизы. Учитывая пожелания детей, можно также разработать дизайнерский проект «Сирень Победы».

Примечательно то, что каждый сорт сирени получил свое название от селекционеров России и Белоруссии в честь героев Великой Отечественной войны. Важно, что над посадкой саженцев сирени, будут трудиться дети и родители разных национальностей. Это и является очевидным доказательством устранения неравенства между детьми:

- Дети познакомятся с традициями, праздниками, языком, блюдами, с костюмами разных народов.

- Узнают о том, что игры разных народов очень похожи между собой.

- Дети разных национальностей начинают познавать науку обучения с букваря (национального), поют песни о Родине, о маме, о солнце…

- Дети учатся понимать, что человеческие качества никак не связаны с цветом кожи или разрезом глаз; что относиться плохо нужно к человеку злому, жадному. А к людям добрым и честным относиться с добром и внимание независимо от их национальности.

Результаты исследования показали, что:

- Необходимо созданиетолерантногопространствадошкольногоучреждения, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром.

- Педагогический коллектив — модель, по которой ребенок может сформировать свое представление о взрослых, о способах, приемах общения и взаимодействия. Поэтому цели и задачи самосовершенствования, саморазвития коллектива в плане формирования толерантного пространства, в котором укрепляется атмосфера уважения, доброжелательности и внимательного отношения друг к другу, являются первостепенными в жизни образовательного учреждения.

- Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

- В основе взаимодействия педагогов и родителей должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

- У основной части детей отмечается высокая самооценка по всем параметрам.

- У детей снижается уровень тревожности, агрессии.

- Повышается уровень интеллектуального развития.

- Вербальный уровень повышается на 43 %. Невербальный на 18 %.

- Дети более уверены в себе, коммуникабельны, в их словаре появляются знания о толерантности, они становятся более толерантны по отношению к окружающим.

- У детей увеличивается словарный запас, улучшается связная речь.

- У дошкольников повышается уровень знаний о традициях своего народа, его ценностях, а также понимание и уважение к народам малой Родины, их культуре и обычаям.

Можно сделать вывод, что формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Литература:

  1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22–23 апреля 2004 г.] / [сост. Н. Н. Мазняк, В. К. Кузнецова, И. Б. Белая]. — СПб., 2005.
  2. Боголюбова М. И. «Интернациональное воспитание дошкольников М., Просвещение. 1988.
  3. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. — М.: Школьная Пресса, 2010.
  4. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. — 2002. — № 7.
  5. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». — М: АРКТИ, 2003.
  6. Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. — Волгоград, 1999.
  7. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle