Библиографическое описание:

Киселёва Н. А. Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 54-56.



В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разработана новая форма сетевого взаимодействия «Межведомственный творческий конкурс». На примере конкретной формы работы раскрыт процесс формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Ключевые слова: образовательная область, сетевое сотрудничество, межведомственный творческий конкурс, партнерские отношения.

В связи с вступлением в действие с 01.01.2016 г. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении строится на основе образовательной программы, разработанной и утвержденной педагогическим коллективом. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы — образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования воспитанников по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется конкретными целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие детей от 3-х до 8 лет предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В процессе реализации данной образовательной области у детей формируется опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях и опыт художественно-творческой деятельности, возникающей от произведений под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Каждый ребенок по-своему воспринимает художественное произведение и художественные образы, обогащает их собственным чувствами, воображением и соотносит со своим личным опытом. В связи с чем, одной из ведущих задач деятельности педагога в этом направлении — поиск форм работы, направленных на развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» как основы формирования художественно-эстетической культурыличности дошкольника.

С целью реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 «Журавушка» г. Волжского Волгоградской области» (далее — МДОУ д/с № 38) широко использует сетевое взаимодействие с социальными организациями городского округа — город Волжский Волгоградской области. Задачами данного сотрудничества направлены на совершенствования и поиск инновационных методик, технологий и форм работы с дошкольниками.

С 2008 г. МДОУ д/с № 38 заключает договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с МБУ «МИБС» филиал № 11, главными задачами которого является:

1. Организация творческого досуга детей познавательной и гражданско-патриотической направленности;

2. Знакомство с различными видами искусства (литературным, театральным, изобразительным);

3. Популяризация литературного чтения среди старших дошкольников.

В результате многолетнего сотрудничества, в 2012 г. была разработана новая форма сетевого взаимодействия — Межведомственный творческий конкурс. К участию в конкурсе приглашаются дошкольные образовательные учреждения и начальное звено средних образовательных школ.

Важной особенностью данной формы работы является направленность на воспитание в детях гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, к природе родного края, гордости за ее прошлое, ее историю, ее достижения, уверенности в том, что Россия — великое государство, могучая страна с историческим, героическим прошлым и счастливым будущим.

Проведение межведомственного творческого конкурса создает условия для:

— выявления креативных педагогических способностей у воспитателей, активизация творческой инициативы педагогов;

— построения партнерских взаимоотношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников в организации творческого досуга дошкольников.

— объединения детских общественных организаций с целью развития внутреннего детского творческого потенциала, которая находит отражение в задачах конкурса.

Работа по проведению Межведомственного творческого конкурса включает несколько этапов:

1. Подготовительный этап — разработка и утверждение положения о проведении конкурса всеми участниками (на основе типового положения о проведения конкурсов), определение сроков проведения, места проведения, тематики конкурса, содержания, категории участников, членов жюри и оргкомитета.

2. Основной этап — проведение конкурса, конкурсное выступление участников, заполнение протокола конкурса.

3. Заключительный этап — подведение итогов, награждение призеров и лауреатов.

Положение межведомственного творческого конкурса определяет:

— возрастную категорию участников (дети от 3 до 12 лет в зависимости от номинации);

— участников (воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся начальной школы);

— место проведения — Библиотека-филиал № 11 или образовательные учреждения;

— форма проведения — отборочный тур (в ДОУ, школе) и итоговый тур (в библиотеке).

Хочется отметить многообразия форм межведомственного творческого конкурса:

— межведомственный литературно-поэтический конкурс,

— межведомственный литературно-художественный конкурс,

— межведомственный литературно-художественный караоке-конкурс,

— межведомственный литературно-музыкальный конкурс и др.

Форма конкурса определяет состав жюри, в который входят представители общественности (первостроители города, ветераны ВОВ, детские писатели и художники города, учителя детской музыкальной школы и др.) и номинации конкурсной программы: лучший чтец поэтического произведения, лучший исполнитель музыкального произведения, лучшая художественная работа; лучшая ручная работа, лучшая совместная работа. В 2015 году введена категория «Мастер» для участия в конкурсе педагогов в рамках аттестации педагогических работников.

Данная форма работы позволяет на основе тематического принципа построения образовательного процесса в ДОУ органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения, что находит отражение в разнообразии тематики конкурсов:

Природа России и родного края: «И снова осень…» (2012 г.), «Зима-кружевница» (2013 г.);

Творчество русских и советских поэтов «Несказанное, синее, нежное!» (посвященный творчеству С.Есенина, 2015 г.);

Памятные даты в истории России: «Нам подвиг Сталинграда — не забыть» (2012 г.), «Для Вас и о Вас — ВЕТЕРАНЫ» (2015); «ВОЛЖСКИЙ — город Солнца на Волге-реке!» (посвященный Дню города. 2014 г.); «В космосе — 108 минут, в памяти на века!» (посвященный космонавту Ю.Гагарину, 2016 г.);

Я в мире человек!: «Новый год спешит на праздник!» (2015 г.), «Мартофлёр: От всей души с поклоном и любовью!» (посвященный 23 февраля и 8 марта, 2016 г.).

Важнейшим условием обеспечения развития личности ребенка при реализации любой образовательной области, является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития их компетентности. Именно привлечение семей воспитанников к участию в межведомственных творческих конкурсах, способствовало выстраиванию партнерских взаимоотношений с педагогическим коллективом. Постоянный интерес детей к проведению конкурсов, вызывал у родителей внимательное отношение к стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их участия в конкурсном движении в семье (отбор репертуара, подготовка костюма, аксессуаров для выступления, музыкального сопровождения), что в итоге сформировало дружеские взаимоотношения с близкими для ребенка людьми. С каждым конкурсом увеличивалось количество родителей, посещавших конкурсы, что создавало комфортное психологическое состояние участников конкурса.

По результатам проведения межведомственных творческих конкурсов, администрация и педагоги детского сада, подготовившие участников, награждались благодарственными письмами.

Таким образом, проведение межведомственных творческих конкурсов повышает уровень качества образования в дошкольном учреждении, рейтинг МДОУ д/с № 38 среди других дошкольных организаций города.

В заключение статьи, хотелось бы выразить благодарность сотрудникам МБУ «МИБС» филиал № 11 и учителям МБОУ СШ № 2 г. Волжского Волгоградской области за долгосрочное сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия и преемственности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказы и письма министерства образования и науки РФ.(ООО» ТЦ Сфера», Москва, 2014).
  2. Интернет-ресурсы: сайт DETSTVO-GID, администратор сайта Головина Б. Г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle