Библиографическое описание:

Васильева Е. В., Крайнова М. В. Проектирование в детском саду // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 22-26.



В предлагаемой статье говорится о том, что проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность. Проект — есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое ее выполнение.

Социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, развитие которого в последнее время поднялось на более высокий уровень. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой значительные преобразования организации управления и методической работы, потребовали совершенствование управленческой системы и системы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов [11, с.12].

В современных технологиях под методом проектов понимается как не жёстко сформулированное задание, нацеленное на получение наглядно представленного результата, выведенного путём самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности в рамках заявленной и совместно обсуждаемой темы.

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.

Метод проектов можно представить, как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителя и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Основоположник метода проектов — американский педагог У. Х. Килпатрик, который отмечал, что весь воспитательно-образовательный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению последующих опытов. Поэтому обучение, отмечает он, должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя: постановку проблемы; составление плана её реализации; оценку её выполнения.

У. Х. Килпатрик выделял 4 вида проектов: созидательный; производительный; потребительский — рассчитанный на изготовление предметов потребления; проблемный — преодолевающий интеллектуальные затруднения.

Использование этих проектов, по мнению У. Х. Килпатрика, не только подготавливает ребёнка к жизни, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой [3, c. 4].

Е. Г. Кагаров определил основные особенности организации проектной деятельности в работе с детьми: исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; проект должен осуществляться поэтапно; ведущим становится принцип самодеятельности — дети сами намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим. М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе с окружающей средой. По М. Крупениной, проектный метод состоит из пяти элементов: постановка задачи; разработка самого проекта принятого задания; организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии; непосредственно трудовая деятельность; учёт проделанной работы. В 20-х годах XX века выделяли следующие учебные проекты: по составу участников — коллективные и индивидуальные; по срокам реализации — долговременные и кратковременные; по целевой установке — игровые, общественно — полезные и производственные.

В практике работы современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна); ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы — оформление и дизайн группы, витражи); творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционные (повторяющиеся ежегодно, но каждый раз по-новому). Ни один традиционный проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание может оставаться прежним. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1–2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год). Работа над проектом включает деятельность педагога, родителей и деятельность детей и распределяется по этапам: на первом этапе педагог формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу. Дети на данном этапе являются инициаторами проекта, заявляя интересующую проблему, или входят в проблему выдвинутую педагогом, вживаются в игровую ситуацию, принимают и дополняют задачи проекта. На втором этапе педагог помогает в решении выдвинутых задач, оказывает помощь в планировании деятельности, организует деятельность. Дети же объединяются в рабочие группы, распределяют задания. На данном этапе к реализации задач проекта подключаются родители. На третьем этапе у детей идет активное накопление знаний, умений и навыков, педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта. На четвертом этапе педагог организует презентацию проекта, совместно с детьми оформляя продукт, полученный в ходе реализации проекта, а затем и представляя его зрителям или экспертам. Проект, который исполняют дети, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или родителей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Для этого они должны отчетливо понимать цель проекта. Поэтому, как правило, самыми удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам. То, что на первый взгляд кажется простым и неинтересным для взрослых, для ребенка представляет повышенный интерес.

Использование метода проектов в образовательном процессе в условиях развития ДОУ требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребёнок-взрослый». Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание детей [1, с. 43].

Таким образом, благодаря инновационной проектной деятельности происходит: развитие дошкольного учреждения, рост качества образовательного процесса, внедрение новых педагогических программ и технологий, разработка и апробация авторских программ, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, разработка педагогами разнообразных проектов. Для успешной реализации проектной деятельности необходимо дидактическое, методическое, информационное обеспечение.

Чем лучше живет человек, тем больше мусора на планете! Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары превратилось в настоящее мусорное бедствие для России. Первыми нашествие мусора ощутили города, сёла, в том числе, и наш родной город Волжский. Люди очень часто устраивают свалки прямо около своих домов, в парке, на берегу речки Ахтубы и реки Волги. Маленькая кучка мусора кажется незначительной, но, соединяясь с другими, становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит не эстетично, он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь. Накапливается огромное количество твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды. Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета, люди чаще болеют.

В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте, с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомков радовали своей красотой воде и леса, и поля, и реки, и горы. Но, приходя с детьми на лесную поляну, на берег реки Волги, можно увидеть бутылки и пакеты, след от кострища. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, дети ведут себя и поступают так же, как ведут себя и поступают их родители: развернув конфету, бросив фантик на тротуар, спокойно идет дальше. В рассказах детей дошкольного возраста нет и мысли о том, что после отдыха на природе, необходимо убрать за собой мусор.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка, и каждый раз у них возникают вопросы: «Откуда берется столько мусора?», «Куда отвозят мусор?». Возможно, использование педагогом технологии проектированияврамках экологического проекта «Сколько мусора выбрасывает детский сад?»залогполученияответов на эти не детские вопросы.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: эффективность использования технологии проектной деятельности может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия, если:

- родители и дети проникнутся данной проблемой;

- работа в рамках проектной деятельности будет реализована в триаде: родитель+ ребенок+педагог;

- взрослые своим примером смогут донести до детей важность проблемы содержания окружающей среды в чистоте;

- будут соблюдены интересы всех участников образовательного процесса.

Цель проекта:

Создание условий, способствующих:

- формированию у детей дошкольного возраста эмоционально — положительного отношения к окружающей среде родного города;

- повышению уровня информированности об его экологических проблемах;

- сохранению традиций познания и личной заботы каждого о природных ресурсах родного края, их рациональном использовании и восстановлении, минимизации накопления отходов и загрязнения ими территории города и Волги, эффективного вторичного использования отходов.

Задачи:

- способствовать развитию у детей интереса к природе родного края, двора; видеть красоту окружающего их мира;

- способствовать развитию потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды;

- формировать понятие о разнообразии отходов человеческой деятельности, научить детей утилизировать бытовой мусор;

- поддерживать у детей инициативу в создании благоприятной окружающей обстановки;

- формировать бережное отношение к природе, экологическую ответственность;

- вызвать желание научиться бросовым вещам давать вторую жизнь.

Продолжительность: средней продолжительности.

Тип проекта: информационно-творческий.

Проблема: Откуда берется мусор?

Ожидаемые результаты: Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Возникновение проблемы:

В день рождения, когда дарят имениннику подарки, наверняка, скапливается большое количество отходов от упаковок, полиэтиленовых пакетов… И, как следствие, у детей могут возникнуть вопросы: «Что такое мусор?», «Что с ним делать?» «Куда же это все можно выбросить?»… «Может быть, он бывает полезным?»

1 этап: подготовительный:

- Беседа с детьми на тему: «Мусору — нет!». — Воспитатель выносит проблему на обсуждение с детьми, рассказывает о путях реализации проекта;

- Анкетирование детей и родителей «Что вы знаете о мусоре?»

Выводы анкетирования:

Вопросы анкетирования

Ответы

да

нет

1.Знаете ли Вы, о глобальной проблеме всего мира — утилизация мусора?

34 %

66 %

2.Знаете ли Вы, что во многих странах мусор, для того чтобы использовать вторично, сортируют?

16 %

84 %

3.Занимаетесь ли Вы сортировкой мусора у себя дома?

54 %

46 %

4.Если бы ввели систему раздельного мусора, то есть начатия сортировки мусора у себя дома, Вы бы ему подчинились?

76 %

24 %

2-й этап: практический:

- целевая прогулка по территории детского сада;

- составление и изготовление лозунга: «Выкидывайте мусор в урны», конкурс сказок на тему: «Мусору — нет!»;

- сортировка мусора;

- изготовление для спектакля декораций и костюмов из бросового материала;

- работа в группе: изготовление кормушек для птиц из бросового материала.

3-й этап: итоговый:

Презентация проекта:

- показ театрализованной сказки «В гостях у Лешего».

Результаты. Успешной работе по реализации проекта способствовало:

- тесное сотрудничество воспитателя с родителями воспитанников по следующим направлениям: экологическое просвещение, информация по темам «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды»;

- совместная деятельность с детьми: участие в экскурсиях, экологических акциях, в опытно-экспериментальной деятельности, в театральной зарисовке;

- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек из бросового материала, костюмов, декораций);

- агитационная работа: помощь в оформлении лозунга «Выкидывайте мусор в урны»; составление сказок на тему: «Мусору — нет!»; подготовка и показ для малышей театрализованной сказки «В гостях у Лешего», взятой за основу тему: «Мусору — нет!», создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды; совершенствование уровня профессионального мастерства воспитателя по теме проекта; участие детей, родителей и воспитателей в работе по созданию чистой экологической зоны на территории ДОУ.

Проект «Отходы в доходы»

Проектная деятельность помогла:

- связать обучение с жизнью;

- формированию навыков исследовательской деятельности, развивать познавательную активность детей;

- действовать самостоятельно;

- планировать работу;

- доводить ее до положительного результата;

- проявлять инициативу и творчество;

- в проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т. е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от педагогов современная педагогика).

Самый важный результат обучения на проектной основе — формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Выводы. Использование в образовательном процессе ДОУ проектной деятельности на сегодняшний день для всех однозначно: современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

Необходимо вовлекать детей в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они могли научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством в решении многих воспитательныхидидактических задач в дошкольном образовании.

Литература:

  1. Васильева Н. И., Михайленко С. Ю. Эколого-коррекционный проект // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 6. — С. 43–46.
  2. З. С. Жеребцова Проектный метод в деятельности // Д/сад. Управление. — 2003.– № 24.
  3. А. О. Леменг О методе проектов в технологии дошкольного образования // Детский сад. Управление. — 2004. — № 4. — С. 3–4.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения /Авт. — сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, и др. — М.: АРКТИ,2004. — 96 с.
  5. Н. А. Рыжова Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание — 2002. — № 10.– С. 50–56.
  6. И. В. Цветкова Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 192 с.
  7. А. Н. Юшков Проектная деятельность: общие принципы // Детский сад. Управление.– 2003. — № 15–16. — С. 15–17.
  8. И. Д. Чечель Метод проектов // Директор школы. — 1998. — № 3. — С. 12-16.
  9. Е. С. Евдокимова Проект как мотивация к познанию// Дошкольное воспитание. — 2003.– № 3
  10. Л. Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» М., 2010.
  11. Т. Д. Пашкевич «Таинство педагогического проектирования в ДОУ». Барнаул 2009 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle