Библиографическое описание:

Пономаренко Н. В., Богатова С. Ю. Особенности нерефлексивного сознания в спорте // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 588-591.



В статье рассматривается вопрос о нерефлексивном сознании и его влиянии на спортивные достижения. Сознание человека один из самых загадочных феноменов не только для науки (антропологии, психологии, физиологии, биологии, неврологии и психиатрии, физики), но даже для мастеров спорта. Сегодня спортивная индустрия, больше обращённая в сторону коммерции, тоже заинтересовалась возможностями сознания, ведь спортсмены переживают колоссальные эмоциональный перегрузки и вынуждены использовать запрещённый допинг. На Востоке уже давно решили эту проблему, используя для релаксации скрытые особенности сознания, влияющие на тело человека, благодаря которым возможно, например, снизить эмоциональное выгорание и, как следствие, повысить спортивную результативность.

Ключевые слова: сознание, нерефлексивное сознание, спортивная психология, «остановка», мусин

Сегодня люди, занимающиеся профессиональным спортом, начинают понимать значимость использования скрытых возможностей нашей нерефлексивной части сознания, которое характеризуется определенной целостностью, которая не достигает отрефлексированного уровня психического переживания и самосознания. Уже появилась новая специальность — спортивная психология, целью которой является помочь спортсмену справиться с различными стрессовыми ситуациями для улучшения результатов. Спортивный бизнес начал обращать внимание на сознание спортсмена понимая, что любая деятельность человека это психофизическое, то есть динамическое взаимодействие души и тела, психики и организма, сознательного и бессознательного. Появилась новая необходимость изучать все возможности и стороны взаимного влияния сознания человека и его тела, использовать принципы объединения сознания и тела во всех видах спорта для высоких результатов. Сегодня перед профессиональным спортсменом рано или поздно встает вопрос о роли не только рефлексивной части его сознания, но и о влиянии нерефлексивной его стороны на действия и результаты соревнований.

В психиатрии есть такое понятие как изменённое сознание, относящееся к пограничным состояниям психики [Винарская, 2010]. Его рассматривают как особую адаптивную способность, которая отличается от обычного состояния сознания человека, но не являются патологией в психиатрическом понимании. Изменённое состояние сознания чаще наблюдается, когда человек находится в трансе, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под гипнозом. Учёные зафиксировали многочисленные его причины возникновения: во время молитвы и медитации; в период нахождения между сном и явью, засыпания или просыпания; при длительном голодании и в результате сенсорной депривации; в период переживания опасности и в режиме спортивных соревнований. Например, человек привык постоянно получать информацию из окружающей среды, которая является возбудителем рефлективного сознания. Попадая в ситуацию сенсорной депривации, сознание человека пытается найти любой стимул, который бы подействовал на его органы чувств. Отсутствие раздражителей из вне провоцирует автоматическое переключение на нерефлексивное сознание, происходит как бы обращение к своему внутреннему «Я», другому источнику бытия. Психика выбрасывает человека в состояние вынужденной медитации, которое возможно только после отключения всех внешних раздражителей сознания. Обычных людей это приводит в панику, но на востоке верят, что умение освободиться от внешнего раздражения позволяет не цепляться, «не останавливаться» на чём-либо, и раскрывает возможности нерефлексивного сознания, помогая человеку действовать в различных жизненных ситуациях «естественным» образом, инстинктивно. Эта способность сознания к переключению позволяет лучше справляться со стрессовыми ситуациями, не зацикливаясь на них.

Люди, которые участвуют в соревнованиях, то есть профессиональные спортсмены, тоже в какой-то степени находятся во время тренировок и соревнований в состоянии изменённого сознания. Это можно даже считать неким спортивным допингом, особым интуитивным чувством удовольствия и уверенности. Все спортсмены преодолевают усталость, боль, психологическое напряжение, но что-то движет их желанием вновь и вновь испытать вкус победы, восторга от соперничества. Так кто же из спортсменов добивается действительно высоких результатов?

Юрий Зуев в своей статье «Сознание в поединке» [Зуев, 1995] ссылаясь на трактат дзенского монаха Такуана Сохо «Тайное писание о непоколебимой мудрости [Фудоти симмё року]», описывает механизм влияния сознания человека на его деятельность хорошо изученный на востоке. Настоящие мастера боевых искусств хорошо владеют не только самими приёмами боя, уделяя огромное внимание достижению особого состояния сознания «мусин», что с японского переводится как «отсутствие разума». Используя в западном понимании резервов сферы человеческого «бессознательного», такое состояние позволяет выйти за пределы обычной линейной логики где нет оппозиций «бытие-небытие», «жизнь-смерть», «Я»-«не-Я», «добро-зло» [4]. Вот как описывает это сознание сам Такуан Сохо: «Видеть перед собой что-то и не позволять вниманию фокусироваться на нем — вот что такое непоколебимость. Ведь как только ум остановился, рождаются мысли, и в сознании воцаряется хаос. Когда хаос рассеивается, и мысли исчезают, остановившийся ум снова приходит в движение, но при этом пребывает в покое» [Такуан Сохо, Книга Самурая, 2008]. Если десять человек, вооруженных мечами, приблизятся к вам, размахивая своим оружием, и вы по очереди отразите каждый меч, не позволяя уму остановиться ни на одном из противников, ваши действия будут безупречными от начала и до конца.

Современная психология называет такое состояние телесными автоматизмами, которые могут быть как следствием мышечной памяти, так и доопытным инстинктивным механизмом наглядно-действенного мышления, как умение плавать, поднятие огромных тяжестей, проявляющееся в состоянии опасности у многих животных, такие действия осуществляются без вмешательства абстрактно-логического мышления. Человек в таком состоянии «бессознательно сознателен» или «сознательно бессознателен». В инструкции Такуана Сохо описано подобное состояние на примере фехтования:

«…когда противник пытается напасть на вас, ваши глаза сразу же ловят движение его меча, и вы можете последовать за ним. Но как только подобное произойдет, вы перестанете владеть собой и, несомненно, потерпите поражение. Это называется «остановкой» (то есть разум фиксируется на чем-то одном так, что трудно оторваться)» [4]. Состояния свободы от контроля разума добиться непросто. Удивительно, как легко новичок инстинктивно парирует удары меча в схватке, тогда как более опытный боец умеющий немного владеть мечом, напротив, ощущает сильную скованность в бою из-за способности разума концентрироваться на одной вещи, теряя контроль за общей обстановкой боя и прежнее чувство свободы. Только долгие тренировки помогают ему наработать автоматизмы поведения в бою, обретая зрелость движений и технику владения мечом при которой снова приходит состояние «отсутствия разума». Иными словами, он как бы возвращается к тому умственному состоянию, которое было у него в самом начале обучения, когда он ничего не знал и был абсолютным профаном в искусстве фехтования».

Как же достичь состояния сознания «мусин»? На помощь приходит восточная философия со своими приёмами медитации. Первая фаза перехода в измененное состояние сознания происходит за счет сосредоточения одном объекте («одноточечное сознание») одномоментно с полной мышечной релаксацией. На уровне физиологии происходит сохранение очага возбуждения на фоне торможения всей остальной работы коры головного мозга, отвечающего за рефлективное сознание. Вторая фаза медитации достигается вхождением в состояние бессмыслия, в психологии применяется термин «остановка внутреннего монолога», когда исчезает последний очаг возбуждения в коре головного мозга.

Помимо физиологических факторов: интенсивная физическая активность, которая приводит к изменению гормональной деятельности эндокринной системы, выделяют психологические причины, среди которых в первую очередь называют тягу к преодолению и стремление к совершенству. Спорт порой становится не просто привычкой, а наваждением, привязанностью, от которой практически невозможно избавиться. Специалисты уже описали феномен физиологических факторов: мозг и во время занятий спортом, и после них вырабатывает эндорфины (или гормоны радости), при увеличении нагрузки вырабатывается и высокая доза гормона допамина, вызывая привычку к такого рода ощущениям. Нейробиолог Франсис Шаулоффописывает такую ситуацию так: “Это как транс-наркотик, эйфория, и все время организму требуются все более и более высокие дозы, и люди за ними начинают погоню, которая никогда не заканчивается”. Однако не только изменения гормональной деятельности влияют на зависимость от физических нагрузок, но также и особое психическое состояние, достигаемое во время регулярных тренировок. Так, тренируясь, человек достигает такого состояние сознания, которое называют «здесь и сейчас», т. е. человек не думает ни о прошлом, ни о будущем, он сосредоточен на самом процессе тренировки, на боли (хотя большинство людей стараются её избегать). Спортсмены осознанно доводят себя до изнеможения, чтобы достичь эйфории.

В качестве примера свободного сознания хотелось бы сказать о спортсменах, занимающихся скалолазанием, а именно одним из его направлений — freesolo — это вид скалолазания, в котором отсутствует страховочный трос. Важное качество, необходимое в этом виде лазания — сила духа и ментальная стабильность. Здесь не обойтись одной лишь физической силой, ведь речь не идёт о победе или поражении, желании быть лучшим. Главное, что имеет значение — состояться как человек. Эти люди погружаются в опасную и сложную ситуацию, из которой они должны выбраться. При восхождении на скалу эти спортсмены просто не имеют права думать о цели (о вершине) или о том, сколько они уже прошли. Главное это вхождение в особое состояние изменённого сознания. Олицетворением восточной парадигмы мышления спортсмена является их состояние сознания, в котором неосознанная мысль одномоментно карабкается, так же как и скалолаз, захват за захватом, т. е. как бы течёт вместе со спортсменом по скале. Если оба они остановятся, то высока вероятность падения. Такие люди являются отличным примером того, каким должно быть во время выступлений на соревнованиях состояние сознания спортсмена. Мы видим перспективным направление соединения наработок восточной и западной парадигм мышления в философии спорта.

Все направления и школы Востока ставят на первый план духовное совершенствование человека, его внутренний мир, стремление к познанию себя, своей сущности, к познанию сути происходящего. Физическое здесь представляет собой второстепенный момент; отсюда и вывод, что сам по себе «спортивный результат» не является целью философии спорта на востоке. В отличие от этого, западная философия направлена на деятельное участие человека в создании общественных условий своего существования с ярко выраженным приматом удовлетворения своих биологических потребностей. В профессиональном спорте — это постановка задачи «выиграть любой ценой!», выдвижение лозунгов типа: «Цель оправдывает средства!» провоцирует на употребление спортсменами допинга. Им необходимо показать наивысший результат, ибо время реализации физических возможностей человека ограниченно, что приводит к использованию препаратов, стимулирующих физическую и психологическую активность. Восточные приёмы работы с сознанием и их психологические методы в воспитании спортсменов на наш взгляд, могли бы решить помочь проблему употребления допинга [3].

Литература:

  1. Винарская Е. Н. Сознание человека: Взгляд с научного перекрёстка. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 376 с.
  2. Винник Д. В. Рефлексивные и интенциональные состояния сознания: специфика и соотношение // Д. В. Винник. Институт философии и права СО РАН Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 11–15.
  3. Дайдодзи Ю., Цунэтомо Я., Сохо Т., Мусаси М., Мисима Ю., Сьюард Д.. Книга Самурая. —: Евразия, 2008. — 616 с.
  4. Зуев Ю. Сознание в поединке // Кэмпо. — 1995. — № 2
  5. Тарас А. Е., Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. — Минск: Харвест, 2002. — 480 с.
  6. Философия и спорт: общий методологический подход к индивидуализации подготовки атлетов — единоборцев (классический бокс, кикбоксинг, контактное карате) // http://lib.sportedu.ru. URL: http://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2007N1/p9–16.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle