Библиографическое описание:

Алексеев В. М., Алексеева М. С. Управление прибылью предприятия: основные задачи // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 198-200.



The main task of management of enterprise profit. It is shown that the company is in the process of solving tasks aimed at managing the profit, considering the maximum number of options to distribution or use of profits. Characterized by external and internal factors affecting the formation of profits.

Keywords: profit management, process of profit management, policy of profit management

Значительная часть экономистов, занимающихся изучением природы прибыли, способов и методов ее получения и расчета, полагает, что данный вопрос необходимо изучать только в комплексе всех задач, стоящих перед предприятиями, и ориентированных на поддержание работоспособности предприятия, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах. Предполагается, что предприятие в процессе решения задач, направленных на управление прибыли, рассматривает максимальное количество вариантов, направленных на распределение или использование прибыли. И из всех альтернатив выбирается решение, максимально соответствующее целям и задачам предприятия.

По мнению Ковалева В. В., управление прибылью представляет собой ряд действий, осуществляемых предприятием, которые в результате должны приводить к следующим последствиям:

  1. Увеличение дохода, получаемого от основной или второстепенных видов деятельности;
  2. Снижение расходов, необходимых для получения определенного вида дохода.

Однако значительная часть экономистов считает, что подобный подход к управлению прибылью является неполным. Из процесса полностью исключаются процедуры использования, распределения или накопления прибыли, что не менее важно, чем получение прибыли или дохода.

Элементы управления прибылью. На основании всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что процесс управления прибыли складывается из следующих элементов:

− эффективная деятельность предприятия, результатом которой становится получение прибыли не в одном отдельно взятом периоде, а постоянно и непрерывно;

− увеличение доли прибыли, приходящейся на каждую акцию. Результатом становится увеличение стоимости всей компании;

− выявление резервов, способствующих увеличению прибыли при снижении или сохранении на прежнем уровне затрат;

− разработка стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективу, предусматривающей финансирование бизнес-процессов из собственных источников, в частности, за счет нераспределенной прибыли.

Управленческое звено предприятия в процессе управления прибылью призвано решать многочисленные задачи, в частности:

− снижение затрат без потери качества продукции и уменьшения прибыли;

− учет интересов собственников и акционеров предприятия;

− необходимость материального стимулирования работников, в том числе, за счет прибыли;

− развитие производства, внедрение новых технологий и многое другое.

Необходимо использовать и стимулирующую, и распределительную, и накопительную и иные функции прибыли. Но все эти функции невозможно реализовать, если на предприятии отсутствует надежная информационная база, на основании данных которой можно принимать эффективные управленческие решения.

Направления использования прибыли. Каждое предприятие в процессе своего функционирования придерживается определенной политики, касающейся выпуска продукции, распределения прибыли и т. д. Долгосрочная эффективная работа возможна только в том случае, если все используемые в работе политики сбалансированы, взаимоувязаны и взаимозависимы. Предприятие должно не только получать прибыль, но и разумно ей распоряжаться. Можно и нужно в связи с этим выделить основные направления расходования прибыли:

− выплата дивидендов по акциям. Дивидендная политика предприятия должна соблюдать определенный баланс: направлять большую часть полученной прибыли на выплаты собственникам и акционером или производить капитализацию компании и формировать резервы развития;

− инвестирование в собственное производство или сторонние предприятия. Данный пункт имеет смысл рассматривать в том случае, если предприятие занимается инвестированием в ценные бумаги или иные активы;

− финансирование текущих затрат предприятия при нехватке оборотных средств;

− капитализация предприятия, повышение рыночной стоимости акций. Данный вид использования прибыли можно рассматривать, как долгосрочное вложение. Предприятие направляет прибыль на повышение стоимости акций. В перспективе собственники получают большую прибыль от реализации своего пакета акций. А предприятие становится более привлекательным для потенциальных инвесторов;

− затраты на социальные блага для сотрудников предприятия или для всего региона в целом. Предприятие, заинтересованное в привлечении квалифицированных сотрудников, тратит часть прибыли на создание и развитие социальной инфраструктуры. Данный вид расхода прибыли больше сказывается не на повышении благосостояния предприятия, а на его имидже, как предприятия, заботящегося и о своих работках, и о регионе или населенном пункте в целом.

Политика получения прибыли. В политике предприятия, направленной на получение и формирование максимальной прибыли, необходимо выделить:

− анализ объемов и характера прибыли, полученной в прошедших календарных периодах;

− составление плана по прибыли по предприятию в целом, и по отдельным видам деятельности. Прибыль может формироваться операционная, финансовая и инвестиционная;

− разработка учетной и налоговой политик предприятия. Необходимо тщательно проанализировать используемую систему налогообложения, провести расчеты, насколько эффективным будет использование упрощенных систем налогообложения для отдельных видов деятельности предприятия. Учетная политика определяет способы формирования себестоимости предприятия, соответственно, непосредственно влияет на размер получаемой прибыли. Предприятие, максимально верно сформировавшее учетную политику, может существенно экономить на налогах, что так же способствует увеличению прибыли;

− анализ рисков, сопутствующих конкретному виду деятельности. Разработка мероприятий, направленных на снижение рисков;

− разработка политики морального, материального стимулирования персонала. От успешной разработки и внедрения данного пункта во многом зависят расходы предприятия, а соответственно, размеры полученной прибыли при условии, что производимый товар конкурентоспособен, а цены находятся в пределах разумного диапазона;

− разработка политики управления качеством производимой продукции или оказываемых услуг.

Помимо этого при формировании политики, направленной на получение прибыли, необходимо учитывать оборачиваемость имеющегося капитала, эффективное использование имеющихся основных средств и многое другое.

Разработка политики: после предварительного анализа. Разработкой и внедрением политики формирования и использования прибыли предприятия можно разрабатывать только после тщательно проведенного анализа, в ходе которого изучаются:

− динамика формирования прибыли, наличие сезонного и иных факторов, влияющих на повышение или снижение прибыли в течение года;

− определение видов деятельности, приносящих предприятию максимальную прибыль;

− риски, присущие и всей деятельности предприятия, и отдельным видам и т. д.

Факторы, влияющие на формирование прибыли. Все факторы, влияющие на предприятие, а соответственно, на формирование прибыли, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относят:

− изменения в законодательстве;

− конкурентная среда;

− изменение закупочных цен поставщиками материалов, комплектующих или полуфабрикатов;

− инфляционная составляющая и т. д.

К внутренним факторам относят:

− производительность труда;

− мотивация персонала;

− использование современных или устаревших технологий;

− эффективное или неэффективное использование имеющихся основных средств и т. д.

В процессе анализа необходимо учитывать влияние каждого из перечисленных факторов в той мере, в которой они способны повлиять на размер и характер прибыли, полученной предприятием.

Необходимым элементом анализа формирования прибыли является установление причинно-следственных связей, оказывающих как положительное, так и отрицательное значение на деятельность предприятия в целом, и отдельных его подразделений. Только после установления всех критериев, влияющих на получение и размер прибыли, можно говорить о принятии управленческих решений.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что предприятие должно не только стремиться к получению максимальной прибыли в отчетном периоде, но и к наиболее эффективному распределению и использованию имеющейся.

Литература:

  1. Алексеева М. С. Анахронизмы высшего и дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9–1. С. 175–177.
  2. Алексеева М. С. О конституционности ограничении свобод обучающегося // Инновационная наука. 2016. № 8–3. С. 78–80.
  3. Сальников В. В., Бабыкина Е. С. Измерение затрат в системе управленческого учета // В сборнике: Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций Материалы X Международной научно-практической конференции. 2015. С. 23–26.
  4. Фирсова Е. Ю. Интегрированный курс как средство формирования готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (21). С. 197–203.
  5. Халяпин А. А. Оптимизация структуры бухгалтерского баланса как фактор повышения финансовой устойчивости организации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 954–983.
  6. Халяпин А. А., Куфтырева Е. Б. Малое предпринимательство в финансовой системе региона // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 1–1 (56). С. 125–127.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle