Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 13.11.2016

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Кудаярова, Э. О. Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом / Э. О. Кудаярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 492-494. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35251/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье многоаспектно рассматривается проблематика, связанная с социализацией лиц с аутизмом в условиях современной инклюзии. В статье описываются характерные особенности нарушения «детский аутизм», препятствующие успешной социализации и эффективному обучению детей данной категории.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, интеграция, социализация, инклюзивное образования, детский аутизм

Межкультурная коммуникативная среда складывается из совокупности разнообразных форм отношений и общения между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации. Важно помнить, что термин «межкультурная коммуникация» подразумевает коммуникацию не только между носителями разных национальных культур, но и разных культур (отличающихся по социальному положению, образованию, кругу общения и т. д.) внутри одной нации и одного языка в широком смысле этого слова. «Контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнеров и т. п.» [1].

Распространение в России инклюзии как формы интегрированного образования лиц с ОВЗ привело к расширению социально-коммуникативных возможностей людей с особенностями развития. Инклюзия является отражением времени, вместе с тем она представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав особенных людей на получение доступного образования. Субъектами включения в инклюзивную практику выступают все категории детей с ОВЗ, в частности дети с аутизмом.

Детский аутизм — это особая форма нарушенного психического развития, характеризующаяся неравномерностью формирования различных психических функций, своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Одним из основных признаков этого состояния является нарушение коммуникативной функции речи, что, в свою очередь, создает проблему социализации таких лиц в обществе.

В клиническом аспекте детский аутизм можно рассматривать как «симптомокомплекс сложного психопатологического синдрома с хроническим течением и трехкомпонентной структурой: диссоциированная задержка психического развития с личностными аномалиями аутистического круга, эндогенные фазные (кататонические, аффективные) и психогенные психические расстройства», что позволяет трактовать детский аутизм как вариант «психопатологического диатеза» [3].

Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Мнение о том, что лицам с аутизмом не хватает мотивации к общению, часто ошибочно. Многие, на самом деле, стремятся к общению, однако, у них часто недостаточно навыков для эффективной коммуникации. Речевые расстройства, являясь в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающим.

Из-за ограниченного эмоционального контакта аутичный ребенок испытывает существенные затруднения в оценке поведения других людей. Чтобы научить его правильно оценивать поведение и намерения других людей, необходима специальная коррекционная работа в форме направленных бесед, игровой терапии, групповых занятий.

Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения. И потому обучение в школе чрезвычайно важно для него и его семьи, ведь школа дает не только знания и навыки, но и, прежде всего, шанс научиться общаться с людьми. Особенности психического развития ребенка с аутизмом, безусловно, определяют необходимость создания специальных форм организации его школьного обучения, которые позволяли бы максимально эффективно использовать, развивать способности к обучению и социальной адаптации такого особенного ребенка. С этой целью необходимо методически грамотно выстраивать образовательный маршрут [4; 5], подготавливая ребенка не только к образовательной, но и социальной инклюзии.

Таким образом, лица с аутизмом в современном обществе имеют возможность обучаться и развиваться в образовательных организациях наравне с другими детьми, а значит, обладают перспективами успешной социализации. Вместе с тем, уже сейчас образовательные организации, где учатся особенные дети, стремятся учитывать их образовательные потребности и характер поведения для осуществления специальной помощи как в обучении, так и организации социально адекватных форм поведения, контактов со сверстниками.

Литература:

  1. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов. М., 2003. С. 9.
  2. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. 1995. № 2. С. 16.
  3. Киреева И. П., Шулекина Ю. А., Атмашкина О. М, Валюс Е. К. Медико-педагогический подход к специальному сопровождению детей-инвалидов с детским аутизмом // I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Университетская клиника психиатрии: союз науки и практики», 25 мая 2016, г. Москва. Тезисы. Под общ. ред. А. А. Шмиловича. М. 2016. С. 66-68.
  4. Кожалиева Ч. Б., Шулекина Ю. А. Индивидуальное сопровождение младшего школьника в инклюзивном образовании: учебно-методическое пособие для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. М.: ИД «Методист». 2016. С. 76.
  5. Кожалиева Ч. Б., Шулекина Ю. А. Повышение психологической грамотности специалистов сопровождения детей с психическим дизонтогенезом в инклюзивном образовании // Actualscience. 2016. Т. 2. № 5. С. 37-38.
  6. Кожалиева Ч. Б., Шулекина Ю. А., Киреева И. П. Образовательные возможности как платформа образовательной инклюзии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 335-345.
Основные термины (генерируются автоматически): детский аутизм, аутизм, аутичный ребенок, успешная социализация.


Похожие статьи

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС...

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским...

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок, специалист, член семьи, отношение, развитие, длительное время. Похожие статьи. Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и

- трое детей в настоящее время успешно обучаются в общеобразовательных школах, остальные — в коррекционной школе 8-го вида.

Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.

К вопросу об особенностях социального окружения аутичных детей

Однако, наряду с утверждением психогенной этиологии детского аутизма, Беттельхейм высказывает мнение о возможности для сверхумного и сверхчувствительного

Основная задача при коррекционной работе с аутичным ребёнком – его успешная социализация.

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

К сожалению, родители аутичных детей и педагоги, к которым попадают эти дети

личности наиболее успешно формируются в случае предоставления ребенку возможности обучения

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний детский аутизм...

Соматический и неврологический статус детей с аутизмом

Основная группа состояла из 43 детей с детским аутизмом.

Диагноз детский аутизм определялся с использованием критериев DSM- IV для диагностики аутичного расстройства.

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития...

Стремление к общению с окружающим миром, к коммуникации и социализации является фундаментальным свойством человека. Между тем, у детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА), наблюдается ранняя так называемая «асоциальность»...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как...

Стабилизация психо — эмоциональной сферы ребенка аутиста; Создание благоприятные условия для социализации и

культура, ребенок, РАСА, занятие, навык, аутичный ребенок, коррекционная работа, игра, двигательная активность, ранний детский аутизм.

Играют дети — играем вместе (игровая терапия для детей...)

Детский аутизм — достаточно распространённое явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота.

Успешнее всего ребёнок с нарушениями в развитии приобретает новые навыки в интересной игре. Для детей с нарушением в развитии, а в данном случае с аутичной...

Похожие статьи

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС...

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским...

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок, специалист, член семьи, отношение, развитие, длительное время. Похожие статьи. Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и

- трое детей в настоящее время успешно обучаются в общеобразовательных школах, остальные — в коррекционной школе 8-го вида.

Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.

К вопросу об особенностях социального окружения аутичных детей

Однако, наряду с утверждением психогенной этиологии детского аутизма, Беттельхейм высказывает мнение о возможности для сверхумного и сверхчувствительного

Основная задача при коррекционной работе с аутичным ребёнком – его успешная социализация.

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

К сожалению, родители аутичных детей и педагоги, к которым попадают эти дети

личности наиболее успешно формируются в случае предоставления ребенку возможности обучения

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний детский аутизм...

Соматический и неврологический статус детей с аутизмом

Основная группа состояла из 43 детей с детским аутизмом.

Диагноз детский аутизм определялся с использованием критериев DSM- IV для диагностики аутичного расстройства.

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития...

Стремление к общению с окружающим миром, к коммуникации и социализации является фундаментальным свойством человека. Между тем, у детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА), наблюдается ранняя так называемая «асоциальность»...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как...

Стабилизация психо — эмоциональной сферы ребенка аутиста; Создание благоприятные условия для социализации и

культура, ребенок, РАСА, занятие, навык, аутичный ребенок, коррекционная работа, игра, двигательная активность, ранний детский аутизм.

Играют дети — играем вместе (игровая терапия для детей...)

Детский аутизм — достаточно распространённое явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота.

Успешнее всего ребёнок с нарушениями в развитии приобретает новые навыки в интересной игре. Для детей с нарушением в развитии, а в данном случае с аутичной...

Задать вопрос