Библиографическое описание:

Карамышева Е. О., Головченко Д. А. Эмоции человека // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 433-437.



Не ищите меня в космосе и на разных континентах Земли. Ищите меня внутри себя. Я обитаю среди ваших эмоций, в средоточии вашего духа...

«Счастье» А. Кюри

Что такое эмоции? Существует довольно много определений эмоций, но не одно из них не является универсальным. На мой взгляд, наиболее удачным является определение Вербиной Г. Г., в котором эмоция рассматривается как рефлекторная психовегетативная реакцию, связанная с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации. В этом определении акцент сделан на роли эмоций в организации целесообразного в данной ситуации поведения, а не только на переживании отношения к этой ситуации, что свойственно традиционным определениям эмоций. Ведь эмоции появились в эволюционном развитии животных не для того, чтобы их переживали, а для того, чтобы помогали организовывать поведение. Переживание — не цель реагирования, а лишь специфический способ отражения в сознании потребностной ситуации. Заслуживает внимания и определение К. Изарда, который определяетэмоцию как сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты (в соответствии со своей теорией дифференциальных эмоций).

Границы понятия.

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом.

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе.

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно [6].

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Актуальность проблемы эмоций.

Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности — его работы, учебы, игры. Основная причина «болезней цивилизации» — это различные эмоциональные сдвиги, которые возникают в результате нервных перенапряжений, длительного воздействия стрессов. Они способны нарушить не только психическую сферу деятельности человека, но и работу его внутренних органов. Современный мир с его огромной индустрией развлечений (телевидение, интернет, компьютерные игры, спортивные состязания…) стал фабрикой беспокойства и стресса.

В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» X. Дж. Фрейденберга как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.), включающий эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.

Похожую проблему обнаружил и А. Кюри, наблюдавший современных учеников. Он ввёл понятие синдрома ускоренного мышления, характеризующегося ускоренным мышлением, переутомлением, неустойчивым настроением и неумением видеть красоту в мелочах. Наука и произведенная ею бездна информации должны были сформировать свободного, безмятежного, удовлетворенного, благосклонного, мудрого человека, любящего жизнь и все, что ее поддерживает. Наука вызвала реальную революцию как во внешнем мире, так и в мире идей. Но ее воздействие на мир эмоций дало меньше выгод, чем побочных эффектов.

Изменение условий профессиональной деятельности человека, повышение эмоциональных нагрузок и ответственности за каждое принятое решение и т. д. предъявляют высокие требования к деятельности как отдельных систем, так и организма в целом. К настоящему времени специалистами описано около десяти тысяч заболеваний и более ста тысяч болезненных симптомов, связанных со стрессогенными раздражителями различной природы.

В настоящее время проблема эмоций очень актуальна и потому, что эмоции, воздействуя на тело и разум человека, влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии. А как писал Аугусто Кюри: «Эмоциональное деление умножает счастье».

В условиях колоссальных нагрузок, испытываемых человеком в современном мире, актуальна и важность эмоционального образования. Она означает развитие наиболее важных функций нашего интеллекта, таких, как управление мыслями, защита эмоций в моменты напряженности, способность обдумывать свою реакцию, умение поставить себя на место другого, способность воплощать мечты и ценить жизнь.

Актуальность проблемы тесна связана и с ролью, которую выполняют эмоции в жизни человека.

Роль эмоций:

  1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Эмоции помогают оценивать не только происшедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (например, предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний, когда студент не успел к экзамену как следует подготовиться).
  2. Управляющая роль эмоций. Эмоции важны для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции (которые часто совмещаются друг с другом): защитную, мобилизующую, компенсаторную, сигнальную, коммуникативную.
  3. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать. Отрицательные эмоции могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а положительные могут явиться поводом для самоуспокоения. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

Классификация.

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Выделяют стенические и астенические эмоции. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.

Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти.

Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.

Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей эмоции делят на первичные (базовые) — радость, страх и вторичные (интеллектуальные) — интерес, волнение (Владиславлев, 1981; Кондаш, 1981; Ольшанникова, 1983).

Американский психолог К. Изард выделил целый ряд фундаментальных эмоций:

  1. Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной.
  2. Противоположной интересу является эмоция скуки. Она возникает в ситуациях однообразия и монотонии.
  3. Удивление довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т. п.
  4. Эмоция радости возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма.
  5. Эмоция страдания по знаку противоположна эмоции радости. Она может переживаться как состояние уныния, пассивности, упадка духа, обескураженности, одиночества, депрессии, а в предельно острой форме — горя. Возникает в ситуациях депривации (лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения) основных жизненных потребностей, мотивов и устремлений личности, при утрате близких людей. Страдание имеет очень серьезные последствия для человека и является одним из важнейших условий духовного развития.
  6. Эмоция гнева возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т. п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей. Чаще всего гнев бывает направлен на других людей. Однако он может быть направлен и на самого себя.
  7. Эмоция стыда возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т. п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности.
  8. Противоположной стыду является эмоция гордости. Она возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т. п. и стремится продемонстрировать все это другим людям.
  9. Эмоция отвращения возникает по отношению к объектам, явлениям или людям, в значительной степени не соответствующим нравственно-эстетическим требованиям субъекта. Они воспринимаются как уродливые, отвратительные, омерзительные и т. п. Это могут быть поступки, мысли и желания людей, конкретные предметы, продукты деятельности и др. Эмоция отвращения порождает желание изменить соответствующий объект (улучшить, усовершенствовать), уничтожить его или дистанцироваться от него.
  10. Эмоция презрения по своей сущности соответствует эмоции отвращения. Однако возникает она только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.
  11. Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости.
  12. Эмоция страха возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.

Основные свойства эмоциональных переживаний.

Эмоциональная жизнь человека отличается необычайным многообразием и неповторимостью сменяющих друг друга переживаний. Однако при всем многообразии любые эмоции характеризуются такими общими свойствами, как качественная окраска, знак (положительные или отрицательные переживания), влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), продолжительность и предметность (степень осознания и связи с конкретным объектом).

Структура эмоционального явления.

В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность (мотив).

Предмет эмоции представляет любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это может быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т. п. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными.

Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недоумение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т. д.).

Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной потребностью (потребностями), препятствует или способствует ее удовлетворению.

Управление эмоциями.

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять и контролировать их внешнее проявление. В настоящее время разработано много различных способов регуляции и саморегуляции негативных эмоциональных состояний: релаксирующая тренировка (по Э. Джекобсону), аутогенная тренировка (по И. Шульцу), психорегулирующая тренировка (по А. В. Алексееву), саногенное мышление Ю. Орлова, суггестивная психокоррекция (в том числе и аутосуггестия), метод символдрамы Х. Лейнера, концепция идеал Ч. Тойча, медитация и др. К социально-психологическим технологиям снятия эмоционального напряжения можно отнести:

  1. сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
  2. снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;
  3. получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
  4. разработка запасной стратегии достижения цели на случай неудачи;
  5. откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
  6. физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»), поскольку при сильном эмоциональном переживании организм даст мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу;
  7. слушание музыки;
  8. написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуется записывать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события;
  9. изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний, удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса — Ланге);
  10. активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
  11. мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Выводы.

Эмоции человека изучаются более 2 тысяч лет, но лишь последние десятилетия они стали исследоваться семимильными шагами. Возможно это связано с научно-техническим прогрессом и его усиливающимся отрицательным воздействием на человека. Хотя и сами новые технологии помогают учёным в изучении механизмов эмоций и изменений в организме, которые они вызывают. Но несмотря на прикладываемые усилия и осознание важности эмоций в жизни человека, до сих пор не выработана ни единая теория эмоций, ни единая классификация. Одно бесспорно: необходимо научиться управлять эмоциями для собственного блага и блага окружающих.

Литература:

  1. Вербина Г. Г. «Психология эмоций» 2008 г.
  2. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства» 2001 г.
  3. Изард К. «Психология эмоций» 2007 г.
  4. Кюри А. «Тренировка эмоций» 2007 г.
  5. Шадриков В. Д. «Введение в психологию: эмоции и чувства» 2002 г.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D1%8F#cite_note-Nurk-5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle