Библиографическое описание:

Шадрин А. С. Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву» // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 536-539.



The article describes the result of the introduction of educational services on the organization of the group work on decorative-applied art, designed in the course of the study course "Methodology of training and education technologies" and proven on the basis of MOU SOSH №5 in g. Ishim Tyumen region.

Keywords: educational service, clubs, woodcarving.

Объектом нашего исследования является кружок по декоративно-прикладному творчеству, который занимается художественной обработкой древесины, программа которого рассчитана на два года обучения. Искусство создания украшений для дома и мебели из дерева существует уже много столетий. Уже в конце XI века н.э. появились первые зачатки народного промысла, именуемого резьба по дереву. За прошедшее время это искусство сумело развиться до невероятных форм, каждая из которых уникальна и самобытна.

Необходимость осознания роли эстетического воспитания в педагогическом процессе образовательной школы говорит о том, что пора расширить границы искусства в школе: от искусства двигаться, петь, рисовать, лепить - к искусству мыслить, чувствовать, жить [1]. В педагогическом процессе заложены богатые потенциальные возможности соединения всех факторов и средств эстетического воспитания в единой системе, целостности, комплексности и непрерывности.

Мастера по обработке дерева из разных районов России приносили в свое дело частичку народного духа и собственной фантазии. Так появились знаменитые уже во всем мире виды резьбы: скобчатая, чернолаковая, геометрическая, контурная, абрамцево-кудринская, богородская, плоскорельефная, скульптурная и еще множество других. Изделия, украшенные резьбой, использовались в оформлении домов простых жителей и богатых купцов, впоследствии интерьеры дворцов и загородных усадьб русских царей были наполнены произведениями этого вида искусства. Немаловажную роль резной декор имел и в корабельном деле. Лодки, большие и малые суда часто украшались скульптурами из дерева, защищающими моряков на бескрайних водных просторах. Современную резьбу можно увидеть в загородных домах или городских квартирах в виде мебели и ее украшений, шкатулок и ваз, скульптур и статуэток, элементов отделки и декора [2, 51].

На сегодняшний день деревянная резьба все также популярна, как и много веков назад. Самую красивую и эксклюзивную мебель из древесины украшают именно этим видом народного искусства, которое в последнее время приобретает промышленные масштабы. Невероятный спрос на резные деревянные изделия и развитие современных технологий сделали возможным использование специализированных станков, облегчающих труд мастера и помогающих в осуществлении большего количества недоступных ранее идей.

Применение станков с числовым программным управлением (ЧПУ) для изготовления резных деревянных элементов способствовало распространению этого вида обработки древесины. За счет того, что все работы выполняются машиной, цена изделий существенно снижается, а значит, великолепная мебель с элементами резьбы может стоять дома практически у любого человека, не зависимо от его уровня дохода.

Симбиоз компьютерных технологий и искусства с многовековой историей приводит к поистине впечатляющим результатам. Изделия, созданные с помощью токарных станков с ЧПУ, поражают многогранностью форм и изяществом работы. Ведь станок в отличие от человека способен создавать даже самые мельчайшие узоры, диаметром в 1 мм. с поразительной точностью и чистотой исполнения [3, 36].

Современные токарные станки полностью автоматизированы и легки в использовании. Мастеру нужно создать на компьютере программу будущего резного изделия, перенести смоделированный рисунок на карту памяти, которую потом вставить в станок – теперь умная машина сделает всю работу без помощи человека. С тех самых пор как появилась резьба по дереву, она стала необычайно популярной и дошла до наших дней сквозь века благодаря своей исключительности и необычность. Ведь созданные из обыкновенной древесины предметы, больше похожие на кружево тонкой работы, не могут не привлекать внимание и не вызывать восхищение.

При организации разрабатываемой нами образовательной услуги учитывается уровень подготовленности по технологии; уровень подготовленности по интересам (кружкам, которые дети посещают); учитываются занятия вне учебной нагрузки; занятость мастерской.

Нами было спроектировано в ходе изучения курса «Маркетинг и менеджмент в образовании» образовательная услуга по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству для третьего года обучения по направлению художественная обработка древесины, которую мы назвали «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву». Апробирование данной образовательной услуги проходило на базе МОУ СОШ №5 в г. Ишим Тюменской области и учебных мастерских Ишмиского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» в ходе педагогической практики.

Целью программы обучения является формирование знаний, навыков и умений столяра в области домой резьбы. Обучение предполагает решение следующих задач:

- раскрытие перед обучающимся истоков домовой резьбы в народном быте и роли декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

- освоение по средствам кружковой деятельности навыков и умений в области домой резьбы;

- социализация воспитанников посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности.

Теоретическое обучение предусматривает ознакомление обучающихся с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основными композициями домовой резьбы. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающим историю домой резьбы.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых обучающиеся создают свои собственные изделия в традициях домовой резьбы.

В процессе практического обучения кружковцы осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет ребятам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения, и навыки в области художественно-технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием, создавая компьютерные программы для станка обучающиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим учебным дисциплинам – физике, химии, биологии, географии, математике, информатике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения ребята знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

Мы, в своей программе, постарались внедрить в практику цель, которую ставят перед студентами направления «Технологическое образование. Информатика», а именно: «Цель обучения – развитие научно-технологического мышления студентов при выполнении творческих проектов, а также формирование, закрепление и повышение у них технических, технологических и проектно-конструкторских знаний, умений и навыков. Основное содержание творческих проектов определялось принципом их связи с практической работой студентов и изготовляемыми ими предметами труда. Особенностью творческих проектов является направленность на достижение учебных целей, формирование у студентов дополнительных технических знаний и умений» [4,60].

Структура нашей программы предусматривает использование следующих разделов образовательной области "Технология":

* материаловедение;

* технология обработки древесины;

* элементы машиноведения;

* графика;

* техническое творчество;

* введение в художественное конструирование.


3 – й год обучения

«Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских.

2

2

2.

Народные художественные промыслы Западной Сибири. Экскурсия в музей.

2

10

12

3.

Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой

2

16

18

4.

Мозаика по дереву (интарсия).

4

16

20

5.

Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора.

2

14

16

6.

Отделка изделия.

2

2

7.

Технология изготовления художественных изделий токарным способом.

2

4

6

8.

Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой.

2

10

12

9.

Изготовление подсвечника с одной стойкой, с тремя стойками, на пять свечей.

1

13

14

10

Изготовление простого художественного изделия на станке с ЧПУ. Разработка компьютерной программы для станка.

2

18

20

11

Изготовление элемента домовой резьбы

20

20

12

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

20

124

144

В результате исследовательской работы были подготовлены методические материалы и учебно-наглядные пособия для занятий кружка, альбом, в который включены фотографии и описание наиболее выдающихся образцов домовой резьбы юга Тюменской области и г. Ишим.

Литература:

  1. Козуб, Л.В. Проблемы формирования эстетического отношения человека к действительности на основе технологической подготовки в образовательном учреждении // Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. (г. Ищим; 19-20 нояб. 2015 г.) / отв.ред. Т.С. Мамонтова. -Ишим, 2015. -С.108-115.
  2. Буриков, В.Г. Домовая резьба [Текст] / В.Г. Буриков, В.Н. Власов. - М.: 2013.
  3. Забелыпанский, Г.Б. Архитектура и эмоциональный мир человека [Текст] / Г.Б. Забелыпанский, Г.Б. Минервин и др. - М.: Стройиздат. 2010.
  4. Сидоров, О.В., Козуб, Л.В. Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 5. - С. 59-64.
  5. Пономарев, С.А., Козуб Л.В. Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов/С.А. Пономарев, Л.В. Козуб // Молодой ученый. -2016. - № 6-2 (110). - С. 72-76.
  6. Кусаинова, А.А., Козуб Л.В. Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Техника Декупаж» по курсу «Маркетинг и менеджмент в образовании» / А.А. Кусаинова, Л.В Козуб. // Молодой ученый. - 2016. - № 6-2, (110). - С. 59-64.
  7. Смелкова, К.В., Козуб Л.В. Творческий проект образовательной услуги кружка «Оригинальное оформление подарков» по курсу «Маркетинг и менеджмент в образовании» / К.В. Смелкова, Л.В. Козуб//Молодой ученый. - 2016. - № 6-2, (110). - С. 107-113.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle