Библиографическое описание:

Сочнева Е. Н., Морозов А. С. Особенности продвижения инновационных услуг // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 292-295.



В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации и Красноярском Крае.

Ключевые слова: стартап, сфера услуг, инновации, привлечение финансов, инвестиции, субсидии, институты развития, краудфандинг, фонды прямых инвестиций, бизнес-инкубатор

В современном мире доля сферы услуг в структуре ВВП развитых стран достигает 75 %, а относительное число занятых в её отраслях составляет 66–76 %, поэтому усиливается взаимосвязь между динамикой развития сферы услуг и национальной экономики. Растущие потребности общества обуславливают необходимость в инновациях, поэтому наиболее желаемым вектором развития нематериального сектора следует считать инновационное развитие. Названный вектор способствует не только совершенствованию сферы услуг, но и созданию новых секторов экономики, свойственных постиндустриальному обществу, а также диверсифицирует экономику страны и повышает конкурентоспособность продукции, произведённой её резидентами, на мировом рынке.

Следовательно, необходимость в существовании платформ для генерации инновационных решений очевидна. Одной из таких платформ выступает предмет моего исследования — инновационное предпринимательство в сфере услуг. Перед предпринимателями-инноваторами стоит ряд задач и вызовов, которые им необходимо решить, на пути к продвижению на рынок своей инновации.

Первое, на что необходимо обратить внимание стартаперу: является ли его решение инновационным. В общем виде, инновации — это довольно объёмное понятие, т. к. включает в себя и создание уникального продукта или сервиса, и улучшение уже существующего — так называемые инкрементальные инновации — или использование старого решения по-новому.

Следует понимать, что не всякое изобретение уникального продукта или сервиса суть инновация. Изобретение — это получение нового знания, а инновации — это применение данного знания на практике. Классический пример — изобретённый в 1947 г. транзистор, и его первое применение в компьютере лишь в 1961 г.

Касательно инкрементальных инноваций: перед тем, как называть улучшение инновацией, следует сравнить полученный результат с результатом лучшего игрока на рынке. Если по каким-то критериям предложенное нововведение превышает результат лучшего конкурента — имеет место инкрементальная инновация. Если нет, то имеет место улучшение собственного продукта или процесса в попытке догнать лидеров рынка. Яркий пример — создание в Сколково технологии производства 32 нм чипов, которой весь мир пользуется уже более десятилетия.

Инновации в сфере услуг в наиболее общем виде разделяются на технологические и нетехнологические [1, c. 225].

Таблица 1

Классификация инноваций всфере услуг

Технологические

Продуктовые

Включают в себя разработку и внедрение:

– принципиально новых услуг,

– совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик,

– значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения их эффективности или скорости оказания).

Процессные

Включают в себя разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованных методов производства и представления услуг.

Нетехнологические

Маркетинговые

Маркетинговые инновации − это новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие:

– использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта,

– формирование новых ценовых стратегий.

Маркетинговые инновации направлены:

– на более полное удовлетворение потребностей рынка,

– на открытие новых рынков сбыта,

– на расширение состава потребителей услуг с целью повышения объемов продаж.

Организационные

Организационные инновации — это реализация:

– нового метода в ведении бизнеса,

– организации рабочих мест,

– организации внешних связей.

Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации:

– путем снижения административных и транзакционных издержек,

– путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда,

– путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам, или снижения стоимости поставок

Глобальной тенденцией в нематериальном секторе уже к середине 2000-х становится преобладание инноваций, не связанных с технологиями. Технологические инновации в нематериальном секторе имеют скорее вспомогательный характер, а наиболее значимыми являются организационные инновации и поиск исключительно новых ниш на рынке [2, с. 212].

Предположим, что инноватор готов предложить уникальный сервис, который обуславливает создание нового рынка. На пути от стартап-идеи к высокодоходной бизнес-структуре, чтобы предпринять целенаправленные действия, необходимо определить, на какой стадии проработки находится проект [3, с. 95].

Рис. 1. Стадии стартап-проекта

Согласно аналитическому отчёту ОАО «РВК» и ООО «Эрнст энд Янг» [4, c. 7], в России в ходе программы инкубации выживают 86 % стартапов, однако после завершения программы на плаву остается только около трети проектов (27 %). Маловероятно, что приведённый мной тип стартап-проекта (уникальный сервис) продвинулся дальше стадии раннего роста, но если он «дожил» до этого этапа, то представляет достаточно серьезный интерес для фондов прямых инвестиций.

Каждая стадия развития проекта связана с необходимостью поиска источников финансирования. Инновационного предпринимателя в большей степени интересуют привлечённые средства (инвестиции) и государственные субсидии. Следовательно, в процессе продвижения своего инновационного сервиса следует работать над инвестиционной привлекательностью проекта, которая подтверждается бизнес-планом, результатами инвестиционного анализа и оптимально выбранной финансовой моделью стартапа, а также осуществлять мониторинг программ поддержки инновационного развития.

Проводить инвестиционный анализ и приступать к написанию бизнес-плана целесообразно на этапе бизнес-планирования. На ранних стадиях проекта, при условии отсутствия необходимости в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), как правило, не требуется большого количества финансовых вложений. Если к собственным средствам необходимо добавить привлечённые, то предпринимателю следует обратить своё внимание на такой способ привлечения денежных средств, как краудфандинг (от англ. сrowd funding). Например, воспользоваться услугами крадуфандинг-платформы Boomstarter, которая работает по следующему принципу: для получения финансирования нужно разместить описание проекта на Boomstarter, указать минимальное количество средств, которое необходимо собрать за заявленный срок. Если проект не соберёт нужное количество средств к определённому сроку, то деньги вернут спонсорам.

Стоить заметить, что в начале жизни стартапа требуется не столько финансовая, сколько консультационная и институциональная поддержка. На федеральном уровне система институтов развития в сфере инноваций представляется следующими организациями: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания», ФГАУ «Российский фонд технологического развития», гос. корпорация «Внешэкономбанк» и ОАО «РОСНАНО».

Начинающему инноватору, в первую очередь, следует сфокусироваться на локальных и региональных мерах поддержки инновационной деятельности. В соответствии со стратегией инновационного развития красноярского края был издано распоряжение о создании краевого государственного автономного учреждения «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» (КРИТБИ). КРИТБИ — один из центральных элементов инновационной инфраструктуры края по поддержке стартапов, который оказывает инновационным проектам услуги по продвижению бизнеса, привлечению финансирования, а также консультационные и сервисные услуги. В рамках программы инкубации оказывается сопровождение резидента (экспертиза проекта на инновационную составляющую, оценка рынка проекта, бухгалтерское сопровождение и т. д.) сопровождение проекта (помощь в заполнении заявок в Фонд содействия инновациям, консультирование по вопросам составление бизнес-планов и т. д.), доступ к работе в центре прототипирования и помощь PR-отдела.

В завершении, отметим, что макроэкономическая ситуация, вызванная текущим кризисом, и с точки зрения валютной волатильности, и ограничений импорта высоких технологий из-за рубежа, не должна стать камнем преткновения для инновационного развития России и Красноярского края, в частности, а скорее наоборот — послужит стимулом к поиску новых сценариев развития отечественной экономики.

Литература:

1. Покровская Л. Л. Реализация инноваций как фактор развития сферы услуг // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 9. — С. 225–228.

2. Т.Д Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко. Сфера услуг: экономика. — М.: КноРус, 2007. — 328 с.

3. Безрукова Т. Л., Степанова Ю. Н., Шанин И. И., Дуракова Ю. В. Современное состояние и развитие стартапов // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 1–1. — С. 95–97.

4. Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России // РВК – Российская Венчурная Компания. URL: http://www.rvc.ru/analytics/ (дата обращения: 01.11.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle