Библиографическое описание:

Яударова Н. Ю. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к программе организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению, подготовленной специалистами ЧИПКРО) // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 551-558.



Современный образовательный процесс предполагает готовность педагогических кадров к необходимым изменениям в профессиональной деятельности. Современным педагогам необходимо быть не просто компетентными в своей области, но еще и профессионально гибкими, обладать психологическими знаниями.В новом профессиональном стандарте педагога четко говорится, что «для эффективного выполнения трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития…». Для того, что бы правильно и продуктивно составить план обучения своих подопечных, нужны данные об их особенностях, уровне их развития, первичных знаниях, умениях и навыках. Очень важным для этого является адаптационный период в первом классе, за время которого педагоги узнают своих новых учеников и выстраивают образовательный процесс, согласно индивидуальности каждого.

Адаптационный период в первом классе важная составляющая процесса обучения для учителей, которые, не зная своих учеников, не могут успешно привлечь их внимание, индивидуализировать и дифференцировать подход к каждому ребенку. Поэтому педагогу необходимо корректировать собственную педагогическую деятельность, исходя из особенностей класса и отдельно взятого обучающегося. Проводя адаптационный период по программе организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению и тетради «Солнышко» у педагогов будет возможность узнать своих подопечных лучше, увидеть их особенности, зону актуального развития, определить зону ближайшего развития и выстроить образовательный процесс, учитывая индивидуальность каждого ученика. Важно, что бы учителя следовали программе и не пропускали ни одного занятия, что бы не нарушать логичности и последовательности заданий и получили положительный результат. По завершению адаптационного периода у педагогов должны собраться данные педагогического характера по каждому ученику. Все данные должны быть занесены в таблицу, которая послужит информацией для учителя о зоне актуального развития каждого ученика его класса. Используя данные таблицы, педагог корректирует свою педагогическую деятельность для дальнейшего продуктивного обучения детей, определяя зону ближайшего развития каждого ребенка.


Таблица первичных данных класса________________образовательного учреждения_________________________________

Ф.И.О

Умение договариваться, вести дискуссию

Знание правил школьной жизни иумение им следовать

Умение слушать словесную инструкцию ивыполнять ее

Интеллектуальная самостоятельность

Ориентировка впространстве

Развитие мелкой моторики

Первичное представление овнимании имышлении ребенка


Рекомендации по заполнению таблицы:

Данные в таблицу нужно вносить согласно трехбальной шкале: если умение хорошо развито-3, если слабо-1, средне-2.

  1. Определить развитость умения договариваться, вести дискуссию (это данные для заполнения первого столбца таблицы) определяются путем наблюдения за детьми на уроке, с помощью следующих заданий из программы организации процесса адаптации к школьному обучению в первом классе: стр. 16, урок 3; день третий, стр. 22; день пятый, стр. 33; день шестой, стр. 38; день седьмой, стр. 41; стр. 45, урок 3; урок 1, стр. 47; день 9, стр. 50.
  2. Знание правил школьной жизни и умение им следовать (это данные для заполнения второго столбца таблицы) определяем с помощью следующих заданий: стр. 15, урок 2; день второй стр. 18; день 9, стр. 50.
  3. Умение слушать словесную инструкцию и выполнять ее (это данные для заполнения третьего столбца таблицы) определяется с помощью следующих заданий: день четвертый, стр. 27; графический диктант «Маленькая собачка», стр. 51.
  4. Интеллектуальная самостоятельность (это данные для заполнения четвертого столбца таблицы) определяется с помощью следующих упражнений: стр. 43, урок 2; стр. 47, урок 3; тетрадь «Солнышко» (стр. 28, рис. 1).
  5. Ориентировка в пространстве (это данные для заполнения пятого столбца таблицы) определяется с помощью следующих заданий: тетрадь «Солнышко» (стр. 10, рис. 1); графический диктант «Петушок» тетрадь «Солнышко» (стр. 22, рис. 2); тетрадь «Солнышко» (стр. 36, рис. 1).
  6. Развитие мелкой моторики (это данные для заполнения шестого столбца таблицы) определяем с помощью задания в тетради «Солнышко» стр. 35, рис. 1, 2 езда по дорожкам.
  7. Первичное представление о внимании и мышлении ребенка (это данные для заполнения седьмого столбца таблицы) составляем в течении всего адаптационного периода и с помощью диагностической методики «Елочка» в программе урок 2, стр. 57 (тетрадь «Солнышко», стр. 37, рис. 1).

Когда таблица заполнена, педагог начинает работать с данными в таблице. Если в первом столбце определилась проблема, как слабая развитость умения договариваться, вести дискуссию, то педагог уделяет особое внимание данной проблеме и начинает обучение с правил общения, с развития эмпатии, развития умения видеть эмоциональное состояние каждого. Делать это можно по-разному: можно в начале каждого урока в виде мотивации провести небольшую игру: как мы ведем себя, если очень рады? (дети должны показать); как ведем себя, если огорчены? Сердиты? И т. д.

Можно начинать урок с четверостишия:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

А можно и целый урок посвятить данной проблеме:

Вот пример занятия на развитие коммуникативных навыков

Тип занятия — формирование новых умений.

Цель:

− формирование представлений о вербальном и невербальном общении;

− развитие мыслительных способностей, внимания;

− приобретение навыков невербального общения, обогащение опыта межличностного взаимодействия;

− развитие эмпатии, толерантности.

Задачи:

− познакомить обучающихся со средствами вербального и невербального общения; способствовать раскрепощению участников.

− установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;

− учить детей анализировать свое поведение, мимику, позы, жесты, а также других людей.

Наглядные средства иоборудование: магнитная доска, схемы.

Методы:

словесные (беседа на этапе орг. момента, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, при подведении итогов занятия, на этапе рефлексии);

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе — как сопровождение);

наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств);

практические (развивающие игры);

ИКТ.

Форма проведения занятия: групповая.

Предполагаемый результат: благоприятный психологический климат. Упражнения проходят весело, активно, в результате чего, у детей развивается коммуникативная компетентность, повышается настроение, снижается усталость.

Разминка, игры, способствуют развитию выразительного поведения, побуждают участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Занятие доступное, построенное с учетом психологических и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Внимание детей привлекается постоянным опросом и комментариями, выделением главных участков фраз. Занятие построено с учетом репрезентативных систем обучающихся:

− на слуховое восприятие: постоянно звучит речь педагога (вопросы к обучающимся, фразы, направляющие ход урока), обучающихся (ответы).

− ориентировка на зрительное восприятие: картинки на доске.

Игры направлены, в том числе, и через кинестетическое восприятие детей.

Время используется довольно эффективно.

На данном занятии поставленные задачи решаются эффективно и перегрузки учащихся как физической, так и психической, нет, благодаря смене видов деятельности и форм работы.

  1. Мобилизационный момент.

Обучающиеся и педагог сидят в кругу на стульях.

  1. Сегодня у нас с вами не обычный урок математики или русского языка, а урок общения. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже необычные.

Тема нашего занятия— «Секреты общения».

Вывешивается картинка на доску с общающимися школьниками.

Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, мы огорчаемся.

Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.

  1. Приветствие.

Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга разными способами.

Разминка «Поприветствуй соседа».

Инструкция:

Рукопожатие «Импульс».

«Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне». Ускоряя темп. Повторяем 3 раза. Молодцы!

По имени. А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем «Здравствуй, С…» с улыбкой, по кругу.

А теперь следующим способом «Привет».

Ребята, а еще какие способы приветствия вы знаете? Дети называют и вместе с педагогом выполняют приветствие (например, обнять при встрече).

Дети садятся на стулья

  1. Способы общения: Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.

(Картинки вывешиваются на доску)«ВЕРБАЛЬНОЕ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ».

Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты.

Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.

В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)

Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя — это самый важный звук, который мы слышим с детства.

(Картинка вывешивается «ИМЯ»).

Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

  1. Загадка.

А сейчас язагадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.

«Она длится мгновение, ав памяти остается порой навсегда»

Подсказки детям: от чего становится всем светлей?

Ну, конечно же, это улыбка!Вот такой простой, но ценный секрет общения:

«Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь им». И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Картинку вывешиваем на доску.

  1. Игра инопланетяне.

А сейчас мы свами поиграем внеобычную игру «Отгадай животное».

Инструкция: «Представьте, что кнам прилетели инопланетяне. Ив зоопарке увидели много разных зверей. Они сейчас пришли квам ихотят рассказать, какое животное им больше всего понравилось. Но как? Они не знают языка. (Ответы детей).

Вот сейчас мы и поиграем. Выберите то животное, которое понравилось инопланетянину. По очереди мы будем показывать его, а остальные ребята постараются его угадать.

Вопросы детям:

  1. А по каким признакам вы угадали животное?
  2. Что вам было проще угадывать или показывать?
  3. А почему другие ребята не всегда вас понимали?

(Все люди разные ииспользуют разные средства общения).

Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

Наше занятие подходит к концу.

  1. Закрепление.

Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

− человеку приятно, когда его называют по имени;

− основной вид общения — вербальное общение;

− существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь;

− слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства; улыбка помогает сделать общение приятным.

И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. И я надеюсь, что наши секреты общения, с которыми мы сегодня познакомились, вы будете применять и в своей жизни.

Спасибо вам за приятное общение, вы активно поработали, я желаю вам успехов и удачи!

Давайте поаплодируем друг другу. На этом наше занятие закончено. До свидания. [1]

По окончании адаптационного периода все дети должны знать правила школьной жизни и уметь соблюдать их. Если все — таки у кого — то из обучающихся окажется слабо развитым это умение, то значит этому ребенку нужно больше времени для освоения правил школьной жизни. В данном случае педагогу нужно просто повторять правила для всех вместе, но делать это в ненавязчивой форме, а в игровой.

Умение слушать словесную инструкцию и выполнять ее одновременно так же приходит к первоклашкам не сразу. Развивать это можно так же в виде игры. Например:

Травинка.

С помощью считалки выбирается «наблюдатель». Остальные дети — «травинки». Задача наблюдателя — выбрать лучшую «травинку» (ребенка, который, будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задания). Педагог, с небольшими остановками, дает задания:

  1. Медленно поднимите руки через стороны вверх.
  2. Потянитесь, кик травинка тянется навстречу солнечному теплу.
  3. Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку.
  4. Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру: и.} стороны в сторону... вперед — назад...
  5. Ветер усиливается, и все сильнее раскачивает травинку: из стороны в сторону... вперед — назад...
  6. Затем ветер стихает ~ травинка замирает.
  7. Вновь ветер усиливается — травинка сильно раскачивается.
  8. Ветер затих — травинка перестала раскачиваться...

Молодцы. Опустите руки. «Наблюдатель» выбирает лучшую «травинку». Выбранный ребенок становится «наблюдателем», упражнение возобновляется. [2]

Уровень интеллектуальной самостоятельности очень редко бывает высоким, но он повышается по мере обучения ребенка, самое главное, что бы учитель не давал обучающимся готовый ответ, а старался подводить детей к самостоятельному нахождению правильного решения задачи. С помощью подсказок и наводящих вопросов дети сами должны определить, о чем идет речь. Только в этом случае интеллектуальная самостоятельность будет развиваться у каждого обучающегося.

Первоклассник должен ориентироваться в пространстве. В адаптационный период этот навык проверяется и закрепляется. Но если пространственная ориентировка находится на низком или даже среднем уровне, то ребенок нуждается в дополнительных занятиях. Их так же можно проводить на любом этапе урока. Вот пример нескольких занятий в виде игр:

Игра «Кто, где стоит?».

Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей, например, мишку, лису, ежа и т. д.

− Кто стоит между мишкой и лисой?

− Кто стоит посередине?

И т. д.

Цель: Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.

Игра «Кто внимательный?».

− А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где — левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.

− Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку — вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

Цель: Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.

Игра «Найди меня».

Один ребенок выходит за дверь, другой прячет Гнома.

Поиск спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и т. д». Игрушка найдена. Игра проводится 2–3 раза.

Цель: Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве.

Игра «Путешествие».

− Вы любите путешествовать?

− Вам когда — нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?

− Хотите попробовать?

− Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!

Педагог проводит графические диктанты:

− поставь точку в середине клеточки, отступи вправо на две клеточки, обведи в ней все стороны, отступи вправо на три клеточки, нарисуй в ней треугольник и т. д.

ИЛИ:

− Поставь точку, поднимись на две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, одну — вправо, четыре клеточки вниз, одну — влево, одну — вверх, одну — влево, одну — вниз, одну — влево.

− Что получилось?

− Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же рисунок, как у меня. (Педагог показывает детям карточку — ответ.)

Педагог проводит 2–3 графических диктанта.

Цель: Учить детей ориентироваться на плоскости листа в клетку.

Игра «Кто за кем стоит?»

Задание. – Айшат, встань за …, между …, за ….

Цель: Закреплять пространственные отношения: «за», «между», и т. д. [3]

Мелкая моторика у наших первоклассников очень часто развита не достаточно. Поэтому целесообразно использовать в дополнение к физминуткам следующие упражнения для развития мелкой моторики:

  1. «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
  2. Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
  3. «Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2–3 раза под счёт до 10).
  4. «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
  5. «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
  6. «Вилка»: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
  7. Сила тонуса. «Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня». [1]

Развивать внимание и мышление первоклассников помогут следующие упражнения:

Игра «Ключ к неизвестному».

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры:

Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы — как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Упражнение «Веселый счет».

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 5+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 1 и 0, так как сумма 5 и 5 равна 10. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Игра«Исключи лишнее».

Цель: развитие мышления

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

Упражнение «Сходство и различие».

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд — при этом можно использовать и их изображение. Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним. [4]

Параллельно с педагогом должен работать и психолог, проводя профессиональную диагностику для выявления психологических особенностей каждого обучающегося. Психологическую характеристику класса, составленную психологом, педагоги должны уметь применять для выстраивания эффективного образовательного процесса.

Литература:

  1. http://ped-kopilka.ru/
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://internat-8.ru/
  4. http://nsportal.ru/
  5. Александровская Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э. М. Александровская // Психология учебной деятельности школьников. — М., 2002. – № 2. — С. 15.
  6. Адашкевич Т. А. Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в образовательном процессе с учетом их типологических особенностей [Текст] / Т. А. Адашкевич. Ленинск-Кузнецкий, 2009. — С. 21–80.
  7. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 159 с.
  8. Волочков А. А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте [Текст] / А. А. Волочков // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 10.
  9. Гамезо М. В., Герасимова B. C., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо. — М., 2001.
  10. Дусавицкий А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения [Текст] / А. К. Дусавицкий // Вопросы психологии. — 2005. — № 1.
  11. Прихожан А. М. Тревожность и страх у младших школьников [Текст] / А. М. Прихожан // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — М., 1994.
  12. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.; Тула, 1993.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle