Библиографическое описание:

Топор А. В. Оценивание деятельности студентов-бакалавров // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 521-522.



Ключевые слова: оценочные средства, методы оценивания, эссе, критерии оценки эссе

Вопросы оценивания учащихся волновали не одно поколение педагогов. В своих трудах многоаспектность данной проблемы раскрывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн (оценочная функция человек); Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев (социокультурная роль оценивания); В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский (оценочная деятельность в учебном процессе); Л. Байкова, Н. Л. Баженова, Н. В. Кузьмина (подготовка будущих педагогов к профессиональному оцениванию) и др. В условиях двухуровневой образовательной системы вуза эти вопросы по-прежнему являются актуальными.

Являясь неотъемлемым и обязательным компонентом учебного процесса и образовательной программы высшего образования оценивание студентов сегодня, требует новых подходов. По мнению Н.В Дрантусовой, Е. А. Князева, «главная задача этой процедуры — улучшение качества работы конкретного человека и через это достижение более широких целей — улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом» [2]. Речь идет не только об изменении средств оценивания (используются новые не характерные для специалитета такие как: модули, презентации, эссе и т. п.), но и об изменении целей, а также о пересмотре философского подхода к оцениванию деятельности студентов.

Основной целью системы оценивания студентов в профессиональном образовании является выявление соответствия академических результатов иосновных целей основной образовательной программы соответствующей профессиональной квалификации.

Методология оценивания базируется на ряде принципов, наиболее важными из которых являются: соответствие результатов обученности конечным целям подготовки; соответствие методов оценивания методам обучения; вариативность использования форм и методов оценки уровня подготовленности студентов; действительность, эффективность, объективность и прозрачность процесса оценивания знаний студентов и т. д. Современные подходы к проектированию системы оценивания должны основываться на возрастающей роли и значимости индивидуальной работы студента, а также самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Таким образом, посредством использования альтернативных методов оценивания осуществляется переход от оценки успеваемости к оцениванию «реальных достижений учащихся». Так называемому аутентичному оцениванию (authentic assesment), которое, по мнению Н. В. Алехиной и Э. Зильберштейн [1] ориентировано на практические результаты деятельности учащихся, в нашем случае студентов — бакалавров, позволяет учитывать инициативу, стимулировать стремление к самосовершенствованию и личностному росту. Обеспечивает возможность видеть результаты собственной деятельности, получать признание своих достижений, что в свою очередь позволяет повысить уровень подготовки будущих специалистов.

Остановимся на одном из письменных методов оценивания достижений студентов бакалавров — эссе. Данный вид учебной деятельности студента, характеризуется Т. И. Красновой как самостоятельное сочинение-размышление над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики [4].

Из существующего многообразия эссе, по мнению Т. И. Красновой, чаще используются [3]:

‒ описательное эссе, в котором автором указывается направление действий или даются инструкции в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие (например, эссе на тему «Как привлечь младшего школьника к краеведческой работе?»);

‒ причинно-следственное эссе. При их написании студенты, исходя из предложенных ситуаций, пытаются ответить на вопросы «Почему так происходит?» и «Каков результат?» (примером может послужить эссе на тему «Причины неуспеваемости учащихся», написанное после прохождения педагогической практики);

‒ сравнивающее эссе. Такой тип позволяет фиксировать различия и сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т. д. (пример темы такого эссе — «Традиционные и нетрадиционные уроки в начальной школе»). Возможен вариант, когда рассматриваются только различия или только сходства;

‒ аргументирующее эссе, в котором фиксируется обоснованное мнение относительно предмета, а затем автор либо представляете возражения и опровергаете их либо представляете аргументы, поддерживающие данные предположения (темы такого типа эссе: «Должен ли каждый учиться в университете?», «Может ли студент учиться и одновременно работать по специальности?»).

Критериями оценки эссе могут стать следующие показатели:

‒ полнота раскрытия темы — рассмотрены все разделы темы, в случае необходимости проанализированы и подытожены различные точки зрения;

‒ доказательство позиции — проблема рассматривается глубоко, предоставляется необходимая и точная информация (при необходимости используется дополнительная историческая, юридическая и т. п. информация);

‒ стиль изложения — логически выстроенное раскрытие темы, использование ясного, точного языка, применение соответствующей терминологии (при необходимости);

‒ технический аспект — аккуратное оформление работы (дополнительного внимания заслуживают работы, написанные от руки, что позволяет судить о каллиграфических навыках будущего педагога), отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; правильно оформленные ссылки и библиография;

‒ работа не является плагиатом (объем авторского текста, как правило, оговаривается заранее).

Использование эссе позволяет оценивать умение студентов письменно излагать суть поставленной проблемы (попутно определить их владение соответствующей терминологией и словарный запас, что весьма важно для педагога), самостоятельно проводить ее анализ, опираясь на концепции и аналитический инструментарий соответствующей дисциплины. На основе имеющейся информации делать выводы, и доказывать собственную — авторскую позицию по рассматриваемой проблематике.

Литература:

  1. Алехина Н. В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества / Н. В. Алехина, Э. В. Зильберштейн // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 1 — С. 47–49.
  2. Дрантусова Н. В. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании / Н. В. Дрантусова, Е. А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. — 1999. — № 1(8). — ULR: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru
  3. Краснова Т. И. Оценивание учебной деятельности студентов / Т. И. Краснова // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. — 2003. — № 6. — С. 45–53.
  4. Ширшова И. А. Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции / И. А. Ширшова // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». — 2013. — № 1. — Том 26 (65). — С. 205–215.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle