Библиографическое описание:

Казакова Т. С., Олькова Е. А. Роль логических игр в развитии клинического мышления медицинской сестры // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 428-430.



Медицинская сестра (сестра милосердия) — лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача.

Медицинской сестре приходится осуществлять деятельность, направленную на пациента.

Современная медсестра и её деятельность воспринимается по-новому, она служит пациенту (Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в РФ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Современная медсестра — это специалист, самостоятельно действующий в рамках сестринского процесса, для осуществления которого ей необходимо: уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, научиться ставить сестринский диагноз и в соответствии с ним составлять план своих действий, осознавать ответственность за свои действия, искать пути совершенствования методики ухода за пациентом, обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, повышать свою квалификацию, отстаивать права пациентов. Все эти требования могут быть выполнены только при наличии клинического мышления.

Формирование эффективного клинического мышления является важной и актуальной проблемой в компетентностной модели обучения студентов медицинских специальностей.

Термин «клиническое мышление» употребляется достаточно часто, однако он не имеет общепринятого определения и нередко трактуется достаточно широко в зависимости от контекста.

Клиническое мышление представляет собой творческий процесс, реализованный в рамках конкретной профессиональной деятельности.

В основе клинического мышления лежат такие операции, как идентификация признаков, анализ и синтез, сравнение и различие, абстракция и обобщение, логические умозаключения, индукция и дедукция, знание и опыт и так далее.

Математика является одной из самых теоретических наук, именно этим определяется ее исключительная роль в развитии логического мышления. Развивать его нужно как можно раньше различными методами.

Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.

Одной из возможностей развития логического мышления являются математические игры.

Математическая игра по области деятельности это, прежде всего, интеллектуальная игра, то есть игра, где успех достигается в основном за счет мыслительных способностей человека, его ума, имеющихся у него знаний по математике.

Цель работы:

1) Формирование клинического мышления с помощью математических игр;

2) Изучение взаимосвязи развития логического и клинического мышлений медицинской сестры с помощью математических игр.

Для того чтобы добиться цели, были поставлены следующие задачи:

1) изучить теоретический материал по теории мышления, логического мышления;

2) выявить возможность применения математических игр для развития логического мышления;

3) создать игротеку;

4) организация турниров по логическим играм.

Каждому важно научится анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны — развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости и преодолении трудностей, упорства в достижении целей.

Состояния, связанные с познавательной деятельностью (концентрация внимания, стремление к новому, критическое отношение к возможным действиям, интуиция) характеризуют в целом интеллект сестры (качества интеллекта должны проявляться в практичности ума), в частности способность решать творческие задачи, независимость мышления.

Подводя итоги работы, хочется отметить:

– Необходимость развития логического мышления учащихся не вызывает сомнений;

– Математика представляет широкие возможности для этого;

– Математические игры в занимательной форме способствуют развитию логического мышления и интереса к математике в целом.

По окончанию работы мы составили сравнительную таблицу качеств профессиональной деятельности медицинской сестры, которые формируются в процессе логических игр.

Таблица 1

Сравнительная таблица качеств профессиональной деятельности медицинской сестры, которые формируются впроцессе логических игр

Логические игры

Качества медицинской сестры

1. Общение с другими людьми

1. Коммуникабельность

2. Учат подчиняться правилам

2. Обучение пациента определенным навыкам, приемам выполнения действий

3. Формируют важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность

3. Самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность — необходимые качества для работы с пациентами

4. Учат анализировать ситуацию

4. Вырабатывает мотивацию, которая стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления здоровья

5. Активизируют мыслительную деятельность

5. Должна обладать высоким профессионализмом, грамотной речью

6. Увеличивают спокойствие, устойчивость к жизненным обстоятельствам

6. Умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям

7. Увеличивают сочувствие, сострадание, понимание

7. Способность понять проблемы пациента

В своей работе мы попытались разработать логические игры, с помощью которых можно развивать у студентов умения анализировать, сравнивать, обобщать и т. д.

Медицинская сестра должна любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект. Клиническая деятельность требует не только глубокого познания своей специальности, но не в меньшей степени и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными. Кроме изучения той области, в которой она работает, сестре постоянно необходимо заниматься повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности.

Литература:

  1. Баше. К. Г., Игры и задачи, основанные на математике, Спб. — М., 2013.
  2. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. Пер. с англ. Ю. А. Данилова. Под ред. Я. А. Смородинского, М., «Мир», 2012.
  3. Двойникова С. И. Организация сестринской деятельности под редакцией. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. М., Издательская группа «ГЭОТАР — Медиа» 2014.
  4. Доморяд А. П., Математические игры и развлечения. М., «Наука», 2011.
  5. Зверева Г. Д. Роль психологических аспектов в адаптации и закреплении молодых сестринских кадров в практическом здравоохранении на примере городской клинической больницы // Главная медицинская сестра. — 2003. — № 7.
  6. Игнатьев Е. И., Математические игры, развлечения и задачи. Спб. 2011.
  7. Манзон Б. А. Сборник занимательных математических задач, игр и головоломок. Симферополь, Крымиздат, 2010.
  8. Островская И. В. Методика для оценки логического мышления / Альманах психологических тестов. М., 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle