Библиографическое описание:

Месропян М. А., Панова В. А. Инвестиционная привлекательность предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 255-257.



В центре внимания исследовательской работы лежит изучение понятия «Инвестиционная привлекательность предприятия». В статье будут рассмотрены различные подходы к толкованию понятия инвестиционной привлекательности предприятия, а также инструменты по привлечению финансирования.

Ключевые слова: инвестиция, инвесторы, капитал, инвестиционная привлекательность, финансирование

Введение

Для развития любой организации необходим капитал от внешних источников. Инвестиции помогают расти производству, повышают конкурентные преимущества перед другими предприятиями, внедряются новые технологии для совершенствования производства или оказания услуг. Преимуществ много, но главная задача состоит в привлечении денежных средств. Инвесторы в свою очередь также заинтересованы в получении прибыли и в ее приумножении. Для того, чтобы избежать потерь они оценивают эффективность вложения инвестиций в существующий проект или действующую организацию.

Для определения максимальной эффективности инвестиционного решения, введено понятие инвестиционной привлекательности предприятия.

Правильная оценка инвестиционной привлекательности предприятия увеличивает уровень коммерческой заинтересованности инвестора.

Понятие инвестиционной привлекательности предприятия

Инвестиционную привлекательность очень часто сопоставляют с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие, зависящая от факторов, которые характеризуют деятельность субъекта. Такое определение нельзя назвать некорректным, но оно не позволяет говорить об оценке, т.к достаточно размытое.

Четкого определения сущности инвестиционной привлекательности в современной экономической литературе практически нет.

М. Н. Крейнина отмечает зависимость инвестиционной привлекательности предприятия от совокупности коэффициентов, характеризующих его финансовое состояние [2].

По мнению Т. Н. Матвеева [4], инвестиционную привлекательность следует рассматривать как совокупный показатель, который характеризует рациональность инвестирования средств в данное предприятие.

Э.И Крылов, В.М Власова связывают инвестиционную привлекательность предприятия со «структурой собственного и заемного капитала и его размещением между различными видами имущества, а также эффективностью их использования» [3]. Эта трактовка инвестиционной привлекательности указывает на зависимость анализируемой категории от показателей финансовой и инвестиционной деятельности предприятия.

Инвестиционную привлекательность Д. А. Ендовицкий и В. А. Бабушкин определяют, как совокупность «взаимосвязанных между собой характеристик экономического потенциала, доходности операций с активами и инвестиционного риска хозяйствующего субъекта, обладающего определенной способностью к устойчивому развитию в условиях конкурентной среды и отвечающего допущению о непрерывности деятельности» [1].

Обобщив все определения ученых, можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность — это набор финансово-экономических показателей, определяющих оценку внешней среды, уровень позиционирования на рынке, потенциал полученного в конце результата.

Инструменты по привлечению финансирования

Для привлечения инвесторов предприятия используют большое количество инструментов. К самым известным способам привлечения инвестиций относятся:

‒ инвестирование средств в уставной капитал предприятия;

‒ долговое финансирование;

‒ банковское кредитование с залоговым обеспечением;

‒ облигационные займы.

Инвестор, вкладывая денежные средства в уставной капитал предприятия, приобретает свой пай в бизнесе. Соответственно, он получает пакет акций, подтверждающих его права, как совладельца (акционера) [1].

В случае долгового финансирования инвестор выступает в качестве кредитора.

Он становится лицом, наделенным правом требовать от должника исполнения его обязанности, т.е. приобретает все права кредитора. Все выделенные компании средства оформляются в качестве задолженности.

Банковское кредитование с залоговым обеспечением предусматривает получение заемных средств на определенный срок.Этот способ один из простых, но в одновременно один из самых дорогих. В качестве залога могут выступать акции и активы предприятия. Такое финансирование предоставляется лишь тем предприятиям, которые имеют высокую платежеспособность и возможность предоставить залог со стоимостью, превышающей стоимость кредита. Если инновационный проект так и не будет реализован, то предприятие обязано вернут кредит за счет собственных средств, уставного капитала и др.

Облигационные займы следует рассматривать как ссуды, которые выдаются заемщику, выпустившему облигации [3]. Ценные бумаги (облигации)подтверждают право владельцев на получение от фирмы-заемщика номинальной стоимости в установленные сроки.

Привлечение инвестиций на фондовом рынке и поиск стратегического инвестора требуют от предприятия открытой отчетности, контроля за финансовыми потоками, прозрачности бизнеса. Если инвестиционная привлекательность предприятия будет высокой, то вероятность получения инвестиций возрастает.

Любой вкладчик, инвестируя свои средства активы компании, имеет свои цели. Поэтому инвесторов можно разделить на две группы: финансовых и стратегических инвесторов.

Инвестор финансового типа:

‒ стремится максимизировать стоимость компании, стремится к получению наибольшей прибыли;

‒ не стремится к приобретению контрольного пакета;

‒ не стремится к смене управляющих предприятия.

Основная часть сделок таких инвесторов не приносят предприятию дополнительных инвестиций, но приобретение ценных бумаг фирмы приводит к росту рыночной капитализации компании [4]. Инвесторы данного типа получают прибыль с дивидендов и с роста курса ценных бумаг предприятия.

Инвестор стратегического типа:

‒ стремится извлечь дополнительную прибыль для своего основного вида деятельности;

‒ стремится к безоговорочному контролю, рассматривая возможность ликвидации компании;

‒ активно принимает участие в управлении компанией;

Специфика стратегического инвестирования заключается в том, что инвестор стремится к контролированию финансируемого бизнеса. В большинстве случаев, стратегическим инвестором является то предприятие, деятельность которого связана с бизнесом приобретаемой компании.

Способов привлечения насчитывается большое количество, но это еще не говорит об эффективности привлечения.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на настоящий момент существует большое количество определений понятия инвестиционной привлекательности предприятия.

Для привлечения инвестиций предприятию необходимо следить за своей инвестиционной привлекательностью. Спектр инструментов инвестирования в предприятии чрезвычайно широк. Какой из способов привлечения инвесторов использовать — это уже выбор каждого руководителя.

Литература:

  1. Ендовицкий Д. А., Бабушкин В. А., Батурина Н. А. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / под ред. Д. А. Ендовицкого. — М.: КНОРУС, 2012. — 376 с.
  2. Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. — М.: Дело и Сервис, 2010. — 304с.
  3. Крылов Э. И., Власова В. М., Егорова М. Г., Журавкова И. В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». — М.: Финансы и статистика, 2011. — 191с.
  4. Матвеев Т. Н. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия // Труды МГТА: электронный журнал. 26.09.11. URL: http://e-magazine.meli.ru/vipusk_19/262_v19_Matveev.doc (дата обращения 08.11.16).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle