Библиографическое описание:

Комиссарова А. О. Инновационное развитие организации: основные принципы и подходы к развитию и реализации инноваций в сфере водоснабжения и водоотведения // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 247-249.



Прошедшее столетие богато крупными инновациями и успешным развитием инновационных процессов во всех сферах человеческой жизни. Однако решающим достижением века является не то или иное научное или технологическое открытие, нашедшее широкое практическое применение, а возникновение нового сегмента хозяйственной деятельности — инновационной системы, генерирующей все возрастающий поток инноваций, отвечающих динамично меняющимся общественным потребностям, а часто и формирующей их[3].

Одно из множества определений гласит, что инновация — это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате применения которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно- распорядительные и производственно-технологические преобразования [2].

Одна из основных задач любого предприятия — повышение эффективности производства, и основным фактором, выступает развитие и внедрение инновационных процессов.

Инновационный процесс — это процесс, охватывающий весь цикл преобразования научного знания, научных идей, открытий и изобретений в инновацию.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения нововведений, который начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее общих закономерностей, необходимых для создания инноваций [1].

Инновационный процесс является основным условием ведения успешной деятельности организации, выпуском конкурентно способной продукции.

Инновационные процессы в экономике вызываются конкуренцией на рынке товаров и услуг.

Возможными новыми подходами на предприятии являются

‒ новые идеи;

‒ новое сырье, материалы и оборудование;

‒ новые методы управления, реорганизация предприятия;

‒ новые методы подготовки воды и очистки сточных вод, улучшение экологической обстановки;

‒ новые подходы к ценообразованию (тарифы);

‒ повышение качества услуг.

В управлении предприятиями водоснабжения и водоотведения (далее ВиВ) в качестве инновационных процессов следует рассматривать изменения в административных процессах управления, процессы обмена информацией, материально-вещественные процессы преобразования ресурсов в более качественные товары и услуги [1].

Согласно политики инновационного развития ОАО «Россети» выделяются следующие принципы в области инновационного развития, экологии, энергосбережения и энергетической эффективности:

  1. Принцип целенаправленности — последовательность четких краткосрочных и среднесрочных целей и приоритетов, обеспечивающих достижение стратегических целей;
  2. Принцип комплексной эффективности — ориентация на обеспечение улучшения экономических, энергетических, экологических и других показателей эффективности;
  3. Принцип ориентации на практическую реализацию — ориентация на внедрение новых технологий, наилучших доступных природоохранных практик и технологий, новых практик и компетенций;
  4. Принцип открытости — расширение возможностей взаимодействия с внешней средой;
  5. Принцип технологического лидерства — достижение передового мирового и отечественного уровня технологического развития и экологической безопасности;
  6. Принцип проблемоориентированности — решение существующих и ранее нерешенных задач, а также решение перспективных проблем.

Теоретически эти принципы применимы ко всем предприятиям и организациям, внедряющим инновационные процессы и системы.

Процесс внедрения любых инноваций подразделяется на определенные этапы, каждый из которых сопровождается определенными мероприятиями, грамотное управление которыми крайне необходимо.

Первый этап — подготовка изменений. Целью здесь является формирование «стартовой площадки» для запланированных преобразований. Подготовительный этап начинается с анализа внутренней среды предприятия с целью определения разрыва между действительным и желаемым положением дел в организации.

Важнейшим мероприятием на подготовительной стадии внедрения инноваций является анализ внешней среды организации (потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и др.).

Результатом проведенного исследования внутренней и внешней среды должно стать формулирование проблем развития предприятия, на устранение которых и будет направлена инновация. Четкое понимание и формулирование проблем позволяет найти их адекватные способы решения, что в свою очередь будет способствовать решению задач изменений.

Для успешной реализации стратегии преобразований на предприятии должна быть создана управленческая команда, способная эффективно (быстро, гибко, с наименьшими затратами) решать все возникающие в процессе изменений проблемы и задачи.

Вторым этапом внедрения инноваций является реализация изменений. Основная задача здесь состоит в последовательном осуществлении мероприятий по непосредственному внедрению инновации. Введение изменений проводится в соответствии с принятой программой.

Получение результатов изменений. На этом этапе, завершающем процесс введения инновации, происходит оценка значений полученных показателей и характеристик, выбранных ранее для определения эффективности нововведения. Сравнение полученных результатов с ожидаемыми не только позволяет оценить «плюсы» и «минусы» инновации, но и скорректировать процесс ее дальнейшего осуществления в работе организации.

Заключительный этап внедрения инноваций — мониторинг результатов изменений.

Существует необходимость контролировать этап закрепления результатов изменения с тем, чтобы своевременно выявить ошибки или узнать о возникшем неудовлетворении.

Особенности подходов к внедрению инновационного продукта в производство зависят от многих факторов, которые можно подразделить на четыре группы:

1. Технические факторы:

‒ соотношение типовых и инновационных технологических процессов;

‒ возможность использования стандартизированных и унифицированных средств технологического оснащения;

‒ возможность применения системы автоматизированного проектирования технологической оснастки;

‒ степень использования информационных технологий и др.

2. Экономические факторы:

‒ наличие достаточного количества финансовых средств (особенно собственных);

‒ возможность воспользоваться льготным кредитом;

‒ наличие фонда развития предприятия и (или) инновационного фонда;

‒ наличие фонда материального стимулирования персонала, задействованного в подготовке к производству и производстве новой продукции;

‒ возможность осуществления опережающего финансирования работ и др.

3. Организационные факторы:

‒ уровень специализации производства;

‒ возможность быстро провести аттестацию качества новой продукции по результатам исследования опытного образца или первой промышленной партии изделий и дать рекомендации по устранению недостатков;

‒ согласованность деятельности всех подразделений предприятия;

‒ уровень организации маркетинговых исследований по новой продукции;

‒ прочность связей с поставщиками ресурсов;

‒ разработанность каналов сбыта и др.

4. Социальные факторы:

‒ квалификация исполнителей и руководителей;

‒ условия труда;

‒ развитость социальной сферы и др.

Внедрение любой новации (нововведения) связано с использованием его как средства реализации резерва или ресурса предприятия.

Новая техника, прогрессивная технология или любая другая новация могут внедряться только в том случае, если с их помощью можно сократить расход того или иного ресурса. Отсюда следует, что требование к выбору конкретного вида новации, принципов и подходов к ее реализации будет определяться размерами, условиями выявления и другими особенностями резерва [1].

Важно, чтобы коммунальные предприятия не просто ожидали предложения новых технологий, но и взяли на себя инициативу в активном поиске инновационных решений в сфере ВиВ.

Литература:

  1. Клявина, Я. М. Совершенствование хозяйственной деятельности предприятия на основе развития инновационных процессов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ­ Уфа.: РГБ, 2005.
  2. Миронов, Р. А. Диагностика и оценка уровня инновационного развития организаций на основе анализа их инновационного потенциала и конкурентного статуса. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Нижний Новгород — 2010.
  3. Яковец, Ю. В., Кузык, Б. Н., Кушлин, В. И. Прогноз инновационного развития до 2005 г. с учетом мировых тенденций / URL: innov.etu.ru (дата обращения 1.10.2016 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle