Библиографическое описание:

Конькова В. И. Поликультурное образование детей младшего возраста // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 490-492.



Целью программы поликультурного воспитания является формирование разносторонне творческой личности, обладающей представлением о Родине, её обычаях, традициях, истории, уважением к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей. Поликультурное образование должно начинаться как можно раньше, а в идеале — с рождения. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования положительного отношения к представителям других национальностей. Для маленького ребёнка не существует понятия «свой» и «чужой» в национальном смысле. Он открыт любой культуре на познавательном и деятельном уровнях. Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о многообразии культур в отдельном населённом пункте, стране и мире, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями разных культур. Миссия дошкольного образования состоит в создании условий для формирования основы для успешной интеграции ребёнка в многонациональное общество, его социализации в современном мире.

Естественно, что поликультурное образование учитывает возрастные особенности детей и предлагает в младшем и среднем дошкольном возрасте использовать игровую деятельность, как средство формирования понятий «Я человек» и приобщения детей к культуре России.

Реализовать программу поликультурного образования детей младшего возраста удобно через ознакомление их с народными подвижными играми. Мы учим детей употреблять в речи «волшебные слова», выполнять правила русских народных и национальных игр народов Сибири, Дальнего Востока и Якутии, выразительно рассказывать русские потешки, небольшие по объёму сказки, знакомим детей со сказками народов Сибири, поём русские народные песенки.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики: в них ярко отразился образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку и стремление к победе.

Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического развития дошкольников. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Волк и олени» и др.)

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Мы внимательно изучили правила национальных игр народов Сибири и составили адаптированную к возрасту наших детей подборку бурятских, якутских игр и игр народов Дальнего Востока.

БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

ИГОЛКА, НИТКА ИУЗЕЛОК.

Дети встают в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Иголка, нитка и узелок, держась за руки, друг за другом то забегают в круг, то выбегают из круга. Остальные дети должны впускать и выпускать их из круга и сразу же закрывать круг. Если правила нарушаются, то выбираются другие игроки.

ВОЛК ИЯГНЯТА.

Считалкой выбирают волка и овцу. Остальные играющие будут ягнята.

Волк сидит на дороге, по которой идут овца с ягнятами. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?»

Волк отвечает: «Вас жду!»

− «А зачем нас ждешь?»

− «Чтобы съесть!»

С этими словами волк бросается на ягнят, но овца загораживает их.

ЯКУТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

ВОЛК ИЖЕРЕБЯТА.

Считалкой выбирается волк и две-три лошади. Остальные дети будут жеребята. Площадка огораживается чертой — там будут пастись жеребята. Лошади охраняют жеребят. Волк находится в углу площадки. Жеребятки резвятся (бегают по полю). Лошади с распростёртыми руками сгоняют табун за черту. Волк ловит жеребят, которые не успели убежать за черту. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят там, куда их приведёт волк.

ЯСТРЕБ ИУТКИ.

На площадке с двух противоположных концов воспитатель рисует два озера, где будут плавать утки. Ястребы (может быть их два) выбираются по считалке. Они летают между озёрами. Утки распределяются по двум озёрам. По сигналу начинается перелёт уток. Во время перелёта ястребы пятнают уток. Пойманные утки выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

СОКОЛ ИЛИСА.

Считалкой выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит соколят летать. Он бегает во всех направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения: вверх, в стороны, вперёд. Соколята бегут за соколом и следят за его движением. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Тогда соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

ИГРЫ НАРОДОВ СИБИРИ ИДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

СОЛНЦЕ (ХЕЙРО).

Дети встают в круг, берутся за руки, идут приставным шагом по кругу и делают равномерные взмахи вперёд-назад и на каждый шаг говорят «хейро». Ведущий — солнце — сидит в кругу на корточках. Когда солнце встаёт и вытягивает руки в стороны, дети разбегаются. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те дети, которых не задело солнце, возвращаются в круг.

КАЮР ИСОБАКИ.

На противоположных сторонах площадки встают игроки по три человека и берутся за руки. Двое — собаки, третий — каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до черты (шнура).

КУРОПАТКИ ИОХОТНИКИ.

Все дети — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю, а охотники сидят в кустах. По сигналу «Охотники!», все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). По сигналу «Охотники ушли!», игра начинается снова.

ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР ИМОРОЗ.

Дети встают парами друг к другу и хлопают в ладоши со словами:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят:

«Дзинь, дзинь…».

По сигналу «Ветер!», дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» дети встают в круг и берутся за руки.

ПОЛЯРНАЯ СОВА ИЕВРАЖКИ.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные дети — евражки. Под тихие ритмичные звуки бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелился, уводит с собой.

ВАЖЕНКА ИОЛЕНЯТА.

На площадке положить несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и два оленёнка. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). Ведущая говорит:

Бродит в тундре важенка, с нею оленята.

Объясняет каждому всё, что не понятно.

Топают по лужам оленята малые,

Терпеливо слушают наставленья мамины –

Оленята свободно бегают по площадке, наклоняются, едят травку, пьют воду. По сигналу «Волк идёт!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Движения должны выполняться в соответствии с текстом.

ВОЛК ИОЛЕНИ.

Считалкой выбирается волк. Остальные дети — олени. Волк находится за чертой или шнуром на одном конце площадки. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, и широким шагом обходит стадо, затем рычит. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, волк старается их поймать. Пойманного оленя волк уводит в своё логово. Выбегать из круга волк может только по сигналу.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. — М.: ТЦ Сфера, 2016. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол рот 20 мая 2015 г. № 2/15).
  3. Диалог культур. Программа поликультурного образования детей 3–7 лет. ОАО «Кубанское полиграфическое объединение», 2013.
  4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: «Педагогика», 1988.
  5. Азбука общения. Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  6. Данилина Г. А. Дошкольнику — об истории и культуре России. — М.: АРКТИ, 2004.
  7. Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина. — М.: АРКТИ, 2004.
  8. Детские подвижные народные игры народов СССР под ред. Т. И. Осокиной, — М.: Просвещение, 1988.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle