Библиографическое описание:

Вершинина Д. С. Принудительный труд // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 313-316.



The article examines the question of forced labor, of forced labor and its legal regulation at the national and international levels, as well as the relationship between the concepts «slavery» and «forced labor».

Keywords: forced labor, the ILO Convention, the prohibition of forced labor, slavery, nonpayment of wages, refusal to work, slavery

«Зачатки» кабальных отношений были заложены ещё в Древней Руси.К числу причин данного явления можно отнести социальное неравенство, а также стремление власти обезопасить себя от возможного народного недовольства силой принуждения. С 1497 года по 1767 г. проходило закрепощение крестьян. Более трехсот лет множество людей на всей территории нашей страны жили под гнетом принудительного труда. И только в 1861 году Манифестом Александра II было отменено крепостное право.

Существование принудительного труда, является одной из самых сложнейших и важных проблем на сегодняшний день. В XXI веке запрещение и ликвидация принуждения к труду не перестают оставаться основными задачами, стоящими на повестке дня всех без исключения международных организаций, занимающихся выработкой способов противодействия против эксплуатации человека человеком. Однако, несмотря на более чем столетнюю практику по искоренению принудительного труда эффективность правовых, социальных, экономических и политических механизмов защиты человека и гражданина от принуждения к труду остается недостаточной.

С принятием ТрудовогокодексаРоссийской Федерации существенно изменились положения, регулирующие трудовые отношения, а также способы разрешения возникающих при этом разногласий и споров. Впервые в нормах трудового законодательства Российской Федерации запрещение принудительного труда провозглашено в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст.4) принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

− в целях поддержания трудовой дисциплины;

− в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

− в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

− в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

− в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

При этом, принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Определение принудительного труда в ТК РФ соответствует определению, данному в Конвенции МОТ № 29 1 (далее — Конвенция № 29), в которой сказано, что «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Российское законодательство использует только один их двух терминов, обозначенных в данной Конвенции: принудительный труд. Кроме того, в Конвенции указано наличие совокупности двух условий принудительного или обязательного труда: работа (служба) под угрозой какого-либо наказания и работа (служба) для которой лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии с ТК РФ для признания труда принудительным, достаточно только одного условия: угроза наказания.

В соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами работник имеет право отказаться от работы не только в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты), но и при нарушении работодателем установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Таким образом, не только невыплата заработной платы, но и частичная ее невыплата, считаются принудительным трудом. Отказ от работы относится к случаям самозащиты работником своих прав.

В Конвенции МОТ имеется перечень (виды) работ, которые не считаются принудительным или обязательным трудом. Данный перечень не совпадает с перечнем в ст.4 ТК РФ. В Конвенции он содержит 5 видов, а в ст.4 ТК РФ — 4 вида. В ТК РФ не предусмотрены следующие виды труда, которые относятся к исключениям, т. е. допускаются, не смотря на принудительный характер: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера. Хотя эти виды работ не указаны в ТК РФ (ст.4), но они имеют юридическую силу для нашей страны, потому что Конвенция МОТ ратифицирована.

Другая Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 2 (далее — Конвенция № 105) указывает на обязанности членов МОТ «упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

  1. в качестве средства политического воздействия или воспитания, в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  2. в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  3. в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
  4. в качестве средства наказания за участие в забастовках;
  5. в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания». Конвенция № 105 ратифицирована Россией.

Ученые отмечают 3, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Обращает на себя внимание тот факт, что проходит значительный промежуток времени между принятием Конвенции и ее ратификацией Россией. Так, Конвенция № 29 была принята МОТ 28 июня 1930г., ратифицирована СССР и вступила в силу для СССР с 23 июня 1957 г. 4, а Конвенция № 105 была принята МОТ 25 июня 1957 г., а ратифицирована Россией 23.03.1998 г. 5

Если говорить о причинах появления и распространения принудительного труда в России, то можно выделить две основные причины.

Одна из причин — это экономический кризис в стране. Если раньше россиянам хватало заработка, то теперь, в период кризиса, им приходится ездить на заработки в другие части страны. За «большими деньгами» люди едут в крупные города и соглашаются на любые условия труда, в том числе и принудительного.

Вторая причина- международные конфликты и нестабильность в ряде стран СНГ из-за чего большое количество трудовых мигрантов едет в Россию, не зная трудового российского законодательства и русского языка. Недобросовестные работодателя используют их труд без выплаты соответствующей зарплаты, нарушая требования охраны труда и т. д.

Можно выделить ряд признаков, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного:

− физическое насилие,

− психологическое насилие,

− ограничение свободы,

− долговая кабала, зависимость, различные виды отработок (жилья, билетов, еды и т. п.),

− невозможность выбирать условия труда,

− труд под угрозой, в том числе угрозой жизни,

− несвобода покинуть работодателя, поменять место работы,

− отсутствие собственной воли на выполнение труда,

− принуждение к каким-либо дополнительным услугам,

− незаконные ограничения в оплате (невыплата, недоплата, задержки, ее отсутствие),

− выплата зарплаты полностью в натуральной/не денежной форме (например, продуктами).

В настоящее время законодательство РФ не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за привлечение к принудительному труду. В ст. 25 Конвенции МОТ № 29 указано, что незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду должно преследоваться в уголовном порядке. Тем не менее, в УК РФ нет специальной статьи, содержащей уголовную ответственность за привлечение к принудительному труду, а ст. 127.2 УК РФ об уголовных санкциях за использование рабского труда не предусматривает принудительный труд

В соответствии с ч.1 ст. 127.2 УК РФ, рабство — использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Надо отметить, что сам термин «рабство» в статье не упоминается.

Правозащитники международной организации The Walk Free Foundation насчитали 1 млн 48,5 тыс. рабов в России — это 0,73 % от общей численности населения страны 6.

На сегодняшний день Россия занимает седьмое место из 167 государств по совокупному числу рабов, соседствуя с такими государствами, как КНДР и Нигерия.

В 2013 году Россия заняла 49-е место в рейтинге мирового рабства Global Slavery Index. На тот момент в нашей стране, по оценкам экспертов, насчитывалось до 540 тыс. человек, которых можно назвать «рабами». Всего же на тот момент в мире насчитывалось 29,8 млн человек, живущих в условиях рабства.

Если верить вышеуказанному источнику то, за три года в России, число рабов увеличилось практически в полтора-два раза.

По данным рейтинга, в России в настоящее время более 1 млн рабов (1 млн 48 тыс. 500 человек). По абсолютному числу рабов Россия занимает седьмое место: между Северной Кореей (1,1 млн) и Нигерией (875 тыс.). Однако доля рабов в общем населении страны относительно небольшая — по этому показателю Россия находится на 16-м месте 6.

На наш взгляд, следует отличать понятие «рабства» и «принудительного труда». Рабство тесно связано с понятием собственности, когда человек приравнивается в своем правовом положении к вещи, а принудительный труд (его запрет) относятся к сфере трудовых правоотношений.

В настоящее время можно отметить следующие незаконные формы принудительного труда:

− привлечение к труду курсантов, военнослужащих срочной службы, когда это не связано с несением военной службы и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;

− принуждение заключенных к труду, не связанному с задачами реабилитации и поддержания порядка в местах лишения свободы;

− невыплата или несвоевременная выплата заработной платы;

− привлечение к труду с нарушением правил охраны труда;

− привлечение к работе, не входящей в должностные обязанности, а также нарушение иных норм трудового законодательства под угрозой насилия или наказания (увольнения).

Данная классификация форм принудительного труда отражает все основные и наиболее традиционные формы принуждения человека к труду.

Адриановская Т. Л. отмечает 7, с. 118, что трудовое право не имеет в своем арсенале достаточного количества способов защиты трудовых прав. Юридическая ответственность наступает в случаях нарушений, и трудовое законодательство в рамках отрасли имеет только два способа защиты: материальная ответственность виновного лица и дисциплинарная ответственность. Правонарушения в некоторых случаях влекут серьезные последствия и требуют более серьезной ответственности.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем утверждать, что принудительный труд не относится к числу широко обсуждаемых социальных проблем в России на сегодняшний день.

Трудовое законодательство о запрещении принудительном труде необходимо и оправдано. Система норм и юридических гарантий, устанавливающих ответственность за принудительный труд, способствует сокращению форм проявления принудительного труда и его устранения в целом. Но нормативное регулирование всегда будет отставать от возникающих на практике отношений в сфере труда. Поэтому принудительный труд будет существовать до тех пор, пока общество не осознает недопустимость его применения.

Литература:

  1. Относительно принудительного или обязательного труда: Конвенция № 29 Международной организации труда от 28.06.1930 г. // Ведомости ВС СССР. 2 июля 1956 г. № 13. Ст. 279. Россия ратифицировала данную конвенцию в 1956 г.
  2. Об упразднении принудительного труда: Конвенция № 105 Международной организации труда от 25.06.1957 г. // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4649.
  3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С. Ю. Головина, А. В. Гребенщиков, Т. В. Иванкина и др.; под ред. А. М. Куренного, С. П. Маврина, В. А. Сафонова, Е. Б. Хохлова. 3-е изд., пересмотр. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2015. 848 с. // СПС КонсультантПлюс.
  4. О ратификации Конвенций Международной организации труда № 29 от 28 июня 1930 года относительно принудительного или обязательного труда и № 47 от 22 июня 1935 года о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю: Указ Президиума ВС СССР от 04.06.1956 //Ведомости ВС СССР. 13 июня 1956 г. № 12. Ст. 253.
  5. О ратификации Конвенции об упразднении принудительного труда: Федеральный закон от 23.03.1998 № 35-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1348.
  6. Кризис плодит рабов Электронный ресурсURL: // https://www.gazeta.ru/social/2016/05/31/8274365.shtml (дата обращения 10.10.2016 г.).
  7. Адриановская Т. Л. Административная ответственность за нарушения трудового законодательства //Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 118.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle