Библиографическое описание:

Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 437-439.



В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе формирования учебных мотивов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников

This article reveals the essence of the concepts of «motivation» and «learning motivation» in the works of local psychologists.The interrelation of educational activity and the need for formation of educational motivation of younger students, the teacher's role in the formation of educational motivation.

Key words: motive, motivation, learning motivation, learning activity of younger students

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.

Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.

Успешность учебной деятельности определяется мотивацией, которая оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса. А если учебные мотивы отсутствуют, то это, в свою очередь приводит к снижению успеваемости, деградации личности, и в конечном счете может привести в подростковом возрасте к правонарушениям.

Е. П. Ильин в одной из своих работ пишет, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является одной из главных целей в становлении личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [3].

Сама «мотивация» — это довольно общее и широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному.

К примеру, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения [5].

А. К. Маркова выделяет среди содержательных характеристик мотивов личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика должно быть личностнозначимым. Только тогда возможно формирование положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения[4].

Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес [1].

Мотив интереса занимает особое место. В учебной мотивации он составляет неотъемлемую часть. При работе над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь нужно стимулировать интерес ребенка к учению. Ведь именно в этом возрасте у младшего школьника проявляется интерес к учению как к новой и необычной для них деятельности, поэтому так важно для учителя не упустить этот момент, ведь младший школьник заинтересован во многом, что связано с учением и со школой. Одной из главных особенностей у младшего школьника является его полное доверие учителю. А. К. Маркова [4] подчеркивает непосредственность, открытость, доверчивость, готовность выполнять любые задания учителя. И все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем. Учебная мотивация формируется через интерес к учителю. Интеллектуальная активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает желание учиться и падает активность.

Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д. Б. Эльконика, В. В. Давыдова о ведущей учебной деятельности (учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех достижений культуры и науки, накопленных человеком); общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); общественной по своему исполнению. другими словами выполняется в соответствии общественно выработанными нормами; она является ведущей в младшем школьном возрасте, т.е в период ее формирования) младшего школьника и о динамике отношения к учению в младшем школьном возрасте — нарастание интереса к результату и снижение познавательного интереса. Они так же полагали, что для формирования познавательного интереса нужно создавать специфические условия, которые будут способствовать формированию внутренней мотивации. [2].

Таким образом среди отечественных ученых существует несколько подходов к пониманию сущности мотивов, и в том числе к пониманию того, что такое «мотив учебной деятельности», их осознанности, и их месту в структуре личности.

Хотелось бы так же отметить, что далеко не последнее место среди ведущих мотивов учения младшего школьника занимает мотив отметки. Не все младшие школьники понимают всю суть и роль отметки. Взаимосвязь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими детьми. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. При рассмотрении вопроса учебного мотива, можно заметить, что когда детям предлагается сделать выбор, к примеру решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку, тем самым мотивируя себя лишь на получения отметки в виде символа, а не получения знаний для дальнейшей работы. Мы понимаем что отметка выражает оценку знаний учащегося, но сами учащиеся относятся к отметке как к получению общественного мнения о себе, поэтому они так стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа в глазах одноклассников, родителей или того же учителя. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Учитывая вышесказанное, учителю необходимо делать так, чтобы отметка приобрела для них другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Поэтому такое важное значения для учителя должна иметь отметочная мотивация, ведь она требует особого внимания, так как таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений и отрицательных черт личности.

Нельзя обойти стороной и развитие познавательных мотивов, которые непосредственно связанны с содержанием и процессом учебной деятельности. Развитие данных мотивов в начальной школе очень важно и зависит оно от содержания и организации образовательного процесса, в основе которого и будет лежать познавательная потребность. Некоторые исследователи считают, что у младших школьников преобладает эмоциональный, а не познавательный, интерес к учебной деятельности, а познавательный интерес может отсутствовать. В начальной школе характерна любовь к деятельности как к предпосылке познавательного интереса. Младшие школьники начинают осознавать результат своих действий, то есть у них начинает развиваться смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок рассуждает и думает, прежде чем начать действовать. Таким образом он планирует свои действия и исключает импульсивность и непосредственность, которая была ему присуща в дошкольном периоде. Е. П. Ильин отмечает, что уже к концу начальной школы многие учащиеся могут корректировать учебную цель, если меняется общий смысл деятельности [3].

И самое главное, о чем не должен забывать учитель, это то что на протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: учитель играет важную роль в формировании ведущих учебных мотивов младших школьников; учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов; большое значение в младшем школьном возрасте имеет интерес, который имеет свои особенности, он проявляется и сохраняется только при активном взаимодействии учеников с учителем; ученики беспрекословно выполняют требования учителя; формированию положительной учебной мотивации способствуют благоприятные предпосылки: любознательность и положительное отношение к учению, которое непосредственно зависит от работы учителя; игровой мотив остается важным на протяжении всего обучения в начальной школе; отметки играют мотивационную роль, однако школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не оценку качества работы, чем не должен забывать учитель.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения ребенка и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.- — М., 1972.
  2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.,1962
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Владос, 1997.
  4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителей/ — М.: Просвещение, 1990.
  5. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle