Библиографическое описание:

Пономарев П. А., Штильников Д. Е. Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 441-443.



В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучены социально-психологические особенности адаптации детей, лишённых родительской опеки, предложены аспекты коррекционной работы.

Ключевые слова: социально-реабилитационные центры, депривация, адаптация, психические процессы, психологические потребности

This article describes the problems of education of children deprived of parental care. We analyzed the function of rehabilitation centers. The types of deprivation that occur in children's homes and rehabilitation centers. Studied the socio-psychological features of adaptation of children deprived of parental care, psycho aspects of the proposed operation.

Keywords: social-rehabilitation centers, deprivation, adaptation, mental processes, psychological needs.

В последние десятилетия происходит серьёзная деформация семьи как социального института, вследствие кардинальных изменений в социально-экономических и духовных сферах российского общества. Многие родители не способны выполнять свои воспитательные функции, в результате дети не ходят в школу, попадают под воздействие асоциальных групп, начинают употреблять алкоголь и наркотики. Родителей, ведущих асоциальный образ жизни и не справляющихся с воспитанием детей, лишают родительских прав. Дети попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Основными задачами реабилитационных центров являются профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, которые оказались в сложной жизненной ситуации. В соответствии со своими задачами центы выполняют следующие функции:

а) совместно с образовательными учреждениями, органами здравоохранения и иными организациями выполняют мероприятия по выявлению детей, которые находятся в трудном положении, оставшись без опеки родителей;

б) разрабатывают и реализовывают программы социальной реабилитации несовершеннолетних детей, которые находятся в социально опасных условиях;

в) защищают законные интересы и права несовершеннолетних;

г) временно содержат несовершеннолетних детей, которые остались без родительского попечения;

д) помогают органам опеки в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;

е) участвуют в организации медицинского обслуживания и обучении несовершеннолетних детей, которые находятся в стационарном отделении центров (приютах), содействуют получению ими специальности.

ж) осуществляют уведомление родителей или других законных представителей, о нахождении ребенка в реабилитационном центре.

В центрах работают практикующие психологи, которые проводят огромную работу с детьми, направленную на обеспечение их успешной социально-психологической адаптации в новых условиях, снижению негативного влияния на их развитие психической депривации.

На основании исследований Й. Лангмейер и 3. Матейчек, изучавших психологическое развитие детей, которые воспитаны вне семьи, было выделено понятие психической депривации, которая возникает тогда, когда субъекту не хватает возможности удовлетворить многие базовые (жизненные) психологические потребности в необходимой мере [1].

На сегодняшний день выделяют следующие виды депривации:

  1. Сенсорная депривация возникает из-за нехватки положительных впечатлений. В нее входит аудиальная система, визуальная, кинестетическая и другие формы;
  2. Когнитивная депривация возникает тогда, когда у ребенка нет возможности рационально познавать мир.
  3. Эмоциональная депривация входит в группу материнской или родительской депривации. К ней относятся любые другие ограничения, которые не позволяют осуществлять контакт с родными, например, смерть родителей.
  4. Патернальная форма депривации возникает, когда ребенок воспитывается в неполной семье.
  5. Социальная депривация возникает у воспитанников детских домов и заключенных в тюрьмах и т. д. [2].

Л. Ярроу обнаружил, что дети, воспитывающиеся вне семьи испытывают эмоциональную депривацию в связи с упрощением эмоциональных связей с персоналом. Все это становится причиной психического отставания детей, которые воспитываются вне семьи. По социальным и биологическим анамнезам были выявлены серьезные различия между детьми, которые воспитывались вне семьи и с родителями [3, c 64]. По данным исследования, у детей, испытывающих психическую депривацию, наблюдается сниженная самооценка, тревожность, недоверие к миру, слабовыраженное развитие познавательных процессов: сниженный объем памяти, неустойчивое внимание, неразвитое мышление (абстрактно-логического, наглядно-образного восприятия и др.) [4].

Недостаток должного внимания к развитию интеллекта ребёнка, приводит к плохой успеваемости, отставанию в развитии и к неспособности обучения в общеобразовательной школе. Задержка психического развития, выявляемая у многих детей, лишённых родительского попечения — это серьёзное препятствие для дальнейшего развития ребёнка и его взаимодействия с миром.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей социально-психологической адаптации детей, лишённых родительского попечения и находящихся на реабилитации в СКНЦ (северо-кавказский научный центр); выделение аспектов их психологического сопровождения.

Исследовании проводилось в СКНЦ г. Шахты в период с 11.04.16 по 13.04.16. В исследование приняли участие дети дошкольного возраста от 5 до 6 лет в количестве 8 человек. С целью психодиагностического обследования детей использовались методики: «методика опосредованного запоминания» (А. Н. Леонтьев), методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания у детей 5–6 лет «Найди и вычеркни» Т. Д. Марцинковской, методика исследования мышления детей 5–7 лет «Времена года», диагностика тревожности детей — методика «Незаконченные предложения», тест Сакса-Леви, методика «Диагностика ригидности» (Айзенк).

Проведенное исследование позволило выявить 85 % детей, у которых наблюдается значительное снижение социально-психологической адаптации, проявляющееся в снижение уровня развития познавательных процессов: неустойчивости внимания, снижение объема памяти и развития логического мышления, истощаемости психических процессов, достаточно высоком уровнем тревожности, неуверенности в себе, недоверии к людям, конфликтности и агрессивности поведения и др.

Исследование показало, что половина воспитанников испытывают тревогу не только в новых, но и в привычных условиях. Обнаружилось, что 80 % воспитанников не могут удовлетворить психологические потребности: в признании, любви, защите. Так же выявлено, что у детей очень высокий уровень ригидности, 85 % имеют средний или высокий уровень ригидности. Изучив психические процессы, а конкретно мышление, восприятие, память было выявлено, что 90 % воспитанников имеют проблемы с памятью и не в состоянии запомнить элементарные картинки, даже используя ассоциации. Мышление снижено у 60 % детей, многие ответы давали интуитивно и не могли объяснить, почему они пришли к тому или иному выводу. Практически у всех детей внимание не устойчивое, быстро устают, не могут долго концентрироваться на одном объекте.

Проведенное исследование показало, насколько внутренний мир детей в специализированных учреждениях не гармоничен. Эти дети тяжело переживают факт нехватки любви и внимания своих родителей. Учёные назвали это явление симптомокомплекосом, он возникает тогда, когда ребёнок теряет связь с матерью и не получает достаточно любви. Опрошенные же родители таких детей всячески инвертируют факт нахождения этих детей в специализированных учреждениях и находят ему массу неправдоподобных оправданий.

Необходимо порекомендовать сотрудникам реабилитационных центров и подобных учреждений осуществляя психологическое сопровождение детей, сделать так, что бы ребёнок лишенный родительской опеки был окружен достаточным количеством внимания, любви и заботы. Когда ребёнок осознает свою значимость и почувствует заботу со стороны окружающих людей, только тогда можно начинать коррекционную работу.

Психокоррекционная работа с детьми, лишенными родительского попечения должна строиться с учетом следующих психологических аспектов:

  1. Формирование позитивного отношения к себе.
  2. Формирование доверия к другим людям и окружающему миру.
  3. Формирование навыков межличностного общения.
  4. Нормализация психоэмоционального состояния.
  5. Снижение уровня агрессивности и конфликтности в поведении.

Сотрудники в социально-реабилитационных центрах должны быть заинтересованы в адаптации детей лишенных родительской опеки к современным социально-экономическим условиям. Базовым показателем эффективности работы с воспитанниками явятся степень адаптивности к самостоятельной жизни и интеграции в обществе после пребывания в реабилитационных центрах.

Литература:

  1. А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Психология сиротства. (текст). Изд.3-е. — СПб. Питер, 2005.
  2. Васильев, А. Ю. Причины, факторы социального сиротства и предполагаемые пути его решения/ А. Ю. Васильев. Москва, 2005.
  3. Пономарев П. А. Чернобаева, Т. А. Социальные и психолого — педагогические причины детской беспризорности/ П. А. Пономарев, Т.А Чернобаева. — Шахты, 2009.
  4. Васильев, А. Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе / А. Ю. Васильев. — Уфа, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle