Библиографическое описание:

Шумская О. А. Формирование мотивации к изучению иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 544-545.



Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим желанием, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но, с каждым годом этот интерес ослабевает и к 5–6 классам у 86 % учащихся он совсем пропадает. Без сомнения, английский язык — трудный предмет и требует приложения определенных усилий, чтобы овладеть им. В итоге происходит снижение мотивации изучения иностранного языка. Мотивация — это то, ради чего совершается человеческая деятельность. Деятельность человека может побуждаться одним или одновременно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим, а другие — побочными. [5, 378]

В педагогике существует несколько видов классификаций мотивов. Л. М. Фридман выделяет две основные группы мотивов:

  1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п;

2) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

  1. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1) широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п; б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2) узколичные мотивы: а) стремление получать одобрение, хорошие отметки; б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);

3) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избежания неприятностей) [1,113].

Все мотивации можно условно разделить на внешние и внутренние. Стимулом для внешней мотивации может служить то, что учащиеся на каждом этапе обучения должны ощущать продвижение к поставленной цели. А внутренняя мотивация — это по сути коммуникативная мотивация. А именно:они хотятобщаться с иностранцами, писать письма,говорить на ИЯ со взрослыми людьми,читать книги для расширения кругозора и т. д.

Такой тип мотивации как активное общение на иностранном языке, оказывается труднее всего сохранить. А дело всё в том, чтоситуации, используемые при обучении, носят, в сущности, искусственный характер. ИЯ выглядит как искусственное средство общения в атмосфере родного языка. Вот отсюда и начинаются проблемы с его изучением. С трудностями учителя сталкиваются и при освоения процесса чтения, когда одна и та же буква в разных буквосочетаниях читается по-разному или вовсе не читается.

Вот в этот момент каждый учитель должен проявить свои умения и правильно выбрать индивидуальные подходы к каждому ученику, формы и методы обучения, разнообразные виды контроля, которые в итоге приведут к формированию положительной мотивации к изучению предмета.Очень важно, чтобы у школьников не возникали отрицательные эмоции с самого начала изучения ИЯ, чтобы трудности, связанные с формированием навыков и умений в различных видах коммуникативной деятельности, не вызывали у них негативных ощущений.Наивысшим выражением мотивации является интерес.Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес — ознакомиться с ним. Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [6,136]. Постепенно повышать интерес учащихся к уроку — задача каждого педагога.

Повышение мотивации идёт через:

  1. доброжелательное отношение учителя;
  2. использование наглядности и другого дидактического материала;
  3. использование страноведческого материала;
  4. вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
  5. использование песен, рифмовок, стихов;
  6. использование познавательных игр;
  7. творческую работу самих учащихся;
  8. контроль знаний, умений и навыков.

Учителю, заинтересованному в повышении мотивации в работе учеников, самому следует быть:

  1. уверенным в возможностях своих учеников и постоянно им об этом говорить;
  2. хвалить их как можно чаще;
  3. всячески показывать личную заинтересованность в их успехах;
  4. избегать таких соревновательных заданий, где слабый ученик заведомо проиграет;
  5. поддерживать их ответы одобряющей улыбкой;
  6. оценивать не ученика, а допущенные им ошибки

Лишь увлечённый своим делом человек, может увлечь других. Планируя урок, нужно чётко продумывать каждый его этап. Чтобы он был интересным, учитель должен быть сам творческой личностью. Очень важно принять каждого ребёнка, каждому создать ситуацию успеха, обучать, воспитывать каждым своим уроком.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности и разных уроков. Как правило, учителя используют уроки-общение, уроки-тесты, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки-игры, уроки-викторины, уроки-конференции. Очень хорошо зарекомендовали себя ИКТ презентации и т. д. У каждого из этих видов уроков своя мотивация.

Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: декада иностранного языка, вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке и другие. В таких мероприятиях обычно раскрываются все таланты школьников.

Таким образом, планируя свой урок, учитель должен создавать такие условия, при которых у учащихся возникает потребность в изучении иностранного языка и личная заинтересованность. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы). [5, 125]

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. Н. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 19с.
  2. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя/Л. М. Фридман И. Ю. Кулагина. — М.: Просвещение, 1с.
  3. Сельчонок К. В. Психология художественного творчества/К. В. Сельчонок. — Минск: Харвест, 199с.
  4. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р. А. Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009. С. 122–127.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle