Библиографическое описание:

Жиженина Л. М., Клокова Т. Б., Киселева К. Г. Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» в школьном курсе биологии 8 класса // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 473-477.



В статье рассматриваются вопросы организации внеклассной деятельности школьников на примере определения адаптационного потенциала системы кровообращения, типа саморегуляции кровообращения.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, сердечно-сосудистая система

Внеурочная деятельность по биологии является составной частью учебно — познавательной работы учащихся. Наиболее полно учебно-воспитательные задачи разрешаются в тесном взаимодействии классно-урочного процесса с внеклассной деятельности учащихся. Приобретаемые учащимися знания и умения на уроках, становятся более расширенными на внеклассных занятиях и повышают интерес учащихся к предмету [1,3].

Мы проанализировали тематическое планирование раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» учебника Биология. Человек. 8 класс [2,4].

Таблица 1

Тематическое планирование по разделам учебника «Биология. Человек. 8 класс» (70 ч, 2 чв неделю)

Раздел 6. Кровеносная илимфатическая системы организма (6 ч)

Транспортные системы организма

Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы

Круги кровообращения

Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение.

Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Лабораторные ипрактические работы

Измерение кровяного давления.

Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома)

Строение и работа сердца

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Лабораторные ипрактические работы

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности

Первая помощь при кровотечениях

Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях

Проанализировав программу (таблица 1), мы пришли к выводу о том, что недостаточно времени отводится изучению вопросов работы сердечно — сосудистой системы.

Нам было интересно узнать реальную картину знаний учащихся по данной тематике. С этой целью нами было проведено анкетирование по выявлению исходных и сформированных знаний учащихся. Анкетирование проводилось на учащихся 8 класса, всего в эксперименте участвовало 23 ученика. При выявлении исходных знаний, учащихся просили ответить на вопросы анкеты. Далее с учащимися проводили занятие, в рамках кружка, на котором рассматривали основные вопросы и измеряли артериальное давление, вычисляли такие показатели, как адаптационный потенциал (АП) по Р. М. Баевскому, тип саморегуляции кровообращения (ТСК). А после, уже при выявлении сформированных знаний, учащиеся отвечали на те же самые вопросы анкеты.

В отчете нами использованы такие термины, как показатель положительных и отрицательных ответов. Под положительным ответом, мы подразумеваем наличие правильного ответа. А под отрицательным ответом, мы подразумеваем либо наличие не правильного ответа, либо когда, ответа нет совсем.

По результатам эксперимента было установлено распределение ответов учащихся до и после занятия. Так анализируя соотношение ответов на первый вопрос анкеты (Рис. 1), мы видим, что больше половины класса (70 %) не знали ответа на данный вопрос и лишь чуть больше четверти класса знали примерно правильный ответ (30 %), до проведения занятия. Изучив ответы после проведения занятия, мы наблюдаем увеличение показателя положительных ответов (75 %).

Рис. 1. Соотношение ответов учащихся на вопрос анкеты: «Что такое артериальное давление?», до проведения занятия и после, (в %)

Проанализировав соотношение ответов учащихся на второй вопрос анкеты: «Каким прибором измеряется артериальное давление?», мы наблюдали резкое увеличение показателя положительных ответов после проведения занятия (98 %). Хотя и до проведения занятия показатель положительных ответов на хорошем уровне (61 %), по нашему мнению это может быть обусловлено тем, что тонометр в наше время довольно распространенный прибор.

Изучив соотношение на третий вопрос анкеты (Рис. 2), мы видим, что знания учащихся о составляющих артериального давления находились на низком уровне до проведения занятия, т. к. почти весь класс не ответил на данный вопрос (98 %). Но уже после проведения занятия, больше половины класса справились с поставленным вопросом (62 %).

Рис. 2. Соотношение ответов учащихся на третий вопрос анкеты: «Из чего складывается артериальное давление?», до проведения занятия и после, (в %)

Проанализировав результаты соотношения ответов учащихся на четвертый вопрос анкеты: «Умеете ли вы, самостоятельно определять частоту сердечных сокращений(пульс)?», мы видим, что до проведения занятия большая часть класса (74 %), уже умеют самостоятельно определять ЧСС, предположительно такие навыки учащиеся могли получить на уроках БЖД. Но уже после проведения занятия, наблюдается положительная динамика, весь класс (100 %), справился с ответом на данный вопрос.

Изучив результаты ответов учащихся на пятый вопрос анкеты: «Какие показатели артериального давления являются нормой?», мы видим, что до проведения занятия половина класса ответили на данный вопрос (55 %), после проведения занятия с вопросом справился почти весь класс (91 %).

Рассмотрев результаты ответов учащихся на шестой вопрос анкеты (Рис. 6), можно сделать вывод о том, что до проведения занятия все учащиеся класса не знали ответа на данный вопрос. После же проведения занятия, наблюдается положительная динамика, почти половина класса смогли ответить на поставленный вопрос (44 %).

Рис. 3. Соотношение ответов учащихся на шестой вопрос анкеты: «Как называется наивысшее давление крови на стенку сосуда во время сердечного удара?», до проведения занятия и после, (в %)

При анализе ответов учащихся на седьмой вопрос анкеты: «Как называется давление крови на стенку сосуда в период покоя сердца?», наблюдается сходная картина, как и с ответами на шестой вопрос, после проведения занятия, почти половина класса (42 %), справились с ответом на данный вопрос.

Изучив соотношение ответов на восьмой вопрос анкеты (Рис. 4), мы видим, что проведения занятий, только четверть класса (23 %), ответили на поставленный вопрос. После проведения занятия, показатель положительных ответов увеличился, почти весь класс справился с ответом на данный вопрос (83 %).

Рис. 4. Соотношение ответов учащихся на восьмой вопрос анкеты: «Как влияет стресс на частоту сердечных сокращений (пульс)?», до проведения занятия и после, (в %)

Проводя анализ результатов ответов учащихся на последние девятый и десятый вопросы, мы увидели одинаковую картину (Рис. 5 и 6). До проведения занятия, только несколько учащихся (16 % и 17 %), смогли ответить на заданный вопрос в анкете, но уже после проведения занятия, наблюдается увеличения показателя положительных ответов (76 % и 77 %).

Рис. 5. Соотношение ответов учащихся на девятый вопрос анкеты: «Что такое гипертония?», до проведения занятия и после, (в %)

Рис. 6. Соотношение ответов учащихся на десятый вопрос анкеты: «Что такое гипотония?», до проведения занятия и после, (в %)

Оценивая полученные данные можно предположить, что проведенное занятие в рамках кружка, является эффективным, т. к. во всех рассмотренных случаях наблюдалась положительная динамика, после проведения занятия. Хотя с некоторыми вопросами, учащиеся довольно хорошо справлялись и до проведения занятия, это может быть обусловлено тем, что учащиеся могли получить первичные знания на учебных занятиях, либо посредством саморазвития.

Литература:

  1. Марина А. В., Волкова С. И. Исследовательская работа при изучении раздела «Человек и его здоровье». / Биология в школе. — № 3. — 2013. — С.54–69.
  2. Учебник: Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. — 3 — е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2012. — 336 с.: ил.
  3. Внеклассная работа по биологии на современном этапе. — 2012. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/603987/
  4. Рабочая программа для учителей по биологии. — 2013. [Электронный ресурс] URL: http://drofa-ventana.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-biologiya_type-rabochaya-programma/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle