Библиографическое описание:

Шелковникова С. Л. Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 539-540.



Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность — это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, кпрофессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Учитывая своеобразие педагогической и воспитательной работы с детьми с нарушениями в развитии, акцент в группировке методов обучения и воспитания мы делали с учетом специфики воздействия разных видов творчества, и опирались на классификацию, предложенную Ю. К. Бабанским, который выделяет три основные группы методов:

‒ методы организации учебно-воспитательной деятельности;

‒ методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

‒ методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

Проектируя и организуя систему работы, основывались на учете следующих принципов:

‒ принцип учета структуры дефекта;

‒ деятельностный принцип;

‒ принцип создания ситуации успеха;

‒ принцип доступности материала;

‒ принцип эмоциональной насыщенности;

‒ принцип взаимосвязи разных видов деятельности;

‒ принцип реализации потребности в социальной принадлежности;

‒ принцип создания ситуаций, способствующих формированию

‒ социальных навыков и умений.

Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти; — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; — навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; — развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Исходя из опыта работы, мы определили, что большое значение в развитии творческих способностей детей с ОВЗ имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности детей и подростков преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности

Мы выделяем пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность детей на практических занятиях:

  1. Объяснение воспитателя. Этап теоретического осмысления работы.
  2. Показ. Этап инструктажа. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий. Сочетаю наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
  3. Выполнение работы — это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. На этом этапе особое внимание уделяю тем детям, которые плохо справляются с заданием. Практикую создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого задания. Учебный материал преподношу небольшими дозами, его усложнение осуществляю постепенно.
  4. Контроль. На этом этапе работы детей проверяются и оцениваются.

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога, воспитателя.Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Коррекционно-образовательной работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1 / В. И. Андреев — Казанский университет, 2006. — 175 с.
  2. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989. — 333 с.
  3. Белоусов В. И. Новаторство: от идеи до внедрения. — М.: «Советская Россия», 1985.- 126 с.
  4. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности — СПб: издательство Буковского, 1994.- 60 с.
  5. Волков И. П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. — М.: «Педагогика», 1987. — 101–140 с.
  6. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, СПб., 2003. — 157 с.
  7. Горюнова Л. С. Развитие ребенка как его жизненное творчество. // Искусство в школе. 1993. — № 1.- 97 с.
  8. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. // Школа — 1997. — № 2.- 49–53 с.
  9. Жигорева М. В. Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение — М.: Национальный книжный центр, 2016. -208 с.
  10. Кузнецов В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. — М.: «Академия», 2007. — 170 с.
  11. «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983. — 479 с.
  12. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 1996. — 280 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle