Библиографическое описание:

Алалыкина Э. К. Внутренняя картина здоровья у подростков с разными типами привязанности // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 420-423.


  1. Понятие внутренней картины здоровья и её психологические особенности в подростковом возрасте

Здоровье является фундаментальной человеческой ценностью, и, часто, ни время, ни финансовые ресурсы не способны восстановить его утрату.

Отношение человека к своему здоровью является важной составляющей его Я-концепции. В структуре личности, самосознании, ценностно-смысловой сфере оно представлено внутренней картиной здоровья [Васильева].

Термин был введен в клиническую психологию Каганом В. Е. в 1993 году. Каган В. Е. понимал этот термин как целостное, субъективное представление человека о собственном здоровье. Внутренняя картина здоровья индивида определяет, какие именно ощущения, знания, представления, какое состояние и самочувствие соответствует состоянию здоровья [Каган]. Данная установка позволяет человеку знать, чувствовать или убеждать себя в том, что именно такое состояние и является состоянием здоровья.

Основная функция внутренней картины здоровья — регуляция деятельности или поведения человека, направленная на поддержание здоровья, профилактику или противостояние заболеваниям. Внутренняя картина здоровья включает в себя три основных компонента [Васильева]:

  1. репрезентационный компонент (когнитивный) — восприятие здоровья, его значимость и актуальность в системе представлений субъекта о себе, других людях и жизни в целом. Этот компонент в значительной степени зависит от возраста индивида и уровня развития интеллекта;
  2. отношенческий компонент — позиция занимаемая человеком в отношении к своему здоровью как компонент системы отношений личности. Данный элемент определяется индивидуально-типологическими и индивидуально-психологическими характеристиками человека, особенностями его эмоциональных реакций на различные жизненные ситуации;
  3. поведенческий компонент — личностная установка по отношению к собственному здоровью, также включенная в систему более общих установок, регулирующих поведение и деятельность человека.

Данные элементы взаимосвязаны, образуют общую регуляторную систему и могут быть соотнесены с социально-психологическими характеристиками, ценностными и смысложизненными ориентациями индивида. Отдельные элементы и комплексы внутренней картины здоровья могут вытесняться, перестраиваться, заменятся или вновь активироваться [Васильева06].

Внутренняя картина здоровья, наряду с другими феноменами телесности, такими как образ тела, внутренняя картина болезни, является продуктом социализации телесности и формируется в ходе социального взаимодействия, в первую очередь — с близкими взрослыми.

Здоровье для детей любого возраста является эмоционально значимой темой, быть здоровым означает быть активным и подвижным. В подростковом возрасте внутренняя картина здоровья является одним из ведущих показателей формирования здоровьесберегающего поведения.

Психологические и физиологические изменения и новообразования, происходящие в подростковом возрасте, оказывают влияние на внутреннюю картину здоровья.

Психофизиологические изменения, связанные с половым созреванием, оказывают влияние на образ «Я». У подростков происходит перестройка отношений в системе «Я и общество» [Шульгина, Черных].

Формирование логического мышления способствует осознанию подростком своих физических и психических возможностей. Данный период характеризуется также повышенным интересом к собственному телу. Осознанная забота о своем здоровье может проявляться уже в выработке им определенной стратегии поведения по сохранению и укреплению своего здоровья. Примером такого поведения может послужить систематическое соблюдение гигиенических норм и правил, умеренное и избирательное питание, знакомство со специальной литературой и т. п.

Психологическими особенностями внутренней картины здоровья в подростковом возрасте являются: высокий уровень активности, связанной со здоровьем, помехами которой, чаще всего, служат недостаток времени и присутствие более важных дел, средняя степень сформированности самосохранительного поведения. Основным источником информации о здоровье являются родители, при этом, зачастую, игнорируются достоверные информационные каналы. Здоровый образ жизни для большинства подростков заключается в соблюдении режима дня, физических упражнениях, контроле веса и питания. Чаще всего (в 50 %) внутренняя картина школьников недостаточно сформирована [Шульгина].

Огромное влияние на становление здоровьесберегающего поведения оказывают внутрисемейные отношения и стиль воспитания ребенка. Если в семье ребенка подросткового или старшего школьного возраста частые конфликты или нарушены эмоциональные связи в детско-родительских отношениях, то в оценке своего здоровья они будут опираться на оценки окружающих, так как не имеют определенной внутренней позиции, их поведение, зачастую, отличается саморазрушительными реакциями [Роминиц].

Адекватно сформированная внутренняя картина здоровья проявляется в осознании его значимости как ценности и активно-позитивном стремлении к его улучшению. Подростки с таким отношением характеризуются адекватным отношением к собственному здоровью и всем его компонентам (когнитивным, эмоциональным и поведенческим).

Недостаточно сформированная внутренняя картина здоровья выражается в недостаточно четком представлении о состоянии своего здоровья на когнитивном уровне; на эмоциональном уровне она проявляется в неконструктивных эмоциональных реакциях в стрессовых ситуациях; на поведенческом уровне — в стремлении изменить свой образ жизни в будущем, но не сейчас. Школьники этой группы не предпринимают действий для совершенствования здоровья сегодня.

И отрицательно сформированная внутренняя картина здоровья проявляется на когнитивном уровне в оценке своего здоровья как плохого; на эмоциональном выражена — или недооценкой, или переоценкой собственных физических и личностных возможностей; поведенческий уровень описывается полным отсутствием деятельности подростка, направленной на сохранение здоровья. Такие подростки могут курить, употреблять алкоголь, не заниматься физической культурой, чаще всего, их времяпрепровождение занимают компании на улице.

Все родители стремятся к тому, чтобы их дети были здоровы, красивы и образованы. Но не все знают, что здоровье нужно укреплять на протяжении всей жизни. И если взрослый человек, способен заставить себя выполнять физические упражнения, правильно питаться, то ребенку необходимо прививать любовь к здоровому образу жизни, объяснить выгоды и преимущества. Для этого необходим личный пример, это самый действенный способ воспитания. Для здоровья ребенка помимо этого важна, и семейная обстановка, игрушки, полноценное общение, эмоциональные контакты, а также понимание родителями его истинных потребностей.

  1. Типы привязанности и внутренняя картина здоровья

Эмоциональную связь между двумя людьми, заключающуюся во взаимном участии и желании поддерживать близкие отношения называют привязанностью.

Первыми исследователями и создателями теории привязанности стали Боулби Д. и Эйнсворт М. Исследования проводились в 1960-е и 1970-е годы в контексте детско-родительских отношений. Привязанность понималась как тесная и индивидуально направленная эмоциональная связь ребёнка и его матери. Именно на детско-родительских отношениях на протяжении многих лет основывалось изучение привязанности. Установлено, что привязанность ребенка к матери, образуясь в младенчестве, сохраняет свою активную роль и значимость всю жизнь; привязанность оказывает колоссальное воздействие на межличностные отношения и все познавательные процессы.

Боулби Дж. говорил о том, что через взаимодействия со значимым взрослым создается система установок, которые отражают ощущения и взгляды ребёнка на ближайшего взрослого и на себя.

Привязанность имеет трехкомпонентную структуру:

1) Когнитивные компоненты включают в себя опознавательные признаки, которыми являются образы и представления, связанные с матерью (или другим заботящимся взрослым);

2) Эмоциональные компоненты объединяют реакции и сигналы, направленные к матери, которые указывают на потребности ребёнка и степень их удовлетворения;

3) Поведенческие реакции, такие как плач, улыбка, приближение, следование и др.

Основными функциями привязанности служат:

  1. формирование чувства общего доверия к миру и людям; открытость и защищенность.
  2. развитие эмоциональной ориентировки в мире через значимого взрослого.
  3. становление эмоциональных избирательных отношений с другими людьми (как взрослыми, так и детьми).

Эмоциональная привязанность ребёнка на ранних периодах жизни оказывает глобальное воздействие на его развитие не только в ближайшие годы, но и на последующих этапах жизненного пути. Дети, у которых в младенчестве прослеживался надежный тип привязанности, в последующие годы проявляли большую непринужденность, в общении, открытость, готовность к риску, умение справляться со стрессом, по сравнению с группой, отнесенной к типу ненадежной привязанности.

Учитывая теорию привязанности Боулби Дж., основой для которой послужило предположение о том, что любые отношения человека с окружающим миром, в том числе отношение к самому себе, изначально опосредовано отношениями между двумя людьми. В дальнейшем именно они определяют весь душевный строй личности, что говорит о влиянии типа привязанности на всю систему отношений, включая отношение к своему здоровью.

Определённый тип привязанности является результатом накопления опыта взаимодействия ребенка со значимым взрослым. Данные многочисленных наблюдений позволяют выделить три основных типа привязанности младенца к матери, которые стали классическими:

1) надежную привязанность (безопасную, защищающую). Здоровая связь матери и ребёнка, которая служит эмоциональной основой уверенного в себе человека. Родитель доброжелателен и всегда ориентирован на ребёнка.

2) тревожно-амбивалентную привязанность. Ребенок демонстрирует признаки тревоги еще до разлуки с матерью; тяжело переживает её отсутствие; ребенок стремится к взаимодействию, но проявляет сопротивление контакту.

3) избегающую привязанность. Проявляется как результат постоянного эмоционального пренебрежения родителями. Доступность родителя для ребенка непредсказуема. Поведение таких детей характеризуется отсутствием сопротивления, при попытке разлуки с матерью, нет так же приветствия после неё, радушие смешивается с избеганием.

Тип привязанности оказывает влияние на самоотношение, самоидентичность подростка, его самооценку, касательно внешнего вида, самопринятия и поведения.

Значимым фактором психического здоровья и эмоциональной уравновешенности ребенка служит стабильность семейной среды. Данные полученные Никифоровым Г. С. [], указывают, что большое влияние оказывают «качество» семьи, её воспитательная способность, проявляющаяся в осознанном выборе стиля воспитания, а также учете индивидуальных, личностных и возрастных качеств своего ребенка.

Исследования внутренней картины здоровья и привязанности позволили определить их достоверную взаимосвязь. Несформированность внутренней картины здоровья свойственна детям, у родителей которых выявлены негармоничные типы воспитания во взаимоотношениях с собственными детьми, а именно потворствующая и доминирующая гиперпротекция, а также повышенная моральная ответственность. Гармоничный стиль воспитания определяет сформированность внутренней картины здоровья [Меренкова В.С]. Сформированность характеризуется осознанием собственного здоровья как ценности, стремлением человека поддерживать и усовершенствовать его.

Внутренняя картина здоровья зависит от многих других аспектов личности, к примеру, дети с повышенной личностной тревожностью, демонстрируют выраженное искажение внутренней картины здоровья и болезни. Проявляется отклонение внутренней картины здоровья в сторону повышенного внимания к собственному здоровью, что может проявляться в излишней мнительности. Существенное негативное влияние на внутреннюю картину здоровья оказывает фрустрационная напряженность ребенка, ранние психические депривации, искаженная самооценка. Значительную роль играют способы удовлетворения потребностей и их отношение к активности и деятельности ребенка.

Вывод:

  1. Внутренняя картина здоровья — это представление человека о здоровье, отношение к нему совокупность личностных представлений о нормальном и патологическом состоянии, переживание человеком статуса и динамики собственного здоровья, осознание своих душевных и физических возможностей и ресурсов.
  2. Подростковый возраст влечет за собой психологические и физиологические изменения, которые сказываются на личностной системе отношений, в том числе и на отношении к здоровью.
  3. Привязанность, оказывает влияние на все аспекты жизни человека [Боулби], включая тревожность, самопринятие, самооценку и другие, воздействующие на становление внутренней картины здоровья. Определенные типы привязанности сказываются на степени сформированности внутренней картины здоровья, понимании его ценности, стремления улучшать и поддерживать его.

Литература:

  1. Васильева О. С. Экспериментальное исследование внутренней картины здоровья в юношеском возрасте //Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2006. — Т. 69, № 14. — С. 316–324.
  2. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья — термин или концепция? // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 86–88.
  3. Меренкова В. С. Типы семейного воспитания в прогнозе формирования внутренней картины здоровья младших школьников //Вестник Брянского государственного университета. — 2014. — № 1
  4. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь. — 2002. — 256 с.
  5. Ромицына, Е. Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков //Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 39–47.
  6. Шульгина Т. А. Черных А. М. Влияние семьи на формирование внутренней картины здоровья подростка // III всероссийская дистанционная интернет-конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения». — 2011. — С. 151–152.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle