Библиографическое описание:

Еропова И. В. Привитие любви к родному городу — одна из ступеней нравственно-патриотического воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 469-471.



Проблема нравственно-патриотического воспитания считалась одной из важнейших с древних времен. Из века в век менялись взгляды на этот вопрос.

По мнению Аристотеля, нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, они должны быть продуманными и умеренными. Я. А. Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, мужество, вежливость, почитание старших. Нравственное воспитание, как считал К. Д. Ушинский, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Отечественные философы (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. Ф. Флоренский), развивали теорию, согласно которой, человек предстает как эпицентр культуры, её высшая духовная ценность. При этом он обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя её.

Существуют разные подходы к определению «нравственное воспитание». Р. С. Буре считает, что нравственное воспитание — целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм. По мнению С. А. Козловой, это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества.

Таким образом, нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, но оно немыслимо без воспитания у ребенка чувства гражданственности. Воспитание гражданина — это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию; воспитывать у ребенка уважение к людям труда и др.

Что доступно ребенку дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес? Прежде всего, это место, где он родился и живет. Для каждого из нас, воспоминания детства связаны с теми местами, где мы родились и выросли, где ходили в детский сад и школу, катались на велосипеде и играли в снежки. В этой связи огромное значение играет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона — города Иркутска. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. Педагог должен стремиться развивать в детях чувство любви к родному городу, желание беречь его красоту, проявлять заботу о нем. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его окружение. Постепенно ребенок знакомится с родным детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со всей страной, её столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые ему наиболее доступны и которые ему дают природа и мир животных, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его. Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью человека и жизнью всех людей — вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, району, необходимо подвести их к пониманию, что он — часть Родины, т. к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества, соблюдают традиции.

Таким образом, эта работа представляет большой интерес. Для её решения мною был подготовлен и успешно внедрён познавательный проект «Наш Ленинский славный район…». На разных этапах этого проекта мною были разработаны следующие мероприятия: с детьми мы беседовали о своём родном городе и районе, проведено анкетирование родителей о важности патриотического воспитания, изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подобраны художественные произведения для ознакомления детей с творчеством иркутских детских писателей и поэтов, подготовлен иллюстративный и дидактический материал. На следующем этапе работы осуществляли образовательную деятельность с детьми по ознакомлению с городом и нашим Ленинским районом, рассматривали иллюстрации, организовали экскурсию по району, составляли рассказы о труде взрослых и детей на благо города и района, решались проблемные ситуации. Изготовили игру-путешествие «Доберись до нужного места», мастерили совместно с детьми макеты на тему «Двор моей мечты». Для родителей были подготовлены консультации на темы: «История земли Иркутской», «Достопримечательности Ленинского района», «Люди, прославившие Ленинский район». Продуктом нашей работы стало изготовление рекламного проспекта «Наш район», выступление на родительском собрании и на педагогическом совете с презентацией проекта, организация фотовыставки «Любимые места моего района».

Литература:

  1. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под редакцией Микляевой Н. В. Москва: ТЦ «Сфера», 2013.
  2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Москва, 2007.
  3. «К своим истокам». Ответственный редактор Лыкин Ю. П. Иркутск: «Репроцентр», 2009.
  4. «Ленинский округ Иркутска. 90 лет». Историко-краеведческое издание. Ответственный редактор Корбут С. В. Иркутск: «Общественный совет по культуре Ленинского округа», 2010.
  5. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников в ДОУ. Автор — составитель Киселева Л. С. Москва: «Аркти», 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle