Библиографическое описание:

Ханафина Г. Р., Иванова А. С. Выявление у дошкольников с дизартрией нарушений графомоторных навыков // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 525-527.



Проблема обучения детей с дизартрией графомоторным навыкам занимает особое место в системе подготовки их к обучению в школе.

Графомоторные навыки детей с диазртрией отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации [2]. У детей наблюдается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями [1].

Таким образом, важно выявить особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией для построения правильного обучения, которое бы способствовало развитию полноценной личности и сглаживанию дефекта.

Целью нашего исследования является выявление нарушений графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией.

Графомоторные навыки — составная часть моторных способностей человека. Их формирование базируется на возникновении и совершенствовании тонко координированных движений руки, развития зрительно — пространственной ориентировки, зрительно — моторной координации [4]. А у детей с дизартрией в большей степени проявляется несформированность данных компонентов.

Наилучшее время для формирования графомоторных навыков — это дошкольный период. Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и навыков [3].

Для исследования уровня развития графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией была применена «методика исследования графомоторных навыков у детей» Бабиной Г.В, Волосковой Н.Н, Симерницкой Э.Г, Ахутиной Т.В, А. В. Семенович.

Были предложены следующие задания:

1) Обследование возможностей обводки:обводка геометрических фигур;обводка линий;обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов;

2) Обследование возможностей штриховки: штриховка геометрических фигур; штриховка сложных фигур;

3) Обследование возможности копирования: копирование узора; копирование сложной фигуры;копирование букв и цифр.

4) Обследование самостоятельного рисования: рисунок «Снеговик».

Каждый из параметров оценивается по баллам от 0 до 2-х в зависимости от качества выполнения. Состоятельность данных параметров демонстрирует уровень сформированности описанных ранее неречевых процессов.

В исследовании приняло участие 10 детей с диагнозом дизартрия. Средний возраст испытуемых на момент исследования 5 лет.

Анализ результатов исследования метрических характеристик показал, что возможность обводки у двоих детей (20 %) находится на высоком уровне, у четверых детей (40 %) на среднем уровне, и у четверых детей (40 %) на низком уровне. Дети при обводке геометрических фигур и линий полностью не могут сохранять размер изображения. У них отмечаются несоблюдение границ контура.

Возможности штриховки у двоих детей (20 %) находится на высоком уровне, у шестерых детей (60 %) на среднем уровне, у двоих детей (20 %) на низком уровне. При штриховке дети не соблюдают границу рисунка, часто наблюдается выход за пределы границ контура.

Возможности копировании у одного ребенка (10 %) находится на высоком уровне, у двоих детей (20 %) на среднем уровне, и у семерых детей (70 %) на низком уровне. При выполнении задания по копировки дети не сохраняют размер сложных фигур, букв и цифр. Дети не учитывают пропорции, сильно изменяют размер изображения.

При исследовании самостоятельного рисования ни один ребенок не показал высокого результата. У четверых детей (40 %) детей был выявлен средний уровень, а у шестерых детей (60 %) низкий уровень. Дети при рисовании не соблюдают пропорции, сильно увеличивают или уменьшают размер всего изображении.

Далее были выявлены координаторные характеристики у детей с дизартрией.

Анализ результатов исследования координаторных характеристик показал, что возможность обводки у двоих детей (20 %) находится на высоком уровне, у троих детей (30 %) на среднем уровне, и у пятерых детей (50 %) на низком уровне. У детей при обводке линии нечеткие, неровные, часто выходят за границы строки.

При обследовании возможности штриховки ни один ребенок не показал высокого результата. У двоих детей (20 %) был выявлен средний уровень, а у восьмерых детей (80 %) низкий уровень. Также при штриховке у них наблюдаются неровные линии, несоблюдение расстояния между ними, есть отклонения линий, линии не расположены параллельно. При штриховке пунктирной линией расстояние между пунктирами не одинаковое, они расположены нелинейно. Учащиеся не сохраняют направление штриховки.

Из этих результатов можно сказать, что у дошкольников с дизартрией не сформирована зрительно-моторная координация.

Далее были выявлены особенности детей по топологическим характеристикам.

Анализ результатов исследования топологических характеристик показал, что возможность копирования у двоих детей (20 %) находится на высоком уровне, у двоих детей (20 %) на среднем уровне, и у шестерых детей (60 %) находится на низком уровне. При копировании сложных фигур, букв и цифр дети допускают такие ошибки как пропуски некоторых элементов, или их изолированность, не соблюдение пространственных характеристик изображения.

При исследовании самостоятельного рисования у троих детей (30 %) был выявлен средний уровень, а у семерых детей (70 %) низкий уровень. При самостоятельном рисовании некоторые элементы изолированы друг от друга, возникают пропуски деталей, нарушается целостность изображения.

Далее были выявлены особенности по параметрам «Стратегия деятельности».

Анализ результатов исследования параметра «Стратегия деятельности» показал, что возможность копирования у одного ребенка (10 %) находится на высоком уровне, у одного ребенка (10 %) на среднем уровне, у восьмерых детей (80 %) — на низком уровне. Копирование сложных фигур, букв и цифр происходит хаотично или непоследовательно.

При исследовании самостоятельного рисования у четверых детей (40 %) был выявлен средний уровень, а у шестерых детей (60 %) низкий уровень. При самостоятельном рисовании выполняют рисунок непоследовательно, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов, а некоторые дети выполняют рисунок хаотично, при котором трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «бегает» от одной части изображения к другой без четкого плана.

Учитывая эти особенности у детей с дизартрией, можно сказать, что у них не сформирована оптико- пространственная ориентация.

Далее были выявлены особенности по параметрам «Возможность переключение».

Анализ результатов исследования параметра «Возможности переключение» показал, что возможность копирования у одного ребенка (10 %) находится на высоком уровне, у четверых детей (40 %) на среднем уровне, у пятерых детей (50 %) на низком уровне.

Детям предлагалось скопировать узор со сменяющимися звеньями. При выполнении данного задания отмечались следующие особенности: невозможность переключения с одного движения на другое, у многих детей наблюдались повторы элемента графической деятельности, часты отрыв карандаша от бумаги.

Далее были выявлены особенности детей по параметрам «Устойчивость программы».

Анализ результатов исследования параметра «Устойчивость программы» показал, что у детей возможность обведения у одного ребенка (10 %) находится на высоком уровне, у шестерых детей (60 %) на среднем уровне, и у троих детей (30 %) находится низком уровне.

При исследовании возможности копирования у одного ребенка (10 %) был выявлен высокий уровень, у троих детей (30 %) на среднем уровне, а у шестерых детей (60 %) на низком уровне.

Далее были выявлены особенности по параметрам «Контроль».

Анализ результатов исследования параметра «Контроль» показал, что у детей возможности копирования у одного ребенка (10 %) находится на высоком уровне, у троих детей (30 %) на среднем уровне, у шестерых детей (60 %) на низком уровне.

Испытуемые не могут выдержать заданную программу до конца, возникают персеверации, при этом учащиеся не замечают их и не исправляет ошибки даже после указания на них.

Также нужно отметить, что при выполнении всех заданий у детей с дизартрией наблюдалось сильное общее напряжение, у части детей отмечались синкинезии.

Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1) У дошкольников с дизартрией не сформирована зрительно-моторная координация.

2) У детей с дизартрией не сформирована оптико-пространственная ориентация.

3) Произвольная регуляция у детей с дизартрией сформирована недостаточно.

4) У детей с дизартрией недостаточно сформированы моторные компоненты.

Таким образом, у детей с дизартрией необходимо развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и оптико-пространственную ориентацию с помощью различных упражнений и игр. Развивая эти компоненты, мы можем развивать у ребенка графомоторные навыки.

Литература:

1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.

2. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.

  1. Буцикина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников./ Т. П. Буцикина, Г. М. Вартапетова // Логопед. — 2005. — № 3. — С.84–94.
  2. Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Логопед. — 2008. — № 8. — С. 16–19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle