Библиографическое описание:

Миронова С. А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 247-248.



Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой современного общества. Педагогическая наука всегда уделяла этому большое внимание. В разное время термин «нравственное воспитание» заменялся на «духовное воспитание» или «моральное воспитание». Что же такое мораль — это общественное явление, которое включает в себя нормы и правила, определяет поведение человека в обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность же — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, определяют направленность личности, ее духовный облик, само поведение человека и его образ жизни.

Значительно шире понятие социально-нравственное воспитание: ведь для человека живущего в обществе все социально. По определению И. С. Кон «социально нравственное воспитание» тесно связано с понятием «социализация». Социально-нравственное воспитание является совокупностью социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, ценностей и норм,позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл.

В современной жизни невозможно воспитывать глубоко-нравственного дошкольника не используя примеры из жизни, которые подкреплены силой массового примера, привычки, обычая. При этом педагог четко разграничивает понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и реальности, справедливости и несправедливости, понятия хорошо и плохо.

Многочисленными исследованиями Р. С. Буре, А. Н. Леонтьевой, Г. С. Якобсона показывают, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает свой значимый практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, педагог создает наиболее благоприятные условия для его социально — нравственного развития. Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начинает осмысливать и выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает для себя законы, по которым строятся взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, проявляется гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих вокруг явлений в обществе.

Ребенок стремится стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях общественной жизни, он узнает о труде взрослых и его общественной значимости, о патриотизме и нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Им становится доступным осознание справедливости моральных норм и ее объективности, понимание всей значимости.

На ребенка влияют семья и окружающая его действительность. И это влияние не всегда адекватно требованием морали. А ведь, именно дошкольный возраст очень восприимчив к социальным воздействиям.

Детский сад является базой для социально — нравственного воспитания и призван решать следующие задачи, как: формирование нравственного сознания детей; активной жизненной позиции; социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения; доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми; нравственных качеств; воспитание полезных навыков; выработка привычек поведения. Воспитатель организовывает деятельность детей таким образом, чтобы создать максимум условий, которые способствуют реализации заключенных в ней возможностях. Одной из важных задач детского сада по социально — нравственному воспитанию является установление тесных связей с семьей. Этому способствуют дни открытых дверей, сюжетные дни, нестандартные формы проведения родительских собраний, совместные праздники и экскурсии. Семья является равноправным участником формирования детской личности. Только при совместной деятельности, единстве взглядов на воспитание родителей и педагога возможно воспитание цельной личности.

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников — М.: Мозайка — синтез, 2012.-78с.
  2. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой — М.,1985.
  3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Под ред. В. В. Давыдова.-М., 1993.
  4. Предмет и система этики — М.: София, 1973.
  5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, http://malenkie-deti.com, 2012г
  6. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle