Библиографическое описание:

Петрова Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 224-227.



Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь.

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой. Частные аспекты и вопросы исследовались философами, социологами, педагогами и психологами. Так феномен профессионального выбора описан в трудах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. С. Кона, Н. С. Пряжникова и других ученых. Однако в настоящее время теоретические аспекты проблемы профессионального выбора все еще недостаточно разработаны, нет однозначности в понимании ситуации выбора профессии.

Многие ученые, занимающиеся проблемой профессионального становления личности, рассматривают процесс профессионального выбора через призму профессионального самоопределения.

Например, П. А. Шавир [13] процесс профессионального самоопределения не ограничивает актом профессионального выбора. В его понимании профессиональный выбор является одним из аспектов профессионального самоопределения. Схожую точку зрения имеют В. А. Бодров [2] Е. А. Климов [7] и Н. С. Пряжников [11]. Они считают, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбором профессии. В их понимании профессиональный выбор — это важный компонент профессионального самоопределения личности, многократный процесс, неоднократно осуществляемый при изменении самой личности, ее макро- и микросоциума. Э. Ф. Зеер [6] считает, что осознанный профессиональный выбор с учетом своих способностей, особенностей, требований профессии — это ядро профессионального самоопределения личности.

Другие же ученые считают, что профессиональный выбор — это результат профессионального самоопределения личности, однократный процесс, который завершается поступлением в учебное заведение или на работу. А. М. Кухарчук [10] полагает, что самостоятельный профессиональный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов и соотнесение их с требованиями профессии — и есть профессиональное самоопределение. По И. С. Кону [8], профессиональный выбор — четвертый завершающий этап профессионального самоопределения.

Украинский социолог Е. И. Головаха [4] отмечает, что выбор профессии — это первый шаг на пути жизненных выборов. «Профессиональный выбор — это решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями» [4, с. 13]. То есть профессиональный выбор Е. И. Головаха рассматривает как повторяющийся процесс, изменяющийся в зависимости от мотивов личности и факторов среды.

В. И. Крюкова [9] считает, что профессиональный выбор — это сложный, сугубо индивидуальный, комплексный процесс, включающий в себя внутренние и внешние факторы, основывающейся на сочетании потребностей, интересов, мотивов, личностных особенностей, образов самого себя в профессии и находящейся под влиянием родителей и общества. Выбор профессии — протяженный во времени процесс, но ограниченный ситуацией принятия решения самого выбора одной альтернативы.

Она выделила внутренние и внешние психологические факторы выбора профессии. К внутренним факторам относится: психофизиологические и личностные особенности, направленность личности, субъективный образ выбранной профессии. К внешним — требования общества, влияние родительской семьи, информация о профессии, особые обстоятельства. Системообразующим фактором профессионального выбора В. И. Крюкова считает влияние родительской семьи. Семья оказывает влияние на профессиональный выбор личности как примером профессиональной деятельности, советами и прямыми указаниями, так и характером сложившихся отношений между ее членами (отношение к родителям, интроецированный образ родителей, сценарные послания родителей). Так же для профессионального выбора наиболее значимой является информация, полученная от специалиста в той же области деятельности.

Схожее определение понятия профессионального выбора дает Т. А. Фирсова [12]. Под профессиональным выбором она понимает проявление психической активности личности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Т. А. Фирсова считает, что отсутствие адекватной Я-концепции, мировоззренческого выбора, учебно-профессиональной мотивации, неустойчивая самооценка, т. е. искаженное проявление внутренних факторов, либо нарушение баланса во внешних, жизненных обстоятельствах затрудняет процесс выбора профессии.

В своем исследовании она пришла к выводу, что уровень психологической готовности молодых людей к профессиональному выбору нельзя считать зрелым и хорошо сформированным. К моменту профессионального выбора не только выпускники школ, но и студенты не готовы сделать осознанный, полноценный выбор, с одной стороны, из-за недостаточной сформированности соответствующих психологических функций, с другой стороны, из-за объективно существующих социальных факторов, сдерживающих человека в рамках определенных жизненных условий. С каждым годом показатели собственно процесса обучения, получения профессиональных знаний и интеллектуального удовлетворения, т. е. внутреннего мотивационного фактора, понижаются, в то время как возрастает частотность выборов внепрофессиональных мотивов, т. е. внешних мотивационных факторов выбора профессии. Таким образом, престижность профессии и материальный достаток являются наиболее смыслообразующими факторами выбора профессии.

Еще одно определение понятию профессионального выбора дает А. А. Волокитина [3]. Профессиональный выбор она рассматривает как особую жизненную ситуацию в процессе профессионального, и более широкого, социального самоопределения, представляющую условие развертывания жизненных стратегий. А. А. Волокитина разделяя профессиональный выбор на первичный — поступление в учебное заведение и вторичный — начало трудовой деятельности, выделяет мотивы профессионального выбора:

‒ Востребованность, социальная значимость профессии.

‒ Возможность самореализации, которая свидетельствует об экспрессивной мотивации.

‒ Прагматизм, который основан на практической функции будущей профессии.

‒ Преимущества в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности.

На основе выделенных мотивов она выделяет три основных типа профессионального выбора, базирующиеся на материальных благах, деньгах; престиже, статусе и уважении; профессиональной самореализации. В первом и во втором типе активизируются инструментальные ценности, такие как: оплата труда, престиж профессии, занимаемая должность. Отношение к профессии в таких случаях будет как к средству. В третьем случае активизируются терминальные ценности — знания и умения, образование, профессионализм, мастерство, сама профессия.

А. А. Волокитина приходит к выводу, что профессиональный выбор в большей мере осуществляется на основе материального достатка будущей профессии, а не по интересам, способностям и призванию.

Также понятие профессионального выбора в своей работе рассматривает Е. В. Груздова [5]. Профессиональный выбор она понимает как полимотивированное сложное новообразование личности, сочетающее в себе влияния социально-экономических условий, пример значимых взрослых и личностные качества человека. То есть под профессиональным выбором понимается психологическая готовность осознано, самостоятельно и ответственно определять цели, средства и реализовывать профессиональные планы и намерения.

Е. В. Груздова описывает ошибки профессионального выбора, к ним она относит:

‒ недостаточную информированность о профессии;

‒ увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии;

‒ отношение к выбору через призму престижности-непрестижности профессии;

‒ слабую осведомленность о своих психофизиологических возможностях и способностях;

‒ отождествление учебного предмета с профессией;

‒ перенос отношения к человеку — специалисту профессии на саму профессию;

‒ отношение к выбору профессии как к единственному, неизменному варианту;

‒ влияние значимых людей.

Так же ошибки профессионального выбора описывает и разделяет на три группы К. А. Адыширин-Заде [1]. К первой группе относятся ошибки незнания мира профессии, т. е. недостаточная информированность о мире профессий, неверные представления о характере и условиях труда, предубеждения о престижности/ непрестижности профессии. Во вторую группу включены ошибки незнания самого себя — переоценка/недооценка своих способностей, навыков, незнание личностных особенностей. Третью группу составляют ошибки незнания правил выбора профессии, т. е. перенос интереса к учебному предмету на выбранную профессию, отождествление профессии с конкретным специалистом.

Он рекомендует следующие правила профессионального выбора. Во-первых, следует изучить как можно больше профессий, определить спрос и предложение на профессии в конкретном регионе. Во-вторых, изучить свои индивидуальные особенности — способности, склонности, интересы, черты характера, здоровье. В-третьих, следует выбрать наиболее подходящую профессию, подробно ее изучить — ознакомится с профессиограммой, содержанием и условиями труда, возможностью ее получения и перспективой дальнейшего профессионального роста. В-четвертых, практически опробовать свои силы в выбранной профессии и сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями. При соответствии своих профессиональных возможностей с требованиями выбранной профессии следует проявить настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве. При отсутствии соответствия изучить другой вариант профессионального выбора.

К. А. Адыширин-Заде считает, что при профессиональном выборе следует советоваться с родителями, педагогами, врачами, а так же с психологами и профконсультантами.

Таким образом, как мы видим, существуют разные походы к пониманию профессионального выбора. Большинство авторов рассматривают процесс профессионального выбора в контексте профессионального самоопределения. Под профессиональным выбором можно понимать процесс принятия решения относительно своей дальнейшей профессиональной деятельности, с учетом своих интересов и склонностей, профессиональной готовности в определенной сфере деятельности и ведущих трудовых мотивов.

Как показывают рассмотренные исследования, относительно понятия профессионального выбора, выбор профессии осуществляется без учета своих интересов и склонностей, способностей и навыков, психофизиологических и личностных особенностей. В последние годы возрастает роль внешних мотивационных факторов профессионального выбора, в то время как роль внутренних мотивационных факторов снижается. Рассмотренные ошибки профессионального выбора наносят вред психическому и физическому здоровью личности, приводят к текучке кадров, снижают производительность труда. В связи с этим большое значение приобретает вопрос правильного профессионального выбора, в решении этого вопроса значительную роль играет развитие психологического сопровождения процесса профессионального выбора.

Литература:

  1. Адыширин-Заде К. А. Профессионально ориентированный подход к самоопределению будущих врачей // Вектор науки ТГУ. — 2010. — № 1(1). — С. 7–9.
  2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Пер Сэ, 2001. — 511 с.
  3. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис.... канд. соц. наук: 22.00.04. — М., 2011. — 19 с.
  4. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис.... д-р. филос. наук: 09.00.09. — Киев, 1989. — 34 с.
  5. Груздова Е. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 4 (020). — С. 163–166.
  6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.– 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. — 336 с.
  7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
  8. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  9. Крюкова В. И. Психологические факторы выбора технических профессий в современных условиях: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.03. — М., 2005. — 32 с.
  10. Кухарчук А. М. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов. — Минск: Современное слово, 2006. — 544 с.
  11. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.
  12. Фирсова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в ВУЗе // Самарский научный вестник. — 2014. — № 1(6). — С. 118–120.
  13. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle