Библиографическое описание:

Касумов К. Т. Совершенствование учета затрат и реализации строительной продукции // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 164-169.



В данной статье рассматривается совершенствование учёта затрат и реализации строительной продукции, совершенствование системы калькулирования, анализируются принципы определения объектов учёта затрат, объектов калькулирования себестоимости, принципы выделения центров ответственности, а также предлагаются мероприятия по совершенствованию.

Ключевые слова: виды себестоимости, система калькулирования, группы затрат, объект калькулирования, направления совершенствования учёта затрат, бюджетирование, сбытовая деятельность, стимулирование сбыта

Для аппарата управления любой компании важны достоверные данные о структуре себестоимости каждого отдельно взятого вида продукции, так как на основе издержек на производство определяются цены продаж. Информация о себестоимости продукции кроется в основе прогнозирования и текущего оперативного управления производством.

В зависимости от типа затрат, включённых в себестоимость, можно выделить различные виды себестоимости:

  1. Полная себестоимость. Она включает в себя все издержки организации, которые связаны с производством и сбытом продукции.
  2. Производственная себестоимость. Она содержит лишь производственные затраты.
  3. Неполная себестоимость. Данный вид себестоимости включает только переменные производственные затраты.

Помимо всего прочего, для решения различных управленческих задач используются плановая и фактическая себестоимость. В расчёте плановой себестоимости участвуют издержки, предусмотренные планом на будущий период. Фактическая себестоимость показывает размер действительных издержек на выпуск продукции и (или) выполнение работ. Система калькулирования должна содержать информацию, которая пригодна для решения таких управленческих задач, как установление оптимальной цены на строительные работы, целесообразность принятия заказа, оптимизация номенклатуры строительных работ и строительной продукции, оценка качества работы управленческого персонала. Калькулирование в строительной организации строится в соответствии с определёнными принципами. Классификация затрат на выполнение строительных работ должна быть научно обоснована.

С целью совершенствования организации управленческого учёта затрат в строительной отрасли и создания концепции интегрированного учёта и управления затратами группировка издержек должна основываться на разделении затрат на основные и накладные, косвенные и прямые, переменные и постоянные, непроизводственные и производственные. Укрупнённые группы затрат организаций строительства представлены в таблице 1.

Таблица 1

Укрупненные группы затрат

Группа затрат

Прямые затраты

01

Прямые материальные затраты

02

Прямые трудовые затраты

03

Прямые затраты на содержание и эксплуатацию машин и механизмов

Косвенные затраты

04

Переменные затраты вспомогательных производств

05

Постоянные затраты вспомогательных производств

06

Постоянные затраты, связанные с использованием машин и механизмов

Производственные накладные расходы

07

Переменные общепроизводственные расходы, связанные с обслуживанием процесса строительства на конкретных объектах, в том числе:

071

Расходы, связанные с обслуживанием работников строительства

072

Расходы, связанные с организацией работ на конкретных строительных площадках

08

Постоянные общепроизводственные расходы, связанные с обслуживанием процесса строительства в целом по организации

Непроизводственные накладные расходы

09

Переменные общехозяйственные расходы

10

Постоянные общехозяйственные расходы

Коммерческие расходы

11

Переменные коммерческие расходы

12

Постоянные коммерческие расходы

В своей деятельности строительная организация должна определить объекты учёта затрат и объекты калькулирования. Объект учёта затрат и объект калькулирования в строительной отрасли не всегда совпадают.

Объектами учёта затрат могут быть места их возникновения, центры ответственности или вид (группа) однородных продуктов (например, вид строительных работ или конкретный заказ).

Под объектом калькулирования (или носителем затрат), как правило, понимают виды строительных работ компании, которые предназначены для реализации, или какие-то отдельные заказы. При этом главную роль играет выбор метода распределения косвенных затрат, который необходим для правильного расчёта себестоимости единицы продукции или работ.

Для того чтобы принять оптимальное финансовое и управленческое решения, каждой строительной компании нужно знать свои издержки и разбираться в информации о расходах, которые связанны с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг, и включающие в себя материальные издержки, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда рабочих, проценты за краткосрочные кредиты для финансирования текущего оборота средств и прочие.

Произведя анализ расходов компании, можно получить ответы на некоторые вопросы, которые связаны с совершенствованием учёта затрат, например: какова их эффективность? какого уровня достигли качественные показатели работы экономического субъекта? установлены ли верно цены реализации? как контролируются расходы? чему равен ожидаемый размер прибыли и запланированной рентабельности производства?

В современных рыночных условиях с развитием технологий, усложнением организационных структур предприятий, совершенствованием организации компаний конкуренция между организациями растёт огромными темпами. Для поддержания конкурентоспособности продукции встают вопросы, которые связаны с правильным отнесением затрат на себестоимость, а также выбор обоснованных коэффициентов распределения с экономической точки зрений. Эффективная организация системы учёта затрат и внутреннего контроля способствует снижению расходов [1].

Основными направлениями совершенствования учёта затрат в строительных организациях являются:

‒ автоматизация учёта;

‒ детализация статей затрат;

‒ оперативность учёта затрат в системе автоматизированного учёта;

‒ совершенствование процесса бюджетирования расходов.

Важнейшую роль в совершенствовании учёта затрат играет калькулирование себестоимости продукции. Это способ группировки издержек и определения себестоимости продукции по статьям расходов.

В строительной отрасли классификация затрат по калькулирующим статьям имеет следующий вид:

1) сырьё и материалы;

2) отходы;

3) топливо на технологические нужды;

4) энергия;

5) заработная плата производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата;

7) отчисления на социальные нужды;

8) расходы на подготовку и освоение производства;

9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

10)цеховые расходы;

11)общезаводские расходы;

12)потери от брака;

13)прочие производственные расходы;

14)коммерческие расходы.

Основная цель калькуляции — это измерение и учёт затрат, сравнение их с утверждёнными показателями, анализ поведения затрат и принятие на этой основе управленческих решений. Необходимо выбрать систему управленческого учёта в соответствии с особенностями строительства. Организации, которые занимаются различными видами строительства, являются одними из самых конкурентоспособных среди прочих предприятий строительной отрасли.

В зависимости от сложившейся ситуации на рынке они могут без дополнительных затрат сосредоточить усилия на определённом виде деятельности, например: осуществлении строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ, производстве отдельных видов материалов и конструкций, торговле материалами собственного производства, выполнении некоторых видов механизированных работ, сдаче в аренду основных фондов или заниматься всем этим одновременно. Кроме того, осуществление строительных работ с использованием собственных материалов позволяет экономить определённую часть финансовых ресурсов компании.

Немаловажными вопросами в организации управленческого учёта и контроля затрат в строительной отрасли является определение объектов учёта затрат, объектов калькулирования себестоимости, выделение центров ответственности; характеристика некоторых статей затрат; выбор способов распределения накладных расходов и прочие. Такими факторами являются характер строительного предприятия, особенности продукции, категория используемых проектов, особенности организации производства, технологии и т. п. [1]

В связи с большим разнообразием этих факторов возникает необходимость выделения такой подотрасли строительства, как жилищное строительство и определение его технологических особенностей, которые влияют на методику управленческого учёта затрат. Характерным признаком являются особенности выделения центров ответственности (для жилищного строительства — это объект строительства (или блок-секция) или бригада (т. е., участок).

Разработка и внедрение системы бюджетирования в организациях в строительной отрасли позволяет повысить эффективность управления, ввести строгий учёт и контроль расходования средств, оптимизировать издержки экономического субъекта. Формирование бюджета, планирование затрат и передача полномочий по их правлению менеджерам подразделений способствует значительному снижению затрат компаний.

Бюджетирование помогает застраховать будущие риски, стабилизировать деятельность организаций. Оно предусматривает составление бюджетных смет по различным направлениям деятельности и по организации в целом. В данном случае издержки сравнивают с расходами, которые были предусмотрены сметой.

Подобный сметный метод широко используется для контроля по местам возникновения затрат и центрам ответственности, где трудно или практически невозможно установить конкретный итоговый показатель деятельности организации.

Также для совершенствования учёта затрат на строительном предприятии необходима автоматизированная система учёта, которая позволит отслеживать возникновение затрат по местам их возникновения непосредственно в разрезе статей калькуляции. Учёт должен быть оперативным, способным в самые короткие сроки скорректировать статьи затрат. Также следует внедрить систему бюджетирования и постоянно осуществлять её совершенствование. В частности, компаниям рекомендуется организовать постатейный учёт затрат по общепроизводственным и общехозяйственным расходам.

В современных рыночных условиях необходимым фактором совершенствования учёта и контроля затрат является так называемое «встраивание» механизмов планирования и управления затратами в общую информационную систему строительной компании, в которой накапливаются исходные данные для определения себестоимости. Подсистема управления издержками должна быть связана с подсистемами управления производством и бухгалтерского учёта, в которых формируются требуемые для расчётов исходные данные. Таким образом формируется единый технологический конвейер: планирование производства — планирование издержек — учёт фактического выпуска — учёт фактических издержек — анализ издержек.

Это кардинальным образом повышает оперативность и достоверность производимых расчётов. Подобная система должна разрабатываться на современных программных продуктах, которые рассчитаны на длительную эксплуатацию в условиях обновления техники, увеличения числа работников и объёмов обрабатываемой информации, появления более новых средств анализа и представления данных.

Учёт и контроль издержек организуют по отклонениям от норм с последующим выявлением причин таких изменений объёмов продукции, загрузки производственных фондов, уровня издержек и виновников подобных отклонений. Такой метод обеспечивает своевременное, обоснованное и эффективное принятие управленческих решений. Он эффективен в подразделениях основного производства, показателями деятельности которых выступают объём строительной продукции, уровни издержек, дохода и прибыли [1].

В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учёта выявляется эффективность производственных и хозяйственных процессов, деятельности и отношений как строительной компании в целом, так и отдельных её подразделений.

Итак, построение системы управления затратами должно быть основано на принципе экономической эффективности и определения степени детализации издержек. Эффект от внедрения подобного управленческого блока в организации должен значительно превышать издержки на его создание и внедрение в производство. Следует также отметить, что вся система должна быть единой, ведь управление затратами эффективно лишь на основе комплексного подхода к решению данной проблемы.

Реализация строительной продукции — это довольно сложное понятие. Реализация в широком смысле этого слова представляет собой совокупность видов деятельности строительной компании, которая направлена на удовлетворение платёжеспособного спроса потребителей. В такой трактовке категории «реализация» и «маркетинг» совпадают, становясь идентичными.

До настоящего времени российские строительные компании не утруждали себя созданием специализированных сбытовых подразделений, ведь проблемы реализации строительной продукции не существовало, даже напротив, постоянно ощущалась нехватка мощностей строительных компаний по выполнению заказов инвесторов.

Необходимость организации сбытовой деятельности строительных компаний объясняется рядом причин:

  1. Усиление конкуренции на рынке подрядных работ. Безальтернативность данного рынка в прошлом сменилась в настоящее время довольно жёсткой борьбой за заказы.
  2. Борьба за деньги заказчиков. Заказчика уже не устраивает выполнение узкоспециализированных работ. Он отдаёт предпочтение строительной компании, которая сдаёт объекты «под ключ», а также с комплексом услуг, способствующих повышению потребительских качеств продукции.
  3. Рационализация производственных процессов. Для эффективного потребления строительной продукции часто требуется сопряжение технологий производства и потребления, что приводит к сращиванию финишных операций в строительстве с заготовительными.
  4. Проблемы эффективности рыночного поведения и развития строительной компании. Эффективная реализация не может основываться лишь на продвижении готовой продукции на рынок, она предполагает глубокое изучение реального платёжеспособного спроса покупателей и последующую ориентацию производства на удовлетворение этого спроса [3].

Производственно-сбытовая деятельность строительных организаций отличается неординарностью по сравнению с другими отраслями хозяйства в силу ряда особенностей.

Рыночная экономика создала новые формы отношений для строительных компаний, при которых обычный подрядный способ ведения работ и финансовых расчётов не является единственным, а для некоторых строительных фирм и главным в их коммерческой деятельности. Отсюда и многовариантность процесса финансирования строительно-монтажных работ.

В настоящее время большинство строительных компаний прибегают к строительству не только на средства потребителей, но и на заёмные средства, а также на собственные денежные средства. Важными факторами в конкурентной борьбе за заказчика между строительными компаниями являются: уровень производственно-технического потенциала организаций; использование международных стандартов в строительстве для повышения его качества; абсолютное удовлетворение требований заказчиков в части архитектурно-планировочных решений.

Но суть не в том, чтобы произвести строительную продукцию, а в том, чтобы продать её, то есть, организовать эффективную реализацию, которая предполагает учёт покупательной способности покупателя, инфляции, конъюнктуры рынка; принятие оптимальных технических решений, показателями которых являются такие факторы, как сроки выполнения строительно-монтажных работ, их стоимость, ограничения ресурсов и т. д.

Содержание сбытовой деятельности строительной компании определяется различными показателями, в том числе номенклатурой строительной продукции, составом клиентов, уровнем специализации, технологией строительства, территориальной дислокацией объектов и т. п. Но почти всегда основными сбытовыми функциями являются:

‒ формирование стратегии реализации и разработка планов продаж;

‒ выбор каналов реализации и установление контактов с потребителями;

‒ создание портфеля заказов и ассортиментная загрузка производственных ресурсов;

‒ организация отпуска товаров покупателям и расчётов с ними;

‒ управление запасами уже готовой продукции;

‒ послепродажное обслуживание покупателей.

В целях повышения эффективности реализации продукции строительных компаний необходимо в стратегии маркетинга проводить исследование общих условий реализации продукции.

Исследование общих условий реализации включает в себя комплекс самых разнообразных аспектов, в число которых входят:

‒ совершенствование технологии не только в строительном производстве, но и в смежных областях, в которых она влияет на рынок реализации данной строительной компании;

‒ экономическое развитие определённого экономического решения и государственной политики;

‒ демографические, культурные, этнические и прочие аспекты [2].

Исследование условий реализации строительной продукции — это довольно сложный и многоуровневый процесс. В проведении подобного рода исследований строительные компании должны пользоваться различными методами, среди которых можно выделить главные: прогнозирование тенденций и событий, анализ сценариев, ситуационный и факторный анализ. В конечном итоге сбытовая деятельность строительных фирм должна быть основана на следующих принципах маркетинга:

  1. Направленность на удовлетворение покупателей, перенос центра управленческих решений на сбытовые звенья компании. Основными объектами изучения и воздействия выступают заказчики, конкуренты, конъюнктура самого рынка, технико-экономические и архитектурно-планировочные характеристики продукции строительной компании.
  2. Ситуационное управление, то есть, принятие решений не в установленные сроки, а по мере обнаружения проблем сбыта. При этом компания должна пытаться спрогнозировать варианты возможных ситуаций на рынке заблаговременно и разработать набор возможных стратегических решений.
  3. Система непрерывного сбора и обработки поступающей информации является одной из важнейших основ ситуационного управления.
  4. Использование стратегии активного воздействия на рынок строительной продукции, отказ от пассивного приспособления к рыночным условиям.
  5. Расширение предпринимательской инициативы как единственной возможной формы управления реализацией продукции, которая включает в себя непрерывный процесс создания новых конкурентоспособных идей, продуктивное внедрение более плодотворных их ни, организация реализации новой строительной продукции в максимально короткие сроки.
  6. Направленность на достижение коммерческого успеха в долгосрочной перспективе с помощью создания долгосрочных стратегических целей, которые обеспечивают строительным компаниям некоторую независимость от состояния рынка в периоды временного спада, что связано, главным образом, с поддержанием лидерства в области технологии строительного производства.
  7. Непрерывный экономический и финансовый анализ для альтернативного выбора эффективных каналов реализации продукции: прямой реализации, реализации через аукционы и торги, торговые дома, ипотеку [3].

Стимулирование реализации предполагает использование различных средств воздействия на какой-либо субъект рынка, обеспечивающее поддержание определённых характеристик его поведения, в целях ускорения и (или) усиления ответной реакции данного рынка.

Стимулирование сбыта строительной продукции имеет многоцелевую направленность и включает в себя стратегические, специфические и разовые цели.

Стратегические цели направлены на увеличение числа заказчиков; на поднятие интереса к строительной продукции со стороны покупателей; на выполнение показателей маркетингового плана; на оказание противодействия конкурентам.

Специфические цели направлены на: ускорение реализации наиболее выгодной продукции; повышение оборачиваемости продукции; оживление продажи, сбыт которой переживает упадок [2].

Наконец, разовые цели стимулирования сбыта строительной продукции направлены на поддержание имиджа строительной организации; на использование отдельной благоприятной возможности увеличить объём реализации, поддержку рекламной кампании.

Исходя их всего вышесказанного, целевую направленность стимулирования сбыта строительной продукции можно свести к решению двух взаимозависимых задач. Во-первых, определение границ, в которых реализация строительной продукции будет являться объектом стимулирования, подчиняться целям стимулирования и управляться с точки зрения данных целей. Во-вторых, определение конкретных принципов, форм и методов, которые будут самыми эффективны в стимулировании реализации, и не будут противоречить законам рыночной экономики.

Литература:

  1. Колесник Н. Ф., Шведкова А. М. Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 357–359.
  2. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. СПб.: Питер, 2002.
  3. Юрашев В. Как формируется стратегия сбыта // Маркетолог. — № 4, 2003

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle