Библиографическое описание:

Мамуров Ш. Б. Этические основы осуществления субъективных прав в гражданском законодательстве и цивилистической доктрине // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 75-78.



Вопросы взаимосвязи права и нравственности неоднократно ставились в отечественной и зарубежной литературе, тем не менее, темпы изменения условий жизни людей, степень эволюции нравственных, правовых и иных ценностей настолько высоки, что в цивилистике возникает острая необходимость в углублении знаний в этой сфере.

Ключевые слова: нравственность, гражданское право, разумность, добросовестность, честь, достоинство, свобода, нравственные ценности, правила нравственности, моральная категория

Questions of interrelation of the right and morals were repeatedly raised in the national and foreign literature, nevertheless, rates of change of living conditions of people, degree of transformation of moral, legal and other values are so high that the representatives of jurisprudence have necesserity to study this sphere.

Keywords: morals, civil law, rationality, conscientiousness, honour, advantage, freedom, moral values, morals rules, moral category

Гармония нравственности и права обусловлена диалектическим переходом нравственного сознания в правовое поле. Этическая концепция права в наиболее полном виде обосновывается именно в сфере гражданских правоотношений [1]. Право и нравственность — две идеи, наиболее полно выражающие самое важное, самое нужное для возведения прочных основ человеческого общежития [2].

Этические основы в гражданском праве наиболее ярко проявляется в осуществлении субъективныхгражданских прав. Так этические основы осуществления гражданских прав выражаются в следующих направлениях:

Первое. Одним из важнейших аспектов этических основ осуществления гражданских прав является его соответствия нравственным нормам общества. Так как нравы всегда тесно связаны с моральными нормами общества. Под «нравами» понимаются обычаи, общественные привычки людей, закрепляющей, как фактически ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они себе разрешают или запрещают [3]; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [4]; совокупность нравственных устоев общества, включающая в себя общественную мораль, правила приличия, общественную идеологию, существующие в данном конкретном обществе, признаваемые большинством ее членов и фактически реализуемые [5].

Согласно гражданскому законодательству гражданам и юридическим лицам возлагается обязанность уважать моральных принципов и нравственных норм общества при осуществлении своих прав (ст.9 ГК). Кроме того одним из условия признания сделок недействительность является его совершения с целью, заведомо противной основам нравственности (ст.116 ГК). Также в ГК предусматривается норма, согласно котором, если действия причинителя не нарушают нравственные принципы общества, то в возмещении вреда может быть отказано (ст.985). Отсюда следует, что гражданское законодательство четко закрепляет важность соблюдения нравственных норм общества при осуществлении гражданами своих прав.

В Гражданском кодексе зарубежных стран, в частности, Франции 1804 года содержится статья 6, которая гласит, что «нельзя нарушать частными соглашениями законы, затрагивающие общественный порядок и добрые нравы». Категория «добрые нравы» пронизывает и другие статьи Французского гражданского кодекса, такие как ст. 900, 1131, 1133, 1172, 1387. Безнравственные договоры признаются недействительными на основании ст. 6 ГК. Судья во Франции определяет безнравственность того или иного действия в соответствии со своим собственным осознанием общественных явлений. Так безнравственных договоров соглашения, предназначенные для функционирования домов терпимости, игорных домов, так же как и займов, имеющих целью способствовать адюльтеру, либо предоставление игорными домами денег взаймы, чтобы помочь игроку возобновить свои ставки. Таким образом, под добрыми нравами во французском законодательстве и цивилистической доктрине понимается санкционированная законодателем, но не формализованная совокупность моральных норм [6].

Второе. Еще одним проявлением этических основ в процесс осуществления гражданских прав является его соответствия принципам добросовестности. Добросовестность содержит такие элементы, как: знание о другом, о его интересах; знание, связанное с известным доброжелательством; элемент доверия, уверенность, что нравственные основы оборота принимаются во внимание [7]; честность в отношениях между людьми, оправдать то доверие, без которого невозможно совершение гражданских сделок, борьба с прямым или косвенным обманом, с использованием чужого заблуждения или непонимания [8];

Так ст.5 ГК в качестве одним из основ применения аналогии права указывает на соблюдения требований добросовестности, разумности и справедливости при определении права и обязанности сторон. Более того согласно ст.9 ГК предполагается добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений. Значить добросовестность, разумность и справедливость является безусловной обязанностью граждан при осуществлении принадлежащих им прав.

Следует отметить, что понятие добросовестности не является новеллой для многих стран и давно закреплено в их законодательстве. Так, Единообразный торговый кодекс США дает нормативное понятие добросовестности, определяя ее как фактическую честность в поведении или по сделке. В ст. 2–103 уточняется, что добросовестность применительно к коммерсанту означает фактическую честность и соблюдение разумных коммерческих критериев честного ведения торговых дел [9].

Третье. Разумность является неотъемлемой частью этических основ осуществление гражданских прав, которая, не подменяя собой нормы гражданского законодательства, направляют действия участников гражданско-правовых отношений. Разумность — это осознание необходимости определенного поведения. Являясь юридической характеристикой действий, разумность указывают на определенную модель правомерного поведения субъекта гражданского правоотношения [10]. Разумность представляет собой требование субъекта иметь определенный опыт ведения дел, что наиболее ясно проявляется в правовом регулировании договоров, где учет взаимных интересов сторон является важным составляющим. Как было отмечено выше, Гражданский кодекс Узбекистана предусматривает разумность в качестве важнейшего элемента аналогии права и презумпции в осуществлении гражданских прав.

Четвертое. Этические основы гражданского права в современном цивилистике также приобретают внешнюю форму выражения в виде справедливости.

Справедливость является общеправовым принципом и относится к праву в целом и имеет фундаментальное значение. Справедливость в гражданском праве призван восстановить баланс интересов участников гражданских правоотношений с учетом общественных и государственных интересов [5, c. 12].

Понятие справедливости как сложное нравственно-правовое явление, выражается в нескольких различных формах. Во-первых, определяется как чувство, отражающее действительное положение человека в обществе. Во-вторых, справедливость определяется как идея. В-третьих, чаще всего справедливость рассматривается как оценочная категория, имеющая этико-юридический аспекты, как общеправовой принцип [11].

Так в Японии нарушение принципа справедливости, например: сговор с целью совершения преступления или иного незаконного действия; договоры, заключение которых является компенсацией за несовершение незаконных действий считаются недействительными (ст. 132 ГК Японии) [6, c. 158].

В целом можно отметить, что все составляющие этических основ осуществления гражданских прав тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; представляют собой единую систему этико-правовых принципов; оказывают направляющее действие на поведений субъектов гражданского права; воздействуют на весь систему гражданско-правовых норм; обеспечивает их непротиворечивость и согласованность; имеют существенное значение в применение аналогии права. Также в будущем для обеспечения единого применения данных принципов гражданского права необходимо разработать методологический документ, содержащей основные критерии применении данных принципов в гражданско-правовой правоприменительной практике.

Литература:

  1. Хамидуллина Ф.И. Этическая концепция гражданского права // Ученые записки Казанского университета. – 2013. – №155/4. – С.184-185.
  2. Хамидуллина Ф.И. Право и нравственность в парадигме современной цивилистики // Ученые записки Казанского университета.– 2016. – №158/2. – С.461.
  3. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. – М.: Республика, 2001. – С.384.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2008. – 736 с.
  5. Угурчиева Х.О. «Основы нравственности» как оценочная категория гражданского права России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Казань, 2014. – С.9.
  6. Щенникова Л.В., Быкова М.О. Категория «добрые нравы» в гражданском законодательстве и цивилистической доктрине зарубежных стран // Вестник Пермского Университета. – 2011. – №2(12). – С.154.
  7. Новицкий И.В. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. – 2006. – №1.
  8. Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. – М., 2002. Т. 2. – С. 375-376.
  9. Сулейменов М.К. Применение принципа добросовестности в отраслях частного и публичного права // Право и государство. – 2015. – №2(67). – С.32.
  10. Василенко Е.В. Категории «добросовестность» и «разумность» в гражданском праве: вопросы соотношения: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2012. – С.11.
  11. Кондратюк Д.Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России :На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – С.9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle