Библиографическое описание:

Кулясова Ю. А. Основные направления государственной стратегии противодействия хулиганству // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 71-73.



В статье исследуются вопросы, касающиеся направлений государственной политики по борьбе и профилактике хулиганства и смежных с ним преступлений. Автор делает вывод о том, что превентивные меры в области противодействия хулиганству положительным образом сказываются на общестатистической динамике противодействия и борьбы с иными преступлениями, в том числе с преступлениями насильственной направленности.

Ключевые слова: хулиганство, превентивные меры, стратегия противодействия хулиганству

Поводом для размышлений о стратегии уголовно-правовой политики вообще и в области хулиганства в частности послужил Указ Президента от 2009 г. N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», а также некоторые приказы и инструкции МВД РФ. Этот Указ стал совершенно новым уровнем такой стратегии. Ранее такие вопросы были затронуты в Указе Президента РФ N 1300, в котором, впервые в таком формате, были оглашены такие причины преступности, как расслоение общества на богатых и бедных, серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества [1,25]. В продолжение, на наш взгляд, прогрессивный нормативный акт (Указ Президента N 537 от 2009 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года») обозначает конкретные органы государственной власти, призванные разрабатывать правовую базу для профилактики преступлений. Однако стоит отметить, что особых изменений в области профилактики хулиганства, как составляющей национальной безопасности государства, не произошло [1,30]. До настоящего времени не разработан правовой документ, определяющий стратегию противодействия преступности и хулиганства в частности.

Считаем необходимым исследовать перечисленные Президентом РФ направления противодействия преступности применительно к хулиганству. Первое направление — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения, которое широкомасштабно зависит от многих объективных и субъективных факторов, однако вполне осуществимо, в том числе и в современных условиях развития государства.

Благосостояние — это, прежде всего, обеспечение жильем, работой, социальными услугами, достойной заработной платой и возможность обеспечить необходимыми материальными благами гражданина и его семью [4, с.19]. В настоящее время государство разрешает эти проблемы, но пока недостаточно комплексно. Законодатель, на наш взгляд, должен расширить перечень конкретных оснований для выселения из жилья тех категорий граждан, которые, проживая совместно с несовершеннолетними, ведут антиобщественный образ жизни, например судимы за совершение преступлений против жизни и здоровья граждан, совершили насильственные преступления в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, возможно в ипотечных программах предусмотреть материальную помощь семьям, имеющим несовершеннолетних детей, в виде существенного снижения процентной ставки по ипотеке, значительной дотации государства на эти цели. Это решит сразу несколько проблем: во-первых, побудит граждан, имеющих постоянный средний доход, к приобретению отдельного жилья, что соответственно приведет к снижению социальной напряженности, во-вторых, демографическую, в-третьих, станет одним из материальных условий, благоприятствующих созданию и укреплению семьи. Полагаем, что эти меры будут весьма эффективны и способны нейтрализовать глубинную причину хулиганства — формирования озлобленности, жестокости, отрицательных стереотипов поведения, которые возникают из житейских обстоятельств, при невозможности удовлетворить нормальные потребности в спокойном отдыхе, нормальном питании, гигиене [4,с.19].

Концептуальное развитие уголовно-правовой политики тесно взаимосвязано с трудовым законодательством. В настоящее время предусмотрен сокращенный рабочий день для родителей. Такие правила применяются лишь с согласия администрации, а оплата труда работника производится из расчета реально отработанного времени. Целесообразно было бы изменить ч. 2 ст. 93 Трудового кодекса РФ, включив полную оплату рабочего дня при сокращенном рабочем времени, нормативно закрепив установление такого режима работы и достаточность желания работника для установления такого режима работы [4, с.20].

Реализация этих предложений, на наш взгляд, дает возможность развивать систему профилактических мер, направленных на противодействие хулиганству, хотя бы на первоначальном этапе.

Таким образом, стратегия противодействия хулиганству должна исходить из комплексного системного правового регулирования тех сфер общественных отношений, которые образуют благосостояние людей и влияют на глубинные факторы формирования личности.

Концепция противодействия хулиганству не может быть оторвана от общей цели общества и всех его институтов — построения правового государства, поэтому должна разрабатываться с учетом установки на повышение духовно-нравственного потенциала общества.

Исследователями в области уголовного права и криминологии установлено, что уровень образования и правового воспитания имеет решающее значение в процессе формирования хулиганского умысла. В свою очередь, социализация личности тесно переплетается с процессом формирования правового государства [5, с.220].

Пропаганда правомерного поведения должна начинаться с рекламы здоровой семьи, различных семейных, спортивных мероприятий, интенсивного и постоянного потока положительной информации о правомерном и высоконравственном поведении людей с телеэкранов, государственного заказа на детские и юношеские кинофильмы, пропагандирующие добро, справедливость, трудолюбие, образованность, патриотизм.

Этим же целям, служит и современная концепция уголовной политики, направленная на гуманизацию системы наказания и создание альтернативных наказаний, не связанных с лишением свободы. Это представляется весьма правильной стратегией с точки зрения противодействия хулиганству, как ситуативному преступлению, в том случае, если осужденный ранее не совершал преступлений насильственного характера. Тюрьма не лучшее место для воспитания положительных моральных качеств личности.

Гуманизация и демократизация уголовного законодательства должна учитывать не только интересы правонарушителей, но в первую очередь интересы безопасности всего населения [3, с.45].

Таким образом, нельзя сказать, что государством не принимаются меры противодействия хулиганству, но сложно сказать, что они достаточно эффективны, поскольку не выработана общая стратегия такого противодействия.

Разработка эффективного государственного механизма поэтапной профилактики хулиганства — стратегии- позволила бы определить основные важнейшие направления по профилактике и борьбе с хулиганством.

Задача этой стратегии видится в разработке эффективной системы государственных мер профилактики хулиганства.

Совершенно не оправдан, с нашей точки зрения, фактический демонтаж системы индивидуальной профилактики путем отмены института административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, и механизмов контроля органов внутренних дел за их поведением. Большинство хулиганских действий, как показывает следственно-судебная практика, совершается в вечернее и ночное время, причем зачастую в состоянии алкогольного опьянения.

Подводя итог вышесказанному, отметим основные стратегические направления противодействия хулиганству:

1) разработка слаженной системы взаимодействия органов исполнительной, законодательной власти и суда;

2) разработка системы оценки деятельности правоохранительных органов через показатели состояния защищенности граждан от хулиганских проявлений (например, подведение итогов работы по результатам опроса граждан);

3) разработка Концепции противодействия хулиганству в виде правового акта, включающего финансирование системы органов государственной власти, призванных обеспечивать безопасность граждан от хулиганских проявлений;

4) создание системы профилактики хулиганства, основанной на методе убеждения и, системы принудительных профилактических мер;

5) внесение изменений в трудовое, жилищное и т. д. законодательство с целью профилактики хулиганства, а также разработка ипотечных программ, дающих возможность приобретения жилья людям со средними доходами;

6) поощрение на законодательном уровне правомерного поведения граждан;

7) увеличение финансирования государственных органов, применяющих метод убеждения и имеющих положительные результаты работы в области профилактики преступлений [4, с.23].

Литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537//Российская газета. 2009. 19 мая.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Российская газета. 2003. 18 января.

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» // Российская газета. 2007. 21 ноября.

4. Э. Н. Любичева. //«Общество и право», 2010, N 4

5. Волженкин Б. Хулиганство // Уголовное право. 2007. N 5.

6. Преступления против общественной безопасности: Учеб.-практ. пособие / А. И. Чучаев, Ю. В. Грачева, А. А. Задоян. М., 2010.

7. Еркубаева Анастасия Юрьевна// «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», 2014г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle