Библиографическое описание:

Колочева В. В. Развитие технического регулирования в России // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 171-174.



Современное состояние экономики невозможно без должного функционирования технического регулирования в стране. Целью исследования являлось рассмотрение и анализ действий и законодательной и нормативной базы в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия. В результате проведенной работы были выявлены меры и подходы, направленные на развитие технического регулирования в России.

Ключевые слова: техническое регулирование, стандартизация, подтверждение соответствия

Осуществляемая на протяжении последних двадцати лет в России реформа технического регулирования направлена на то, чтобы, во-первых, обеспечить на рынке достижение необходимого баланса между интересами потребителя и изготовителя, а во-вторых, создать условия участия страны как полноправного партнера на внешнем рынке. Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к объектам и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [3, с. 3].

Развитие технического регулирования решается, прежде всего, путем принятия законодательных актов в области технического законодательства, под которым понимается совокупность правовых норм, регламентирующих обязательные требования к техническим объектам. В 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании». Его принятие положило начало реорганизации системы стандартизации и сертификации, которая необходима для устранения технических барьеров в торговле и развития малого и среднего бизнеса. Данный Закон концептуально изменил подходы к управлению научно-техническим прогрессом, стандартизацией, сертификацией и другими комплексными проблемами повышения эффективности российской экономики.

Принципы технического регулирования направлены на: развитие национальной экономики; обеспечение независимости органов оценки соответствия; формирование системы и правил аккредитации, исследований и измерений; создание доверия у потребителей и изготовителей к оценке соответствия.

Начиная с 2004 г. в России разрабатываются и утверждаются такие документы как технические регламенты, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Большое первостепенное значение придается гармонизации отечественных технических регламентов с европейскими директивами и международными стандартами.

В настоящее время действует около 60 технических регламентов [2] в целях защиты жизни и здоровья граждан; имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Применение и должными образом исполнение предприятиями требований технических регламентов способствует достижению данных целей.

Деятельность любого предприятия также связана с выполнением рекомендуемых требований нормативных документов, таких как стандарты. И здесь решающую роль играет стандартизация, являющаяся частью современной предпринимательской стратегии, ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни, обеспечивая не только конкурентоспособность продукции, но и эффективное взаимодействие изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления [1, с. 11].

В 2015 г. принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [4], который регламентирует цели, принципы и правила по стандартизации, под которой подразумевается деятельность по разработке, утверждению, изменению, отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации. Основными приоритетами государственной политики в сфере стандартизации являются социальная сфера, вопросы технического регулирования, разработка стандартов в оборонно-промышленном комплексе, а также для целей импортозамещения.

Законом [4, с. 7–8] регламентируются следующие цели стандартизации:

1) содействие социально-экономическому развитию РФ;

2) содействие интеграции РФ в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Применение предприятиями документов по стандартизации способствует: повышению уровня качества и уровня безопасности продукции, работ и услуг; внедрению новых технологий в производство; обеспечению совместимости и взаимозаменяемости продукции; обеспечению рационального использования ресурсов; устранению технических барьеров в торговле и др.

Для того чтобы выйти на рынок, предприятию необходимо подкреплять выпуск продукции и оказание услуги декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия. В связи с этим большое внимание уделяется подтверждению соответствия, т. е. документальному удостоверению соответствия продукции, процессов производства, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях [3, с. 26]:

1) удостоверения соответствия продукции, процессов жизненного цикла продукции, работ или услуг техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

2) содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, услуг;

3) повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

4) создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный (осуществляется в форме добровольной сертификации) или обязательный характер (осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации). Формы подтверждения соответствия представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Формы подтверждения соответствия

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации и может осуществляться для установления соответствия продукции, работ, услуг национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, условиям договора. Добровольная сертификация начала проводиться в России в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (принят в 1994 г.).

Обязательное подтверждение соответствияпроводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, а декларирование соответствия проводится первой стороной, то есть изготовителем или продавцом. Обязательная сертификациявведена на основании закона РФ «О защите прав потребителей», (принят в 1992 г.),является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятие, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

В настоящее время все формы подтверждения соответствия регламентируются ФЗ «О техническом регулировании». Идет развитие добровольной сертификации, каждый год появляются и регистрируются новые системы и органы добровольной сертификации. Это связано со спросом на данный вид подтверждения соответствия, так как продукция, маркированная знаком системы добровольной сертификации пользуется большим спросом на рынке. Также большое развитие получило декларирование соответствия и в ближайшей перспективе оно станет, как и за рубежом, преобладающей формой обязательного подтверждения соответствия.

В настоящее время в России 1500 органов по сертификации и 9000 испытательных лабораторий, от которых зависит качество попадающих на рынок товаров и доверие потребителей к знаку евразийского соответствия ЕАС.

Государственное управление деятельностью по техническому регулированию, стандартизации и подтверждению соответствия в России осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии «Росстандарт», которое осуществляет свои функции непосредственно и через территориальные органы; государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний; научно-исследовательские институты; технические комитеты по стандартизации и др.

Подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что деятельность по техническому регулированию направлена, во-первых, на обеспечение безопасности продукции и процессов для человека, его имущества, окружающей среды, а, во-вторых, на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках посредством осуществления деятельности по стандартизации и подтверждению соответствия.

Литература:

  1. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник для бакалавров / И. М. Лифиц. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 411 с.
  2. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Росстандарт». — Режим доступа: http:// www.gost.ru/wps/portal/.
  3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании».
  4. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle