Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 3967 раз

Библиографическое описание:

Ханафина, Г. Р. Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня / Г. Р. Ханафина, А. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34954/ (дата обращения: 23.04.2024).



Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Значимую роль в жизни ребенка занимают дошкольные образовательные учреждения. Ведь перед ними стоит задача подготовить детей к школе. А показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь.

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста ОНР III уровня встречается примерно у 1 %, а среди детей школьного возраста у 0,6–0,2 % [3].

В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи, изучение развития у них лексико-грамматических средств речи занимает особое место в современной логопедии [2]. Поэтому особо актуальными являются разработки методик для развития и коррекции лексико- грамматического строя речи.

На сегодняшний день достаточно полно представлено изучение особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевых высказываний приобщем недоразвитии речи.

Изучением данной проблемой занимались такие ученые, как: Жукова Н.С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Серебрякова Н. В., Лалаева Р. И. и многие другие. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. составили программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М. выпустили учебно- методическое пособие «Преодоление недоразвития речи у детей» [3]. Серебрякова Н. В., Лалаева Р. И. разработали методическое пособие «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». Методическое пособие может быть использовано логопедами дошкольных учреждений, воспитателями речевых групп, родителями детей, имеющих тяжелое нарушение речи [4].

К сожалению, проблема исследования словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи III уровня раскрыта недостаточно, что и стало причиной нашего исследования.

Цель исследования — выявить особенности словаря признаков у дошкольников с ОНР III уровня.

Исследование было проведено в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении — «Детский сад № 378» г. Казани. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли: 5 детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. В контрольную группу (КГ) вошли 5 детей старшей группы без речевых нарушений. Возраст детей на момент обследования 5 лет.

Для исследования уровня развития речи детей была применена «методика исследования лексики у детей» Е. Ф. Архиповой [1]. Задания в данной методике включают в себя наиболее значимые части речи и позволяют выявить уровень сформированности словаря признаков у детей дошкольного возраста. Все пробы, предъявляемые детям, были отобраны нами с учётом лексического материала, которым должны владеть дети данного возраста при нормальном речевом развитии. Обследование словаря признаков проводилось индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня.

Были предложены следующие задания:

  1. Исследование пассивного словаря признаков;
  2. Исследование активного словаря признаков;
  3. Исследование семантической структуры слова и лексической системности: группировка слов; подбор синонимов к словам; подбор антонимов к словам;дополнение последнего слова в предложении;
  4. Исследование словообразования: образованиеотносительныхприлагательных;образованиекачественныхприлагательных; образованиепритяжательныхприлагательных; образованиеуменьшительно-ласкательныхприлагательных.

Для количественной и качественной оценки выполнения заданий мы использовали систему баллов, предложенную в работе Архиповой Е. Ф.

Результаты обследования представлены в виде диаграмм:

Рис.1 Результаты исследования экспериментальной группы

Рис. 2. Результаты исследования контрольной группы

Проанализировав полученные данные в ходе исследования, мы выявили следующее показатели.

Развитие пассивного словаря признаков детей экспериментальной группы у пятерых детей (100 %) находится на высоком уровне. То есть задания при исследовании пассивного словаря выполняются легко и быстро, и в некоторых случаях соответствуют условной норме. Дети же контрольной группы справились с заданиями без затруднений и все набрали максимальные баллы.

На основании представленных результатов состояния активного словаря можно сказать, что активный словарь признаков находится у четверых детей (80 %) на среднем и одного ребенка (20 %) на низком уровне развития.

При обследовании активного словаря дети не всегда правильно называют прилагательных, т. е. заменяют их. Они не могут дифференцировать признаков величины, высоты, ширины, толщины. У учащихся контрольной группы таких трудностей не возникало.

При исследовании семантической структуры слова ни один ребенок экспериментальной группы не показал высокого результата. У троих детей (60 %) был выявлен средний уровень, а у двоих детей (40 %) уровень ниже среднего. У детей возникали большие трудности при группировке семантически близких прилагательных. Они допускали ошибки при выборе лишнего слова. При группировке семантически близких слов дети контрольной группы, в основном, показали высокие уровни. В отличие от детей экспериментальной группы они допусти меньше ошибок.

У детей экспериментальной группы также наблюдаются затруднения при подборе антонимов и синонимов. У троих детей был выявлен низкий уровень при подборе синонимов. При подборе синонимов дети использовали родственные слова, противоположные по значению слова. При подборе антонимов также в полном объеме задание из экспериментальной группы не выполнил никто, а дети контрольной группы испытывали трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

Дети экспериментальной группы испытывали трудности также в процессе образования новых слов. Выявлялись трудности в образовании притяжательных, относительных и качественных прилагательных прилагательных. У троих детей (60 %) был выявлен низкий уровень, а у двоих детей (40 %) уровень ниже среднего.

Подводя итоги изучения словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня можно сделать следующие выводы:

1) При обследовании словаря признаков установлено, что активный словарь детей недостаточно сформирован.

2) Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря.

3) Дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.

4) Не могут подобрать синонимы.

5) Затрудняются при подборе слова с противоположным значением.

6) При обследовании словообразования прилагательных дети допускают большое количество аграмматизмов при образовании новых для них грамматических категорий.

В результате нашего исследования было выявлено, что у детей с общим недоразвитием III уровня развитие активного словаря ниже возрастной нормы.

Для активного словаря признаков детей дошкольного возраста с ОНР III уровня характерно преобладание существительных, глаголов и недостаточность слов показывающих качества предметов и явлений. Также у них наблюдаются трудности в подборе синонимов и антонимов к словам.

Таким образом, хотим отметить, что логопедическая работа по развитию словаря признаков у детей данной категории должна протекать с учетом особенностей лексического запаса и психического развития ребенка.

Литература:

  1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина / Логопед. 2004. № 1. С. 40.
  3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общегонедоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 238 с.
  4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, общее недоразвитие речи, уровень, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.


Похожие статьи

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного...

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие речи, методика обследования, технология, программа.

2. Словарь синонимов и антонимов.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Исследование по развитию активного и пассивного словаря...

пассивный словарь, уровень, активный словарь, слово, правильное называние, ребенок, окружающий мир, среднее, словарный состав языка, системное недоразвитие речи.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня...

«Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е. Ф. Соботович [33, с. 43].

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Для этого был составлен комплекс занятий по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с учетом уровня нарушений звуковой стороны речи.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи, поэтому все дошкольники с ОНР III уровня находятся в «группе риска» по возникновению нарушений...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

‒ домино — принцип парности реализуется через подбор

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

Похожие статьи

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного...

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие речи, методика обследования, технология, программа.

2. Словарь синонимов и антонимов.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Исследование по развитию активного и пассивного словаря...

пассивный словарь, уровень, активный словарь, слово, правильное называние, ребенок, окружающий мир, среднее, словарный состав языка, системное недоразвитие речи.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня...

«Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е. Ф. Соботович [33, с. 43].

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Для этого был составлен комплекс занятий по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с учетом уровня нарушений звуковой стороны речи.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи, поэтому все дошкольники с ОНР III уровня находятся в «группе риска» по возникновению нарушений...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

‒ домино — принцип парности реализуется через подбор

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

Задать вопрос