Библиографическое описание:

Сивцева В. И. Проблема нехватки парковочных мест в Республике Саха (Якутия) и пути ее решения // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 188-190.



На сегодняшний день во всех городах остро стоит проблема нехватки парковочных мест. Автомобилей становится все больше не только в мегаполисах, но и в небольших городах страны, а мест для парковки больше не становится — темпы решения проблемы в несколько раз отстают от скорости прироста транспорта у горожан.

Стихийные парковки во дворах — бич нашего времени. Машины можно встретить везде: на тротуарах, клумбах и газонах, спортивных и детских площадках. Они не только ухудшают экологию, но и занимают места, предназначенные для отдыха, хозяйственных нужд жителей. Заставленные автомобилями дворы давно стали «головной болью» не только жителей, но и органов власти.

Активное строительство жилых домов, комплексов ведется без реализации необходимой жильцам инфраструктуры, в частности — достаточного количества паркингов. Редко где в жилых кварталах предусматривается специальная парковка для жителей и их гостей, стоянка в центральной части города — еще более редкое явление.

Эту острую проблему в Республике Саха (Якутия), в частности в центральном городе Якутске, с этого года активно начинают решать органы власти и не менее заинтересованные местные бизнесмены.

В Республике Саха (Якутия) в среднем на каждого третьего жителя приходится если не по два транспортных средств, то хотя бы одно. По статистике, у каждой пятой семьи республики по две машины. Это обуславливает, конечно же, нехватки парковочных мест, во всех дворах жилых домов, вдоль многих зданий.

По данным Управления ГАИ Республики Саха (Якутия), в городе Якутске на 299 тысяч населения приходится 80 тысяч автомобилей. У нас извечная проблема парковок, она заостряется еще в зимнее время года. Земли катастрофически не хватает.

В местной газете Северо-Восточного федерального университета им.М. К. Аммосова «Наш университет» написано, что с недавнего времени общество с ограниченной ответственностью «Сахапаркинг» в городе строит инновационные механизированные парковки под нужды горожан. Создатель компании Евгений Григорьев уверен, что единственное преимущество классических гаражей — возможность хранить картошку. По всем остальным критериям: безопасности, скорости, технологичности, цене — его проект не имеет конкуренции. Ситуацию усугубляет генеральный план города, который был разработан в советское время, когда автомашин было в разы меньше. Жителям необходимо каким-то образом хранить свои машины в тепле и безопасности, и сегодня тесные дворы захламлены массивными гаражами. Первый паркинг ООО «Сахапаркинг» уже функционирует на улице Лермонтова, второй — на улице Петра Алексеева. Вместо шести теплых низкоуровневых гаражей на этом участке он построил не менее теплую, но куда более удобную, вместительную, дорогую механизированную парковку 137 кв. м. на 29 автомобилей. Как сообщили News.Ykt.Ru в «СахаПаркинге», в зимнее время востребованность в машино-местах достигает 100 %. На публичных слушаниях компания представит объекты от 4 до 6 этажностей. Шесть кварталов, где планируется разместить многоуровневые парковки: перед административным зданием по пер. Энергетиков, 2/3, 6 земельных участков подходят под размещение в квартале № "65": около ипподрома, за Радиоцентром, около административного здания по Губина,6, 4 участка могут претендовать под размещение многоуровневных парковок возле адресов: Ярославского, 6/3, Ленина, 7/2, Хабарова, 7Г, Ленина, 9/4, на месте сгоревшего дома по Кулаковского,4, в районе авиапорта рекомендовано 4 участка возле адресов: Можайского, 21/1, Кузьмина, 26/4, Кузьмина, 28/3, Кузьмина, 22/2.

В рамках направления «Строим Якутск» Года труда в столице активно реализуются проекты по строительству многоуровневых автостоянок. Так, в рамках данного направления, Окружной администрацией г.Якутска в 2016 году запланировано выдать 10 разрешений на строительство. Два из десяти объектов, первыми в этом году получившие разрешение на строительство, введены в эксплуатацию. Это теплый гараж на 45 мест для машин в «17» квартале по ул. Якутская, 2/14 Г и многоуровневая парковка по ул. П. Алексеева, 21/4 Г. Также разрешение на строительство выдано еще двум объектам. Это многоквартирный жилой дом с многоэтажными гаражами в квартале «11» и многоуровневая парковка на 49 мест в микрорайоне «Загородный» по ул. Кржижановского. 2 объекта: «Многоуровневая автомобильная парковка на 136 мест» на 203 микрорайоне и многоэтажный гараж по ул. Воинская в квартале ДСК г. Якутска сегодня находятся на стадии выдачи разрешения на строительство. Остальные объекты проходят процедуру оформления необходимых документов. Кроме того, сегодня проводятся работы по согласованию земельных участков путем публичных слушаний. Всего территории для размещения многоуровневых парковок запланированы в семи кварталах столицы.

Жилые дома, торговые центры, деловые офисы строятся, наблюдается рост количества автотранспорта, а гаражей и автостоянок не хватает, и из-за этого образуются пробки и неудобства. Этот новые многоуровневые удобные гаражи в центре города построили в среднем за 3 месяца, что доказывает, что продолжать программу строительства таких гаражей, которые идут вверх, обеспечат порядок на дорогах и во дворах.

На рабочем совещании глава Якутска Айсен Николаев разрешил вопрос по строительству многоуровневых парковок в столице, указав места свободных площадок, где были снесены аварийные дома. Их насчитывается по всему городу около 70 участков.

Значимой проблемой отсутствия парковок и гаражей в городе Якутске сейчас занимаются многие руководители компаний, а также и представители ТСЖ, которые хотят разместить такие удобные стоянки для транспорта возле своих построек для удобства жильцов и норм на дорогах.

Мэр столицы Республики Саха (Якутия) на открытии этих гаражей заметил, что эта программа кардинально изменит благосостояние города и следующий год будет еще более продуктивным по строительству удобных и комфортных гаражей и парковок для автомашин.

«Строительство многоуровневых автостоянок должно стать решением проблем с дефицитом парковочных мест в центре города», — отмечают в Департаменте градостроительства Окружной администрации г.Якутска.

Как сообщает главный архитектор города Якутска Ирина Алексеева: «Особо важный момент касается парковочных мест в новых домах. Их должно быть не менее 40 % на количество квартир. Эти нормативы надо усилить в правилах землепользования. У нас коллапс в городе, во дворах все полностью заставлено машинами. Но новый проект коснется только планируемых объектов, в существующих мы этих показателей уже не достигнем. В количество мест будут входить открытые/закрытые стоянки, многоуровневые гаражи».

Народный депутат Республики Саха (Якутия) от Поярковского одномандатного избирательного округа № 5 Виктор Федоров: «Пробки на дорогах возникли из-за отсутствия достаточного места для парковки автотранспорта. На каждые 100 кв.м площади здания парковку для 4–5 автомобилей на прилегающей к нему территории. Все построенные за последние годы большие жилые, нежилые, общественные здания не соответствуют этой строительной норме. Более того, согласно СНиПам площадь участка, прилегающего к общественному зданию должна быть в 3–4 раза больше занимаемой самими зданием площади».

Кстати говоря, по данным Управления ГАИ РС (Я), доля ДТП, связанных с процессом парковки легковых автомобилей в городах составляет 10–15 %. Как правило, такие ДТП возникают при маневрировании автомобилей, подъезжающих к краю проезжей части для остановки и отъезжающих с места парковки, а также встраивающихся в транспортный поток. Вместе с тем, у нас в городе, в условиях острого дефицита мест для парковки на внеуличных автостоянках, проезжая часть предоставляет практически единственную возможность осуществить стоянку при внутригородских поездках на автомобиле с различными целями.

Анализ проводимого нами исследования по городским улицам выявило, что: 1) проезжую часть используют около 60–70 % всех паркованных автомобилей, частично на проезжей части и тротуаре останавливаются — 15 %, полностью на тротуаре — 5 %; 2) Доля автомобилей, припаркованных с нарушением ПДД, достигает 50 %. Основными видами нарушений при парковки являются размещение автомобилей под углом к краю проезжей части в местах, где разрешено только продольное размещение — 30 % всех нарушений; на тротуаре или с частичным заездом на тротуар при отсутствии разрешающих знаков и разметки — 25 % всех нарушений; ближе 5 км от края пересекаемой проезжей части или пешеходного перехода — 12 %; в зоне действия знаков «Остановка запрещена» — 8 %.

Таким образом, в республике всеми силами пытаются решить глобальную проблему нехватки парковочных мест. Парковка — неотъемлемая часть жилого, офисного, административного комплексов, а также торгово-развлекательных центров. Сегодня практически для каждого объекта строительства, так или иначе, решается вопрос размещения автомобилей его посетителей.

Многоуровневые парковки обладают довольно большой комфортностью, то есть, иными словами, это отопление, технические средства охраны, охранная и пожарная сигнализация, вентиляция, вспомогательные службы. Многоуровневые парковки имеют ряд весомых преимуществ:

‒ автомобили, оставленные в этих парковках, защищены от неблагоприятного воздействия окружающей среды (дождь, снег, грязь и т. п.);

‒ при многоэтажном строительстве территория, занимаемая зданием, сравнительно малая.

При существующем росте автомобилизации населения, когда некоторые семьи обладают двумя и более автомобилями, строительство многоуровневых парковок в центральных зонах города является основным решением нехватки мест для хранения. Однако недостатком данного решения становится нежелание использования организованной стоянки, тем более, если она платная. Поэтому необходимо совершенствовать систему стоянок для спальных районов и систему финансового регулирования и обеспечения, которые позволят предложить либо доступные тарифы на стоянку автомобилей.

Литература:

  1. Вавринчук П.А, Рябкова Е. Б. Паркинг — основное решение дефицита парковочных мест // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2014. Т. 2. С. 47–53.
  2. Дьячкова А. В. Экономика общественного сектора: практикум: Учебно-методическое пособие для студентов бакалавров / Екатеринбург, 2013 — с.79–82.
  3. Игнатьев Ю. В. Возведение автомобильных стоянок и парковок в крупных городах // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 17. С. 68–72
  4. Михалкина Е. В. Экономика общественного сектора: Учебник / Ростов-на-Дону, 2014 — с. 123–125.
  5. Соколянский В. В., Глушкин А. Н. Проблемы паркинга // Актуальные проблемы современной науки. 2015. № 4 (83). С. 192–193.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle