Библиографическое описание:

Бунтовский С. Ю., Овчинникова Ю. А., Папикян Т. А. Развитие логистики как структуры розничной торговли (ритейла) // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 151-153.



Логистика как структура менеджмента заслуживает особое внимание, т. к. от её способа организации зависит нормальное функционирование предприятия.

Зачастую даже крупный производитель недооценивает роль логистической системы в своём бизнесе. Это совершенно недопустимо, т. к. от эффективности работы менеджеров этой структуры зависит, пожалуй, один из главных факторов — предотвращение потери клиентов. А, как известно, нет клиентов — нет прибыли.

Существует множество определений логистики, наиболее точное из которых заключается в том, что логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене. Также, под понятием логистики подразумевают процесс планирования реализации и контроля эффективности потока, хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Проблемы логистики, по разным информационным источникам, вызваны нехваткой высококвалифицированного персонала, что связано со сравнительно недавним введением данной специальности в структуру образовательной программы бакалавриата (2000 г) [1].

Кроме того, на качество логистики влияют низкая проходимость и неудовлетворительное качество дорожных магистралей, что мешает нормальному движению транспорта, нехватка современных складских помещений и противоречие интересов разных участников логистической цепочки.

Поиск путей повышения эффективности транспортировки и хранения товаров является перспективным направлением развития логистики.

Совершая покупки в магазинах торговых сетей (ритейлах), мало кто задумывается или знает, как выглядит сложная система управления поставки товара к потребителю на Российском рынке.

Современная сетевая розничная торговля (ритейл) — это (англ. retail-розница) продажа товаров конечному потребителю (частному лицу).

В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не подлежит дальнейшей перепродаже, а предназначен для непосредственного использования.

Возьмём любую современную розничную сеть и рассмотрим внутреннюю и внешнюю инфраструктуру. Внутренняя инфраструктура ориентируется на торговых точках, таких, как магазины у дома и гипермаркеты, прилегающие территории, стоянки и подъезды. Здесь нужно учесть проходимость потока покупателей. Для оптимального соотношения рентабельности торговой точки, учитывается формат магазина, благосостояние населения наличие и развитость транспортной инфраструктуры.

К внешней инфраструктуре относятся распределительные центры, автотранспортные предприятия, складские помещения, подъездные пути, автомобильные технические парки, открытые и закрытые стоянки, транспортные средства.

Из внешней инфраструктуры выделим распределительный центр, так как это сердце логистики.

Распределительный центр представляет собой крупный складской терминал, выполняющий операции по приёмке, складированию, обработке и отправке товаров в точки реализации.

Распределительные центры классифицируются от А+ до С в зависимости от степени организации и площади складских помещений, технологии хранения, режима работы, расположения вблизи федеральных трасс.

«Класс А+» — это самый современный складской терминал с площадью от 10000 м² с полной автоматизацией и высоким уровнем интеграцией системы. Уровень сети относится к глобальному и федеральному значениям. Технология хранения краткосрочная, длительная и без размещения в хоне хранения. Данный класс распределительного центра оснащён современной мультитемпературной системой заморозки, охлаждения, вентиляция и хранения всех типов товаров, наличием стоянки ожидания, с возможностью свободного маневрирования большегрузных автомобилей, а также офисами, комнатами отдыха для персонала. Расположен вблизи федеральных трасс, удобных съездов с магистралей, есть собственная ж/д ветка. Круглосуточный режим работы.

Кросс-докинг(англ.cross-напрямую, пересекать, англ.dock — док,погрузочная платформа, стыковка) — процесс приёмки и отгрузкитоваров и грузов через склад напрямую, без размещения в зонедолговременного хранения.

Значение «Класс А» относится к федеральным и крупным региональным сетям. Размеры площади начинаются от 10000 м². Технология хранения краткосрочная, длительная, все виды cross-docking. Современная мультитемпературная система заморозки, охлаждения, вентиляции и хранения для всех типов товаров. Наличие стоянки ожидания с возможностью свободного маневрирования большегрузных автомобилей, офисов и обязательных комнат для отдыха персонала. Расположение вблизи федеральных трасс, оснащённых удобными съездами с магистралей. Собственная ж/д. ветка. Круглосуточный режим работы с возможностью технических перерывов на осуществление погрузочно-разгрузочных работ.

«Класс В+» — это федеральное и региональное значение сети. Что касается технологии хранения, то используется краткосрочное, длительное хранение и cross-docking. Уровень автоматизации складских операций имеет ключевые программы склада. Площадь склада начинается от 8000 м² и имеет систему кондиционирования вентиляции в одном или нескольких режимах. «Класс В+» включает стоянки ожидания большегрузных автомобилей, офисы и вспомогательные помещения, а также удобные подъездные пути вблизи региональных трасс. Все складские операции (приём и отгрузка товара) выполняются в определённые рабочие часы.

«Класс В» — это региональные сети с краткосрочным и длительным хранением товара. Его площадь начинается от 5000 м². Желательно с использованием систем кондиционирования, вентиляции, стоянки ожидания, вспомогательных и офисных помещений. «Класс Б» предполагает наличие удобных подъездных путей вблизи региональных трасс на пересечении крупных дорог. Как и у «Класса В+» складские операции осуществляются в определённые часы приёма и отгрузки товара.

«Класс С» — это локальные сети с кратковременным и длительным хранением. Минимальный уровень автоматизации учётных операций, расфасовка товара. Отсутствие системы кондиционирования и вентиляции. Нет требований о наличии стоянки ожидания с маневрированием большегрузных автомобилей. Нет офисных и вспомогательных помещений, удобных выделенных подъездных путей. Время работы осуществляется в определённые часы приёма и отгрузки товара, в дневное время.

Таким образом, во внешней инфраструктуре логистики мы видим последовательность использования складских помещений по мере необходимости. Чем функциональней нам нужен распределительный центр, тем выше будет у него класс, например, «Класс А+» — это самый функциональный складской терминал, и, соответственно, на уменьшения идут «Класс А», затем «Класс В+», за ним «Класс В» и «Класс С». Но это не означает, что, чем ниже класс у склада, тем он хуже. Это этапы, с которыми сталкиваются в процессе развития торговые сети. Поэтому всё рассматривается от необходимости использования складского помещения к конкретному типу товара.

Выбор склада зависит от объёма поставки товара и масштабности предприятия. Необходимо использовать систему складирования продукции, например, транзитные поставки, которые сразу от производителей или поставщиков доставляют товар на розничную торговлю. Или сложные распределения, когда производители или поставщики доставляют продукцию на систему оптовых баз, а затем на розничные торговые точки. Если сеть крупная и имеет централизацию в системе поставки товара, то производитель или поставщик поставляет продукцию в распределительный центр, а затем в места розничной торговли.

Таким образом, распределительный центр — это не просто склад для хранения продукции, а думающая складская команда, в которой налажена постоянная связь с торговыми точками и центральным офисом.

С множеством непростых ситуаций приходится сталкиваться в повседневной работе распределительного центра. Например, рассмотрим такую ситуацию. Поступил заказ с трёх магазинов на определённый вид товара. Удовлетворить по количеству данным товаром можно только один магазин. В таком случае товар распределят на все три магазина. Ассортимент не будет прерван, а значит, снизится риск потери потребителя.

Для повышения уровня системы логистики необходим постоянный контроль всего процесса. Благодаря инновациям, этот контроль стал более качественным и удобным. Например, электронное декларирования — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий производить таможенную регистрацию товаров и транспорта в электронном формате. Или cargo tracking (слежения за грузом) — эта разработка, позволяющая в онлайн-режиме осуществлять контроль над прохождением груза через основные точки логистической цепочки. Используя защитный аккаунт, заказчик может в любое время дня или ночи получить точную информацию о грузе и планировать дальнейшие действия. А так же радио-терминалы — это устройства, позволяющие вносить данные в базу спустя несколько минут после выпуска декларации. Информация об этом отражается в cargo tracking, что обеспечивает движение грузов без потери времени. Спутниковый мониторинг — это система, позволяющая максимально точно отслеживать месторасположения контейнера с грузом [1,2].

Поэтому логистика — это наука, которая требует постоянного развития и совершенствования, а инновации — необходимое явление для продуктивного функционирования современных логистических систем.

Рассматривая лидеров розничной торговли в России ритейл Магнит и Х5 ритейл групп («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»), можно видеть темп роста и развития этих компаний по следующим показателям: количество торговых объектов увеличилось с 2011 года на первое полугодие 2015 года и составило у Магнита 10728, а у его конкурента Х5 ритейл групп 5971. У таких гигантов розничной торговли используется самая современная логистика. Например, у компании Магнит собственного транспорта (грузовиков) на 1 марта 2016 года имеются более 5,7 тыс. грузовиков. У Х5 ритейл групп насчитывается на 31 декабря 2015 года 1560 грузовых автомобилей. За этот же период с 2011 года на первое полугодие 2015 года увеличилось количество торговых площадей до 3928 тыс. м² у компании Магнит и 2843,7 тыс. м² у компании Х5 ритейл групп, а к июню 2016 года Х5 продолжила наращивать торговую площадь и достигла 3747 тыс. кв. м. (наибольший вклад в расширение внесла «Пятёрочка»). X5 Retail Group сообщил о росте продаж за первые шесть месяцев 2016 года к сопоставимому периоду прошлого года на 26,2 %. Оборот составил 480,32 млрд руб., говорится в раскрытии компании. Неделей ранее операционные результаты за тот же период показал крупнейший продовольственный ритейлер «Магнит». Выручка компании выросла на 14,49 % год к году, до 519,46 млрд руб. Таким образом, по скорости прироста продаж X5 почти в два раза, обошла своего главного конкурента [3].

Проанализировав данные, можно заметить, что прослеживается прямая зависимость между повышением качества логистики и экономической эффективности предприятий.

Рациональное научно-обоснованное использование складских терминалов в сетях розничной торговли является одним из ключевых факторов в жизнеспособности предприятия. Применение инноваций в области логистики позволяет повысить эффективность работы компании во всех сферах её деятельности, начиная от закупки сырья и заканчивая продажей готовой продукции.

Литература:

  1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. — 20-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 484 с.
  2. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок / В. В. Дыбская [и др.]. — Москва: Эксмо, 2014. — 939 с.
  3. X5 Retail Group обошла «Магнит» почти в два раза по темпам роста продаж [Электронный ресурс], РосБизнесКонсалтинг — Режим доступа: http://www.rbc.ru/, свободный. (Дата обращения 28.10.2016 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle