Проблема безбилетников в Республике Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.11.2016

Статья просмотрена: 719 раз

Библиографическое описание:

Сивцева, В. И. Проблема безбилетников в Республике Саха (Якутия) / В. И. Сивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34937/ (дата обращения: 24.04.2024).



В настоящее время нередко слышишь от окружающих, что проблема безбилетника очень актуальна не только во всем мире и в стране, но и, в частности, у нас в Республике Саха (Якутия). Что же это такое? Проблемой безбилетника считают то, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты, и в результате безбилетники занижают ценность потребляемого им общественного блага, а это приводит к снижению объемов производства этого блага. Таким образом, возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность их производства.

Проблема безбилетника возникает в тот момент, когда человек сознательно не желает платить за общественное благо, думая, что всё получит бесплатно. Одним из ярких примеров проявления проблемы безбилетника является феномен уклонения граждан от уплаты налогов, идущих на обеспечение общественных благ.

Большинство товаров и услуг, производимых на рынке, являются частными товарами и услугами. Однако некоторые товары и услуги производятся общественным сектором или самим государством. Общественные товары потребляют совместно и не исключают из потребления. Например, люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования, это объясняет не исключение из потребления. Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей. Именно такие товары считаются чистыми общественными товарами и услугами.

В конце концов, может сложиться такая ситуация, когда никто не будет платить и предоставление чисто общественного блага всем окажется совсем невозможным. Другими словами, в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, но, к сожалению, платить не хочет никто. В связи с этим задача производства чисто общественных благ сводится к вопросу «Как обеспечить их производство при наличии безбилетников?». Мы приведем несколько основных примеров безбилетников, с которыми сталкиваемся все мы в обычной повседневной жизни.

Рассмотрим ситуацию безбилетников у нас в Якутии. В первую очередь, это острая проблема неуплаты гражданами за жилищно-коммунальные услуги, например, за свет, воду холодную и горячую, газ, которые являются жизненно важными услугами государства для жизни населения. ЖКХ является естественной монополией, то есть спрос на этом рынке у нас в стране удовлетворяет только ЖКХ. Проводимая в настоящий момент в России реформа в этой области предполагает, что проблема координации действий по управлению ЖКХ перекладывается на плечи жильцов. Ни для кого не секрет, что в самоуправляемых организациях, которым в Жилищном кодексе отводится ведущая роль, возникают существенные проблемы, связанные, прежде всего, с тем, что самоуправление ЖКХ — общественное благо, а уклонение от участия — поведение безбилетника. По данным ЖКХ, за жилищно-коммунальные услуги своевременно не платят около 23 % собственников. С 1 июня 2016 года в России действует упрощенная процедура взыскания долгов за жилищные и коммунальные услуги. Упрощенный порядок применим ко всем, в том числе малоимущим и многодетным собственникам. Если долгов накопилось за три месяца и более, должнику может быть выслано уведомление о возникновении задолженности и приостановлении или даже отключении услуг. Отключение, например, света или воды — уже достаточно действенная мера, чтобы вразумить должника. Но если она не работает, коммунальщики могут обратиться в суд за взысканием долга. Также увеличили размер штрафов и пеней за неуплату.

Далее наглядно можем увидеть проблему безбилетников в общественных транспортах, которые несут убытки за счет так называемых «зайчиков». «Зайцы-прыгуны» не платят за проезд. В наших автобусах не установлены турникеты, как, например, в центральных городах России, контролирующие оплачивают ли пассажиры за услугу перевозки. Даже есть такая ситуация, что в последние годы тарифы на проезд продолжают расти, при этом качество перевозок осталось на прежнем уровне, и люди в знак протеста сознательно не платят. Раньше водители автобусов чаще обращали внимание на тех, кто злостно не платил за проезд, но со временем им надоело ругаться с безбилетниками, что привело к увеличению «зайцев». Во многих автобусах не работают контролеры, то есть сами водители берут оплату за проезд, не успевая всех проверить. Обычно не штрафуют за неоплату билета. Безбилетника либо высаживают на ближайшей остановке, либо берут с него стоимость проезда. Если сравнить проезд такси и автобуса, то, конечно же, намного дешевле нам обойдется прокатиться на автобусе. Но даже такой мотив не обуславливает всех граждан платить автобусникам.

Также проблему безбилетников можно увидеть в достопримечательных местах города Якутска. В пример можно привести городской центральный парк культуры и отдыха. Огромная территория, прекрасное озеленение. Но очень часто наблюдаем, что некоторые горожане выбрасывают мусор на землю, не дойдя несколько метров до мусорного контейнера. От этого в общественном парке повсюду бутылки, пакеты, упаковки. Парк становится грязным, неухоженным, что не хочется лишний раз посетить и прогуляться. Однако в последнее время многим людям привилось чувство ответственности за наши красивые места, и они начали все-таки доходить до мусорных баков.

Следующий пример — городское освещение. Целью основного городского освещения является обеспечение безопасности движения на улицах города. И пешеходы, и водители транспортных средств нуждаются в освещении дорог и тротуаров в тёмное время суток. Никто из них не готов, при этом платить за данную услугу, думая, что найдутся доброжелатели покрыть все расходы, и все будут бесплатно пользоваться городским освещением. А, наоборот, в тех районах, где нет, к сожалению, освещения (например, микрорайон Птицефабрика, Марха, Сайсары) готовы платить за это общественное благо, дабы облегчить себе и своим близким безопасность нахождения на улице.

Решение вопросов утилизации мусора на территории Якутии по-прежнему оставляет желать лучшего. Коммунальные службы явно не справляются со всеми возрастающими объемами работ, да и денег под уборку территорий, вывоз мусора и уничтожение продукции выделяется не так уж и много. А откровенно говоря — мало или совсем ничего. А ведь нарастающие объемы мусора в городской черте — это не просто очаги неприятного запаха и заражения территории. Неубранная территория и не вывезенный мусор начинают работать по принципу снежного кома. Например, на улице прохожий и рад был бы выкинуть обертку от мороженного или пачку из-под сигарет в урну, да урна забита, а вокруг буквально высятся горы мусора, вывоз отходов, мусора не осуществляется. И вот прохожий, в принципе человек неплохой и аккуратный, бросает и свой мусор в уже существующую кучу. Снежный ком нарастает. Коммунальные службы парализованы, уборка территорий должным образом не финансируется. Люди перекладывают ответственность друг на друга за неубранные территории, не оплачивают услуги мусорщиков.

Далее рассмотрим медицинскую помощь государства в виде вакцинации и диспансеризации. Основными из способов, благодаря которому сокращается вероятность некоторых заболеваний, являются именно вакцинация и диспансеризация. Вакцинируемые несут некоторые затраты, такие, как дискомфорт, время, деньги, риск заболеть от плохой вакцины. Они получают некоторый частный выигрыш — уменьшение вероятности заболеть, но основная часть выигрыша, на самом деле, это общественное благо. Во многих случаях частные затраты превышают частный выигрыш, но общественный выигрыш, включая уменьшение возможности возникновения заболевания, значительно превышает затраты. Учитывая интерес общества в сокращении заболеваемости людей, государство использует доступные ему механизмы принуждения и делает вакцинацию обязательной для индивидуумов. Но многие игнорируют данную услугу, так как считают, что необходимости в этом нет.

Еще один пример безбилетников — ловля рыбы в реке Лена, в котором водится достаточно большое количество видов рыб. У всех рыбаков отсутствует право собственности на рыбы, находящихся в этой реке. Также рыбаки не соперничают за вылавливаемую рыбу из-за большого количества рыб в данной реке. Но с течением времени ситуация может поменяться и рыб может стать меньше. Из чего следует, что сохранение рыбы требует введения соответствующих механизмов, компенсации издержек производства данного общественного блага. Один из таких механизмов хорошо известен: национализация рыбы и продажа государственных лицензий рыболовам. Другой способ позволяет обойтись без участия государства. Речь идет об установлении или разграничении прав собственности. В идеале, рыболовы могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению о приватизации некоторого участка реки именно для рыболовства или о введении ограничений ловли рыбы с целью предотвращения ее, может быть даже, исчезновения.

Услуги пожарной службы в некоторых обществах финансируются добровольно. Некоторые люди отказываются делать взносы в пожарные службы. И все же там, где здания расположены близко друг от друга, пожарники обычно потушит огонь в доме такого лица вследствие угрозы пожара для строений тех, кто вносит вклад в их содержание. Однако бывают случаи пожаров в отдельно стоящих зданиях таких людей, в которых пожарные команды отказывались тушить огонь. Это пример, когда исключение из пользования общественного блага, возможно. Пожарная служба может лишить своих услуг тех, кто отказывается ее содержать. Пожарные службы утверждают, что при отсутствии подобных санкций каждый стал бы безбилетником.

Если решить проблему безбилетника методом исключения, то это приводит к недопроизводству общественного блага, значит, предоставление чисто общественных благ становится возможным только при участии государства. Если в этом случае вмешается государство, то производство общественных благ будет финансироваться за счет налогов населения, но и тут, как видим, отражается проблема безбилетника. Таким образом, не существует какого-либо универсального решения этой проблемы. Каждый сам выбирает быть ему безбилетником или честно за все общественные блага платить, как на самом деле должно быть. Но все же, для того, чтобы общественные блага предоставлялись нам в полном объеме и с полной отдачей, как правовой народ, мы должны попытаться побороться с проблемой безбилетника, начиная с себя и заканчивая всем обществом.

Литература:

  1. Восколович Н. А., Жильцов Е. Н., Еникеева С. Д. Экономика, организация и управление общественным сектором: Учебник/ Москва, 2012 — с.105–112.
  2. Дьячкова А. В. Экономика общественного сектора: практикум: Учебно-методическое пособие для студентов бакалавров / Екатеринбург, 2013 — с.62–68.
  3. Михалкина Е. В. Экономика общественного сектора: Учебник / Ростов-на-Дону, 2014 — с. 71–75.
  4. Нуреев Р. М., Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. Экономика общественного сектора: Учебник / Москва, 2015. Сер. Магистратура — с.144–149.
  5. Филатова Н. Г., Огородников В. И., Брызгалова И. В. Экономика общественного сектора: Учебное пособие для студентов всех форм обучения / Новосибирск, 2014 — с. 201–206.
Основные термины (генерируются автоматически): благо, проблема безбилетника, услуга, городское освещение, пожарная служба, проблема безбилетников, Россия, самое дело, частный выигрыш, Якутия.


Похожие статьи

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях...

Выделим проблемы качества перевозки пассажиров автомобильным транспортом на примере Волгоградской агломерации, котораявходит в десятку крупнейших городских образований России [2, с. 50]. В качестве частного примера...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Одной из основных проблем городского общественного транспорта является сильная

Водители работают по 10-12 часов без какого-либо перерыва на обед, тем самым нарушая все

Сегодня для удовлетворения требований населения к транспортным услугам по...

Возмещение морального вреда при перевозке пассажиров и багажа

Для того, чтобы перейти к анализу заявленной проблемы, необходимо определить общие правила ответственности перевозчика, предусмотренные законодательством, так как возмещение морального вреда является частным случаем ответственности в транспортной...

Обслуживание населения пассажирским транспортом

Пассажирский городской транспорт — самый проблемный транспорт в России в целом и регионах

Эта проблема для пассажирских автотранспортных предприятий с каждым годом

Участниками процесса предоставления услуг пассажирского транспорта населению являются...

Проблема нехватки парковочных мест в Республике Саха...

Анализ проводимого нами исследования по городским улицам выявило, что: 1) проезжую часть используют около 60–70 % всех паркованных автомобилей

Проблема безбилетников в Республике Саха (Якутия). Проблема нехватки парковочных мест в Набережных Челнах.

Устойчивый городской транспорт в России и за рубежом

Проблема транспорта существует во всем мире. В большинстве городов России

И мобильность пассажиров, которые едут на городском транспорте, возрастает.

К 2025 году власти города должны сократить поездки людей на частных автомобилях с 39,6 % до 30 %.

Лицензирование в сфере пассажирских автобусных перевозок как...

Частные автовладельцы нередко видят сферу пассажирских перевозок как привлекательный и простой автотранспортный бизнес.

Однако последствия этого обернулись большими проблемами: возросшей аварийностью, неуправляемостью рынка транспортных услуг...

Юридические особенности лоббирования в России

публично-частный компромисс. В настоящее время в России этого не наблюдается, напротив, законы принимаются в

Дело даже не столько в том, что лоббирование в той или иной степени присуще любому

Лепехин В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования.

Похожие статьи

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях...

Выделим проблемы качества перевозки пассажиров автомобильным транспортом на примере Волгоградской агломерации, котораявходит в десятку крупнейших городских образований России [2, с. 50]. В качестве частного примера...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Одной из основных проблем городского общественного транспорта является сильная

Водители работают по 10-12 часов без какого-либо перерыва на обед, тем самым нарушая все

Сегодня для удовлетворения требований населения к транспортным услугам по...

Возмещение морального вреда при перевозке пассажиров и багажа

Для того, чтобы перейти к анализу заявленной проблемы, необходимо определить общие правила ответственности перевозчика, предусмотренные законодательством, так как возмещение морального вреда является частным случаем ответственности в транспортной...

Обслуживание населения пассажирским транспортом

Пассажирский городской транспорт — самый проблемный транспорт в России в целом и регионах

Эта проблема для пассажирских автотранспортных предприятий с каждым годом

Участниками процесса предоставления услуг пассажирского транспорта населению являются...

Проблема нехватки парковочных мест в Республике Саха...

Анализ проводимого нами исследования по городским улицам выявило, что: 1) проезжую часть используют около 60–70 % всех паркованных автомобилей

Проблема безбилетников в Республике Саха (Якутия). Проблема нехватки парковочных мест в Набережных Челнах.

Устойчивый городской транспорт в России и за рубежом

Проблема транспорта существует во всем мире. В большинстве городов России

И мобильность пассажиров, которые едут на городском транспорте, возрастает.

К 2025 году власти города должны сократить поездки людей на частных автомобилях с 39,6 % до 30 %.

Лицензирование в сфере пассажирских автобусных перевозок как...

Частные автовладельцы нередко видят сферу пассажирских перевозок как привлекательный и простой автотранспортный бизнес.

Однако последствия этого обернулись большими проблемами: возросшей аварийностью, неуправляемостью рынка транспортных услуг...

Юридические особенности лоббирования в России

публично-частный компромисс. В настоящее время в России этого не наблюдается, напротив, законы принимаются в

Дело даже не столько в том, что лоббирование в той или иной степени присуще любому

Лепехин В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования.

Задать вопрос