Библиографическое описание:

Осашина О. Ю. Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 251-252.



Основополагающим элементом, ядром в образовательном механизме являются педагоги. Следует отметить тенденцию последних лет, которая характеризуется старением педагогического состава образовательных учреждений.

Возраст педагогов по большей части составляет от 40 до 60 лет. Деятельность некоторого процента педагогов сопровождается усталостью, эмоциональным выгоранием, а также отсутствием желания познавать новые методы взаимодействия с учениками, внедрять креативные образовательные инструменты и новаторские способы преподавания.

Конечно, педагоги с большим стажем составляют костяк любого образовательного учреждения, обладают большим практическим опытом общения с детьми, собственным видением и подходом к преподаванию, а также обладают великолепной психологической подготовкой. Коллектив может развиваться и процветать только при условии, что будет состоять из разновозрастных и разнополых участников.

Однако, современное общество, необходимость в творческом новаторском конкурентоспособном поколении и новое время ставят перед образовательной системой задачи, которые могут решить лишь молодые специалисты с инновационным мышлением.

Период адаптации для молодого педагога является решающим, именно начало профессионального пути является определяющим в вопросе, состоится ли он как профессионал и личность. Новая среда, в которую погружается бывший студент, характеризуется напряженностью, попытками приобщиться к условиям, коллегам, ученикам, образовательному процессу.

Если период адаптации затягивается, как правило, молодые педагоги испытывают неудовлетворенность трудом, нежеланием развиваться в профессиональном отношении, а также зачастую к депрессивным состояниям. Таким образом, тема адаптации молодого педагога становится крайне актуальной.

Период трудовой адаптации молодого педагога предполагает прохождение следующих стадий:

  1. Стадия ознакомления, о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе. На данной стадии наставник молодого педагога должен максимально ему содействовать во вливании в коллектив, корпоративной этике, культуре и ценностях данного учреждения;
  2. Автор статьи предлагает ввести на первом этапе адаптации ритуал посвящения в педагоги и сопроводить его актом наставления и пожеланий от всего коллектива. Также наставник молодого специалиста может разработать определенную «Памятку молодого педагога»;
  3. Этап приспособления включает формирование ориентиров, оценку новой системы ценностей. На данном этапе наставник молодого педагога должен строить взаимодействие с ним на основе педагогической терминологии. Данный процесс позволит ощутить молодому специалисту свою причастность к образовательному учреждению и идентифицировать себя с ним, педагогическим коллективом;
  4. Этап ассимиляции предполагает полное приспособление к педагогической среде и образовательному процессу, позитивные отношения с коллективом, учениками. Данный период может состояться благодаря принятию непосредственного участия молодого педагога в праздниках, мероприятиях коллектива;
  5. Конечный этап адаптации молодого педагога именуется идентификацией, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации.

Содействовать эффективной и успешной адаптации молодых педагогов должны следующие органы:

  1. Окружные методические центры, психолого-педагогические университеты и вузы системы Департамента образования, специализированные Центры.
  2. Наставник, которого назначает директор образовательного учреждения на добровольной основе.
  3. Создание педагогической интернатуры и организация педагогической стажировки.
  4. Методические службы общеобразовательных учреждений и окружные методические центры.

Задачи вышеперечисленных органов заключаются в следующих пунктах:

  1. Изучение и минимизация проблем и барьеров, с которыми сталкивается молодой специалист в образовательном учреждении.
  2. Помощь и консультации молодому педагогу в формировании индивидуального подхода и образовательного маршрута.
  3. Организация интеллектуальной среды для профессионального и личностного развития педагога в форме курсов повышения квалификации, творческих лабораторий, тренингов, конференций.
  4. Просвещение молодых специалистов в области права и экономики, включающее ознакомление с законодательной базой образовательной системы.
  5. Ознакомление с методической литературой и учебной программой образовательного учреждения.
  6. Включение в корпоративную культуру учреждения.
  7. Мотивация со стороны педагогического коллектива, предполагающая открытую позитивную оценку трудовой деятельности молодого специалиста.

Ни один педагогический вуз или колледж не выпускает из своих стен полностью сформированные, высококвалифицированные педагогические кадры. Именно от первоначального периода адаптации зависит отношение молодого специалиста к своей работе и формирование его в личностном и профессиональном отношении. Процесс адаптации и результаты полностью лежат в области обязанностей руководителя образовательного учреждения, который должен обеспечить молодого педагога опытным наставников, необходимой документацией, знаниями, культурными кодами и благоприятной для творческого развития средой.

Литература:

  1. Адамов Н.Н. Применение инновационных методов преподавания / Н.Н. Адамов // Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2015. — № 4. — С. 45 — 60.
  2. Алексеева В. В. Формирование профессиональных компетенций молодого педагога / В.В. Алексеева // Здоровье и образование в XXI веке. 2015. — № 8. — С. 150 — 167.
  3. Бариленко В.И., Анализ периода адаптации молодого специалиста / В.И. Бариленко // Педагогическое образование и наука. 2016. — № 4. — С. 56 — 70.
  4. Беляева Т.С. Использование технологии проектного метода в профессиональной подготовке студентов / Т.С. Беляева // Здоровье и образование в XXI веке. 2015. — № 9. — С. 110 — 112.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle