Библиографическое описание:

Химматалиев Д. О., Пулатов Ж. С., Казакбаева М. Т. К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 262-265.



Научиться мыслить и усваивать знания — важнейшая задача вузовского учебного процесса. Сейчас все формы учебного процесса, все методики обучения совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов, ставят задачи научить их самостоятельности мышления. От будущих учителей профессионального образования требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций, чтобы на основе теоретических положений анализировать противоречивые процессы рыночных преобразований.

Государственно-политические, социально-экономические, научно-технические, культурологические преобразования оказали существенное влияние на непрерывное образование в Республики Узбекистан.

На современном этапе созданы все условия для воспитания гармонично развитой молодежи, высококвалифицированных специалистов в Республике. «Говоря о развитии сферы образования, хочу отметить, что была продолжена работа по формированию целостной непрерывной системы образования, включающей в себя весь цикл подготовки высокообразованного и профессионально подготовленного подрастающего поколения от общего среднего образования до среднего специального, профессионального и высшего образования.

На реализацию Программы модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов, рассчитанной на 2011–2016 годы, в соответствии с принятым постановлением правительства намечено направить свыше 277 миллиардов сумов», — сказал первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Предстоящие новации должны быть направлены на достижение трех главных целей — расширение доступности, повышение качества и эффективности образования.

Системообразующим фактором новой парадигмы общего и профессионального образования является личность обучающихся. Это обусловлено следующими факторами:

‒ развитие личности обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионально-образовательного процесса.

‒ ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в государственных стандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда, усиливается личностная компонента образования, и поэтому возрастает значение соблюдения требований стандартов;

‒ залогом полноценной организации профессионально-образовательного процесса является творческая индивидуальность педагога; нормой становятся авторские педагогические технологии; обучение представляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся; принципиально важным является положение о том, что личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития всех субъектов образовательного процесса.

Основные направления и содержание деятельности преподавателя специальных дисциплин определены квалификационной характеристикой специальности «учитель профессионального обучения», представленной в Государственном стандарте высшего профессионального образования. Он должен быть готов к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская деятельность: культурно-исследовательская деятельность.

На современном этапе основными принципами реформирования профессионального образования являются: интеграция общего и профессионального образования; многоуровневость профессионального образования: создание интенсивных гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество образовательной и профессиональной подготовки; реализация всех потенциальных возможностей и способностей личности: переход от технократического подхода в развитии системы профессионального образования к социально-педагогическому, гуманитарному: формирование и развитие личности в непрерывном и целостном процессе профессиональной подготовки обусловливают новые требования к организации учебного процесса и, соответственно, к способам оценки эффективности профессионального обучения будущих учителей.

Основными тенденциями развития содержания профессионального образования последних лет являются:

‒ расширение перечня направлений подготовки специалистов всех звеньев профессионально-педагогической системы, позволяющее мобильно реагировать на запросы отраслей экономики;

‒ дифференциация содержания профессионального образования, обеспечивающая многообразие профессиональных образовательных программ;

‒ гибкость и вариативность содержания профессионально-педагогического образования, способствующие оперативному обновлению содержания обучения в соответствии с современным развитием науки, техники, культуры, перспективами развития экономики и социальной сферы регионов:

‒ усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, способствующей пониманию закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для будущей профессиональной деятельности, и обеспечивающей профессиональную мобильность выпускника;

‒ гуманизация и гуманитаризация содержания профессионально-педагогического образования, обеспечивающие формирование у специалистов целостного мировоззрения, гражданственности и интереса к социально-политическим проблемам;

‒ интеллектуализация содержания профессионально-педагогического образования, заключающаяся в развитии у будущих учителей системного профессионального мышления и базовой компетенции;

‒ информатизация содержания профессионально-педагогического образования, предусматривающая изучение будущим специалистом достижений в области информатики, а также перспектив ее дальнейшего развития;

‒ развитие и поддержка инновационных профессиональных образовательных программ, применение новых форм организации образовательною процесса и новых технологий обучения;

‒ развитие научно-исследовательской деятельности педагогических кадров и становление учебно-исследовательской деятельности будущих учителей;

‒ преемственность содержания различных уровней профессионально-педагогического образования с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования.

Проведённый анализ литературы позволяет выделить наиболее существенные особенности профессионального образования, отличающие его и от педагогического, и от инженерно-технического образования. Такие особенности проявляются в ориентации подготовки специалистов, в содержании технологической подготовки для будущей деятельности специалиста, в реализации профессиональной направленности образовательного процесса, в особенностях профессиональной деятельности выпускников. В отличие от монопрофессиональных специальностей (инженер, гидротехник, агроном, экономист и т. д.) содержание деятельности учителя профессионального образования имеет бипрофессиоиальную направленность. Такой специалист должен иметь соответствующую подготовку как в предметной области преподаваемых отраслевых дисциплин (предметов отраслевой профессиональной подготовки), так и в области педагогики профессионального образования.

Проведенное исследование показало, что повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного профессионального образования, стимулом обновления содержания профессионального образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, непрерывности, преемственности и его практической направленности.

Непрерывное профессиональное образование базируется на основных дидактических принципах, на которые мы опирались в своем исследовании:

‒ принцип многоуровневости;

‒ принцип непрерывности;

‒ принцип интеграции и дифференциации;

‒ принцип многопрофильности;

‒ принцип преемственности;

‒ принцип технологичности;

‒ принцип социализации и профессионализации.

В своей работе мы также опирались на другие общие и специфические принципы, в том числе: научности, фундаментальности, системности, информативности, гуманизации, интенсификации и др.

Литература:

  1. И. А. Каримов. «2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины». Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2011 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2012 г.
  2. Ипполитова, Н. В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: монография [Текст] / Н. В. Ипполитова, М. А. Колесников, Е. А. Соколова — Шадринск: Исеть, 2006. — 236 с.
  3. Костылева Е. А. К вопросу формирования педагогического мышления студентов педагогического вуза // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста». — Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. — С. 104–107.
  4. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 159с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle