Из опыта применения компьютерной математической системы Mathcad в колледже | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андрюхина, Т. Н. Из опыта применения компьютерной математической системы Mathcad в колледже / Т. Н. Андрюхина, В. Н. Беляцкий, Д. О. Максимов, Я. С. Кашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 232-236. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34565/ (дата обращения: 19.04.2024).



Специфика преподавания математических дисциплин подразумевает достижение наибольшего качества обучения при использовании традиционных средств обучения. Однако сегодня, перед средними профессиональными образовательными учреждениями стоит задача повысить качество знаний учащихся с использованием современных технических средств обучения.

Практические занятия по освоению математического аппарата подразумевают выполнение большого объема вычислений или преобразований, напрямую не связанных с темой данного занятия, а часто даже и с темой изучаемого раздела математики. Такие действия отнимают много времени и мешают заниматься формированием умений, навыков и компетенций у учащихся, непосредственно связанных с учебной целью занятия. Использование компьютерных технологий позволяет существенно снизить временные затраты преподавателя для достижения цели занятия.

Важно заметить, что целью проведения практических занятий с использованием компьютерных программ не является получение сразу готовых решений. Программы экономят время преподавателя и обучающихся, выполняя только объемные и рутинные действия, напрямую не связанные с осваиваемым на данном занятии математическим аппаратом.

При проведении практических занятий по математическим дисциплинам в государственном профессиональном образовательном учреждении «Самарский энергетический колледж», является математический пакет Mathcad.

Одним из часто используемых приемов работы в Mathcad на занятиях по Математике являются приемы построения графиков различных функций [1].

При работе в пакете Mathcad учащимся предлагается первоначально реализовать подробный алгоритм построения графика функции y=sin(x), разработанный преподавателем. В качестве закрепления материала, учащиеся самостоятельно составляют алгоритм построения для некоторой другой функции.

Подробный алгоритм построения графика функции y=sin(x):

1. Запустить математического пакета Mathcad (рис.1).

Рис. 1. Рабочее окно программы Mathcad 14

2. Ввести график функции для построения: f(x) = sin(x) (рис.2). Важно отметить, что вместо знака «=» в Mathcad для операции присваивания используется «:=» (при вводе формулы нажать клавишу «:» или найти знак присваивания на панели инструментов).

Рис. 2. Введение функции и вид панели «Калькулятор»

3. Открыть панель «Графики функции» (меню «Вид -> Панель инструментов -> Графики») (рис.3).

Рис. 3. Добавление инструментальной панели «Графики»

4. В появившейся панели «Графики» нажимаем «Х-Y График» (построение графика в координатах X-Y) (рис. 4).

Рис. 4. Добавление графика функции f(x) = sin(x)

5. После нажатия на кнопку «Х-Y График» появится шаблон графика функции (рис. 5).

Рис. 5. Шаблон для построения графика функции f(x) = sin(x)

6. Элементы, выделенные красным, — это названия осей, выделенные синим — диапазоны осей (минимальное и максимальное значение). Для того чтобы их изменить, необходимо щёлкнуть на них и ввести необходимое значение (рис.6).

Рис. 6. Ввод значений абсцисс и ординат, задание переменной и функции

7. Заполнить выделенные поля как показано в примере на рис. 7

Рис. 7. Результаты построения графика функции

Отметим, что построенный график можно растягивать и сжимать, щелкнув на графике по правой и нижней границам до появления черных прямоугольников, перемещение которых и приведет к изменению масштаба графиков.

Представление функции в виде графиков гораздо более информативно и позволяет обсудить их с учащимися непосредственно в ходе занятия [2].

Рис. 8. Вид окна программы с тремя построенными графиками функции

Таким образом, математический пакет Mathcad следует рассматривать не только в качестве вычислительной математической лаборатории, но, прежде всего, как программы, открывающей широкие возможности для учебного процесса в государственных профессиональных образовательных учреждениях:

‒ оптимизация самостоятельной работы учащихся;

‒ широкие возможности в автоматизации многих трудоемких вычислительных задач, встречающихся в учебном процессе: курсовом и дипломном проектировании, выполнении контрольных, домашних заданий;

‒ возможность вывода на печать файлов, созданных в Mathcad;

‒ улучшение наглядности при выполнении практических и лабораторных работ: например, получение графиков изучаемого процесса непосредственно в процессе выполнения практической работы.

Литература:

  1. Математическая лаборатория Mathcad. — URL: http://www.ptc.com/go/mathsoft/support.
  2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013.-432с.
Основные термины (генерируются автоматически): математический пакет, X-Y, алгоритм построения графика функции, занятие, математический аппарат, Панель инструментов, учебный процесс.


Похожие статьи

Применение систем компьютерной математики и компьютерных...

2. Компьютерная графика как новое средство визуализации математических понятий. Системы компьютерной математики решают также задачи графической визуализации результатов вычислений, в том числе построение: · графиков функций в декартовой...

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

Под специальными функциями математических задач понимаются функции общего

9) Формирование умений и навыков моделирования учебного материала (чертежи, графики и т. п.).

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями, должны...

Использование компьютерной программы Advanced grapher как...

Рис. 8. Панель инструментов «Стандартная». Параметры построения.

Пример: график функции Y(x)=x^2, количество шагов равно 7 (рис. 9 и 10).

Использование компьютерной лингводидактики в процессе обучения иноязычной коммуникативной компетенции у студентов...

Метод кейсов в процессе обучения математике

1. Определите, вид графика функции в зависимости от значений коэффициента a.

‒ принятие решения по выбранному методу и определение теоретического инструментария; ‒ описание задачи на математическом языке (построение модели)

К вопросу об использовании виртуальных математических сред...

– как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом

В настоящее время разработаномножество виртуальных сред, позволяющих чертить графики любых функций, выполнять построения

· моделирования и визуализации математических понятий

Учебный элемент по теме: «Построение диаграмм различных...»

Приведём пример учебного элемента по информатике: «Построение диаграмм различных типов»

Построение диаграммы типа «график» с легендой. – Перейдите на «Лист 2» -> Переименуйте его в «График функции».

Алгоритмический метод обучения математике с использованием...

Процесс обучения математике в среднем специальном учебном заведении с

б) построение и использование алгоритмов самого обучения.

4. Постройте графики функции и ее производной. 5. Сделайте вывод об интервалах монотонности функции.

Применение ИКТ в геометрических и физических приложениях...

Выбор темы связан с информатизацией процесса обучения. Роль математического аппарата в решении задач по

Даны только точки, принадлежащие графику функции. В таком случае через каждые тройки точек можно провести график какой-либо параболы .

Некоторые методические особенности применения...

В ходе урока математические задачи и упражнения классифицируются по уровню

Основные термины (генерируются автоматически): урок математики, компьютер, учебный процесс

Похожие статьи. Методические особенности построения процесса обучения математике в...

Похожие статьи

Применение систем компьютерной математики и компьютерных...

2. Компьютерная графика как новое средство визуализации математических понятий. Системы компьютерной математики решают также задачи графической визуализации результатов вычислений, в том числе построение: · графиков функций в декартовой...

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

Под специальными функциями математических задач понимаются функции общего

9) Формирование умений и навыков моделирования учебного материала (чертежи, графики и т. п.).

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями, должны...

Использование компьютерной программы Advanced grapher как...

Рис. 8. Панель инструментов «Стандартная». Параметры построения.

Пример: график функции Y(x)=x^2, количество шагов равно 7 (рис. 9 и 10).

Использование компьютерной лингводидактики в процессе обучения иноязычной коммуникативной компетенции у студентов...

Метод кейсов в процессе обучения математике

1. Определите, вид графика функции в зависимости от значений коэффициента a.

‒ принятие решения по выбранному методу и определение теоретического инструментария; ‒ описание задачи на математическом языке (построение модели)

К вопросу об использовании виртуальных математических сред...

– как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом

В настоящее время разработаномножество виртуальных сред, позволяющих чертить графики любых функций, выполнять построения

· моделирования и визуализации математических понятий

Учебный элемент по теме: «Построение диаграмм различных...»

Приведём пример учебного элемента по информатике: «Построение диаграмм различных типов»

Построение диаграммы типа «график» с легендой. – Перейдите на «Лист 2» -> Переименуйте его в «График функции».

Алгоритмический метод обучения математике с использованием...

Процесс обучения математике в среднем специальном учебном заведении с

б) построение и использование алгоритмов самого обучения.

4. Постройте графики функции и ее производной. 5. Сделайте вывод об интервалах монотонности функции.

Применение ИКТ в геометрических и физических приложениях...

Выбор темы связан с информатизацией процесса обучения. Роль математического аппарата в решении задач по

Даны только точки, принадлежащие графику функции. В таком случае через каждые тройки точек можно провести график какой-либо параболы .

Некоторые методические особенности применения...

В ходе урока математические задачи и упражнения классифицируются по уровню

Основные термины (генерируются автоматически): урок математики, компьютер, учебный процесс

Похожие статьи. Методические особенности построения процесса обучения математике в...

Задать вопрос