Библиографическое описание:

Климова Т. Ф., Коркина Н. Л. Улучшение условий труда работников участка неразрушающего контроля ВЧДЭ-5 // Молодой ученый. — 2016. — №22.2. — С. 39-41.



Для улучшения условий труда дефектоскопистов на участке неразрушающего контроля ВЧДЭ-5 предлагается внедрить автоматизированный комплекс контроля колёсных пар «ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ». Достоинствами комплекса является удобство и надежность, простота в эксплуатации, безопасность при проведении контроля. Комплекс сокращает время контроля колесных пар; повышает достоверность контроля за счет реализации новых утвержденных схем прозвучивания.

Ключевые слова: охрана труда, негативные факторы трудового процесса, дефектоскопия колесных пар, автоматизированный комплекс контроля колесных пар, трудоемкость дефектоскопирования.

Эксплуатационное вагонное депо Буй является структурным подразделением Северной дирекции инфраструктуры — структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД». Специализация депо — текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (ТОР); деповской ремонт (ДР) полувагонов, крытых вагонов, платформ, думпкаров, пожарных цистерн, зерновозов, вагонов-хопперов для перевозки цемента, ТР-1 и ТР-2 путевых машин, а также техническое обслуживание грузовых поездов своего формирования, осмотр пассажирских и пригородных поездов в пути следования.

Участок неразрушающего контроля создан в 2013 году и является подразделением вагонного депо. В соответствии со штатным расписанием участок неразрушающего контроля включает 8 сотрудников: бригадир и 7 дефектоскопистов по магнитному и ультразвуковому контролю. Руководителем, ответственным за организацию и проведение работ по неразрушающему контролю, является бригадир участка.

Работа дефектоскопистов связана с движущимся подвижным составом, движущимися механизмами, подвижными частями оборудования, имеет место запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, шум на рабочем месте, повышенная напряженность магнитного поля, отраженная блесткость после чистовой обработки колесных пар, недостаточная освещенность рабочей зоны и т. д. Наиболее негативные факторы, воздействующие на дефектоскопистов: повышенный уровень контактного ультразвука (в зоне прохождения ультразвука в контролируемой детали и в зоне соприкосновения пьезоэлектрического преобразователя с пальцами рук); химические факторы (при работе с магнитными индикаторами).

В декабре 2013 г. проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) рабочего места дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю, она осуществлялась ООО «Отраслевой Центр Промышленной Безопасности». Согласно результатам проведения СОУТ в отношении рабочего места дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю условия труда признаны допустимыми (класс 2) [3].

Для проведения неразрушающего контроля в ремонтных цехах депо создано десять постов. Рабочие места, на которых контролируются детали, оборудованы дефектоскопами, технологической оснасткой, необходимой для проведения контроля деталей вагонов. В тележечном отделении оборудованы рабочие места для дефектоскопирования следующих деталей: позиция визуального осмотра и дефектоскопирования деталей тележки; позиция дефектоскопирования подвески тормозного башмака. В контрольном пункте автосцепки организованы рабочие места для дефектоскопирования следующих деталей: корпуса автосцепки, хвостовика автосцепки; тягового хомута; клина тягового хомута, маятниковой подвески, стяжного болта поглощающего аппарата. В колесно-роликовом участке организованы рабочие места для проведения неразрушающего контроля следующих деталей и элементов колесных пар: наружных, внутренних и упорных колец; роликовых подшипников; элементов колесных пар [1, 2, 4].

Для улучшения условий труда работников участка неразрушающего контроля и повышения производительности труда предлагается внедрить автоматизированный комплекс контроля колёсных пар «ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ». Комплекс стационарный, установка не требует дополнительной площади, дополнительных путей подачи колесных пар и изменений в технологическом процессе КРУ. Комплекс будет установлен на позиции дефектоскопирования колесных пар в колесном участке (количество постов не изменится), обслуживает комплекс один дефектоскопист. Дефектоскопист в процессе контроля комплексом не контактирует с проверяемой колесной парой, и следовательно, уменьшается влияние вредных производственных факторов, таких, как магнитные поля, ультразвуковые колебания, концентраты магнитных суспензий. Колесная пара после сухой очистки подается на повышенный рельсовый путь. Далее бригадир производит обмер к/п, и к/п прокатывается на позицию дефектоскопирования.

Достоинствами комплекса являются удобство и надежность, простота в эксплуатации, безопасность при проведении контроля (комплекс сам устанавливает колесную пару в требуемое положение, вращает в процессе поиска, разворачивает в горизонтальной плоскости), при этом одновременно обследуется несколько зон детали. Комплекс сокращает время контроля колесных пар; повышает достоверность контроля за счет реализации новых схем прозвучивания, которые утверждены ЦВ ОАО «РЖД»; исключает влияние человеческого фактора и уровня квалификации на качество контроля; уменьшает число ручных дефектоскопов, необходимых для контроля колесных пар; даст возможность организовать двусменную работу без снижения качества и производительности контроля колесных пар; отказаться от магнитопорошкового метода контроля колесных пар; автоматически формировать, систематизировать и хранить протоколы контроля всех колесных пар, проверяемых за смену и в течение срока службы колесных пар.

Внедрение автоматизированного комплекса контроля колесных пар «Пеленг-Автомат» уменьшит процент ручного труда, снизит трудоемкость дефектоскопирования на 30 %. Сокращение ставок приведет к снижению общего фонда заработной платы контингента колесно-роликового участка на 285 тыс. руб.

Литература:

  1. ГОСТ 18353–79. Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов.
  2. Национальные и международные стандарты в области неразрушающего контроля. Сборник документов. — М.: ФГУП НТЦ «Промышленная безопасность», 2006. — 229 с.
  3. СТО РЖД 1.06.004–2010 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД» Специальная оценка условий труда».
  4. СТО РЖД 1.11.002–2008 «Контроль неразрушающий элементы колесных пар вагонов. Технические требования к ультразвуковому контролю».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle