Библиографическое описание:

Соловцова А. С., Шарикова Д. В. Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 928-930.



Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного мышечного напряжения. Осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования основных систем организма. При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам.

Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является работа по формированию правильной осанки.

Правильная ли осанка у детей? Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе довольно поздно. О чем это говорит? Прежде всего, о слабой пропаганде знаний среди будущих школьников и их родителей. По мере роста ребенка родителям необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно ходил, сидел, двигался. Родителям следует помнить, что значительно легче предупредить нарушения осанки в дошкольном возрасте, чем исправлять эти нарушения у школьников. Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется. Возрастает объем статической нагрузки. Во многом решение задачи правильному воспитанию осанки облегчает увлечение детей спортом, систематическое плавание и занятия танцами.

Для коррекции осанки используют оздоровительные мероприятия: лечебный массаж, корригирующая гимнастика или лечебная физическая культура, занятия плаванием, физиотерапия, гигиена режима.

Лечебная физкультура и корригирующая гимнастика показана всем детям с нарушениями осанки. Главным средством для профилактики нарушения осанки являются специальные физические упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета и поддержания правильной осанки.

Чтобы оздоровительные упражнения были эффективны, подбирать и выполнять их надо правильно. Для занятия выбирают 2-3 упражнения для укрепления мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей). Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на коленях, на четвереньках) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Для интереса детей лучше использовать упражнения с гимнастическими палками, обручами, гантелями, гимнастическими лентами и мячами. Заниматься лучше ежедневно по 15-20 минут с детьми 3-5 лет и по 20-30 минут с детьми 5-7 лет.

Специальный комплекс упражнений:

  1. Формирование правильной осанки.

а) Игровые упражнения: «встань прямо», «выполняй правильно»,

«Держи голову прямо», «проверка осанки у стены»

б) Упражнения на равновесия

в) Ходьба с грузом на голове.

  1. Упражнения для мышц плечевого пояса.

И. п. — гимнастическая палка на лопатках, руки согнуты в локтях вниз. Поднять палку вверх, опустить на лопатки.

  1. Упражнения для позвоночника.

Упражнение «кошечка».

И. п. — стоя на четвереньках.

1–2 — голову запрокинуть назад, спину максимально прогнуть

3–4 спину плавно выгнуть вверх, голову опустить, прижав подбородок к груди.

  1. Упражнение для мышц спины.

Упражнения «Лодочка»

И. п. лежа на животе.

1-4 Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног.

  1. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса

И. п. лежа на спине

1–4 — Выполнять упражнение велосипед

4–8 — Выполнять упражнение «ножницы»

  1. Упражнения для боковых мышц туловища

И. п. лежа на правом боку, правая рука согнута в локте и ладонью упирается в пол, левая рука вытянута вверх

1-2 –отведение левой ноги вверх под углом 45 градусов.

  1. Упражнение для мышц груди

И. п. лежа на спине. Руки вытянуты вперед, вверх. Упражнения ножницы руками, круговые вращения руками.

  1. Упражнение на дыхание

И. п. Сидя по-турецки.

1-2-Руки в стороны назад вдох

3–4 — Обхватить грудную клетку выдох.

Желаем вам крепкого здоровья!

Что у нас с осанкой!

Уважаемые родители!

Нарушение осанки не только значительный косметический дефект, оно как правило сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов.

Определить осанку ребёнка можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение, его лопатки должны находиться на уровне ваших глаз (ребёнок в трусах, без майки). Чтобы снять у него напряжение, предложите рассказать короткое стихотворение.

Посмотрите спереди: плечи должны быть развёрнуты, должны составлять одну прямую горизонтальную линию; линия груди плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см.

Обратите внимание при осмотре сзади, не выступают ли лопатки, симметричны ли надплечья, таз.

Если какой-то из признаков вас насторожил, посоветуйтесь с врачом детского сада, уточните у инструктора ЛФК, руководителя физвоспитания, воспитателя, какие корригирующие упражнения следует выполнять вместе с ребёнком.

Внимание!

Проблемы с осанкой неизбежны, если:

– ваш малыш спит, свернувшись калачиком

– стоит с опорой на одну ногу

– вы постоянно водите его за одну и ту же руку

– малыш сидит за столом, скрестив ноги, цепляясь за ножки стула

Игры и игровые упражнения при нарушении ОДА (осанка, плоскостопии)

  1. «Тише едешь дальше — будешь»: после этих слов, когда водящий поворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении «крылышки».
  2. «Пятнашки» с мешочком с песком на голове (условие во время игры не уронить мешочек).
  3. Сидя на гимнастической скамейке, эстафета с передачей мяча само вытяжением (после передачи мяча принять положение рук «крылышки», выполняя само вытяжение сидя, то есть движение руками вниз и назад, при этом тянуться теменной частью головы вверх)
  4. Игра «Горячий мяч» — лежа на животе кругу, руки в крылышки, разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать двумя руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в исходное положение.
  5. Стоя попарно, броски мяча от груди с сохранением правильной осанки.
  6. То же — во время движения (перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши).
  7. «Кто быстрее» — попарная переброска мяча в движении. Задача: третий игрок старается перехватить мяч.
  8. Попадание в цель — броски мяча в кольцо с разного расстояния поочередно каждой рукой.
  9. «Гонка мячей по кругу» — играющие (каждый с мячом) по кругу по часовой или против часовой стрелки передают мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.
  10. «Охотники и утки» — все играющие делятся на две команды. Одна команда охотники, другая — утки. У охотников — мячи, которыми они стреляют в уток, утки разбегаются, укорачиваются от мяча.
  11. Пятнашки в колено — кистевом положении.
  12. Пятнашки с мячом — перекатывая по полу головой набивной мяч в коленно-кистевом положении, запятнать им других, находящихся в том же положении.
  13. «Мяч от себя» — две команды располагаются в шеренгах друг против друга на расстоянии 3 метра одна от другой. У одной из команд имеется 3-5 мячей. Задача — скорее избавиться от мячей, перекатив их в противоположную команду. Выигрывает та команда, у которой по сигналу остается меньше мячей.
  14. «Море волнуется» — дети свободно передвигаются по залу, произнося: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», после чего каждый из играющих принимает любую позу в положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжением.

Литература:

  1. А. А. Потапчук «Лечебные игры и упражнения для детей».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle