Библиографическое описание:

Каплунов А. С. Постановления Правительства РФ как источники финансового права РФ // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 600-602.



Конституция РФ в ст. 110 декларирует, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ч.1), состоящее из Председателя, заместителей председателя и федеральных министров (ч.2). В дальнейшем правовой статус Правительства был закреплён в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" [1], где оно определяется как высший исполнительный орган государственной власти. Оба этих нормативно-правовых акта в своей структуре содержат нормы, на основе которых и происходит участие Правительства РФ в нормотворческом процессе (ст. 115 Конституции РФ и ст. 23, ст. 36 ФКЗ "О Правительстве"). Правительство РФ непосредственно и самым активным образом участвует в регулировании многих общественных отношений, в том числе и финансовых.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что четкое законодательное регулирование столь стремительно развивающейся отрасли государственного управления, как финансовые отношения, позволяет Правительству РФ полноценно реализовывать права и обязанности, предоставленные ей на основании нормативно-правовых актов РФ. это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального закона О лотереях» [5].

Источники права — это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Постановления Правительства РФ, регулирующие финансовые правоотношения, в полной мере соответствуют всем критериям, предъявляемым наукой и практикой юриспруденции для источника права. Также нельзя не обратить внимание на четко выраженную системность и взаимодействие Постановлений Правительства и других источников финансового права. Как, подзаконные акты обеспечивают реализацию норм, закрепленных в Федеральных конституционных и федеральных законах. Что же касается соотношения с судебными актами, то судебная власть уполномочена на рассмотрение жалоб, обращений граждан по обжалованию действий должностных лиц федеральных органов исполнительной власти.

Наиболее юридически и процессуально сложной является процедура принятия актов, содержащих источники финансового права. Законодатель уполномочивает Правительство самостоятельно определять порядок принятия данных актов, в основу чего положено его финансово-правовое положение. В связи с тем, что деятельность Правительства охватывает огромную часть финансово-правовых отношений в РФ, для многих своих же актов оно устанавливает особый порядок принятия. Например, Постановление Правительства РФ от 14 июня 2012 г. N 591 "Об утверждении Правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте" [3]. Однако большинство актов Правительства принимаются согласно Регламенту Правительства РФ (утв. Постановлением Правительства 01.06.2004 № 204).

Тем не менее в процессе правотворчества Правительства всё же можно выделить основные стадии и закономерности.

Первым этапом является правотворческая инициатива. Правотворческая инициатива принадлежит всем членам российского Правительства. Поскольку между ними существует разделение компетенции, как правило, проект вносит тот член Правительства, который курирует или несет ответственность за решение вопроса, являющего предметом нормативного регулирования, к примеру, курирующий финансово-правовые вопросы. Все расчеты, обоснования, прогнозы прилагаются в пояснительной записке.

На втором этапе инициатор обязан согласовать свою инициативу с определённым кругом государственных органов. Это федеральные министры, руководители федеральных агентств и служб, органы государственной власти субъекта РФ. В целях выявления замечаний и возражений проводятся обсуждения проекта акта [4].

На третьем этапе задействовано Министерство Юстиции. Она даёт заключение, в котором дает оценку проекта финансового нормативного акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также на предмет соблюдения правил юридической техники. В пятнадцатидневный срок проект акта проходит также проверку юридической службой аппарата Правительства РФ на предмет соответствия актам более высокой юридической силы.

На четвёртом этапе происходит внесение проекта на заседание Правительства и его принятие. На заседание проект выносит сам Председатель Правительства. Сначала с докладом выступает член Правительства РФ — инициатор проекта. Затем слово может взять любой член Правительства РФ, руководители иных федеральных органов исполнительной власти. Время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов — до 10 минут, для выступлений в прениях — до 5 минут. Постановление, как правило, принимается при общем согласии.

На пятом этапе происходит подписание акта Председателем. Руководитель Аппарата Правительства обязан обеспечить опубликование принятого постановления или распоряжения, регулирующего финансово-правовые отношения [2].

Что же касается участия Правительства РФ в законотворчестве, то этот процесс урегулирован как самой Конституцией (п. 1 ст. 104), ФКЗ, а также внутренними актами Правительства и Федерального Собрания. Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 29 ноября 2006г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» установил, что Конституция не связывает реализацию законодательной инициативы с характером даваемого Правительством заключения. Отрицательная оценка законопроекта, свидетельствующая об отсутствии его поддержки со стороны Правительства, не может служить препятствием для внесения законопроекта в Государственную Думу. Наличие заключения Правительства Российской Федерации и представление финансово-экономическое обоснование в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат, является предусмотренным Конституцией Российской Федерации условием реализации права законодательной инициативы и не зависит от характера указанного заключения. У субъекта права законодательной инициативы сохраняется возможность внести свой законопроект с отрицательным заключением и собственными поясняющими материалами непосредственно в Государственную Думу. Принятие же или отклонение законопроекта — прерогатива Государственной Думы, пределы усмотрения которой при осуществлении принадлежащих ей полномочий по реализации законодательной функции Федерального Собрания установлены Конституцией Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

Таким образом, можно отметить, что именно исполнительная власть в РФ имеет колоссальное влияние на все государственно-правовые институты этой страны. Финансово-правовой характер работы Правительства РФ выражается в принятии им подзаконных актов только для исполнения вышестоящих нормативно-правовых актов. Правительству РФ принадлежит ведущая роль в обеспечении научных основ законотворчества в Российской Федерации. В настоящее время в результате целенаправленной работы Правительства Российской Федерации его законопроектная деятельность стала более ориентирована на решение социально-экономических проблем, улучшилось планирование разработки законопроектов, увеличилось взаимодействие Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе, активизировалась деятельность федеральных органов исполнительной власти в палатах Федерального Собрания Российской Федерации по отстаиванию позиций Правительства Российской Федерации на всех стадиях рассмотрения законопроектов и законов.

Участие Правительства в нормотворческом процессе нисколько не подменяет деятельность Федерального Собрания РФ, а принимаемые правительственные распоряжения и постановления, регулирующие финансово правовые вопросы, не вступают в конкуренцию с другими нормативными актами. От эффективности работы исполнительной ветви власти зависит благополучие простых российских граждан, которые составляют опору и основу как гражданского общества в РФ, так и всей страны в целом.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 6-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ ( в ред. от 23.05.2015) " О Правительстве РФ" Российская газета. 1996. 18 декабря.
  3. «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации». Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2006г. № 9-П . Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2876.
  4. Шайманова Ю.С. Правительство как субъект права законодательной инициативы: российская модель и мировой опыт // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7. С. 21-24.
  5. Чайка Ю.Я. Организация законопроектной деятельности и ведомственного нормотворчества // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005.№ 7. С. 21-25.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle