Библиографическое описание:

Агеева Е. С., Макарова Е. В. Сетевая система дистанционного обучения «Пегас» // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 847-849.



Новые педагогические технологии и любые другие, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы без широкого использования новых информационных и компьютерных технологий. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции современных методов обучения, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Одной из перспективных современных форм обучения является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение базируется на использовании дистанционных образовательных технологий и реализуется в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии учащегося и учителя.

Цель использования дистанционного обучения — предоставление возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства.

Образовательное учреждение вправе использовать системы дистанционного обучения при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся [2, с. 57].

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Это — не доставка информации, а конструирование собственных знаний, обучение через сотрудничество и дискуссию.

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой учитель и ученик разделены во времени и пространстве. Например, заочные и телевизионные курсы — формы дистанционного обучения. Появление Интернета и Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения и сегодня достаточно часто термин «дистанционное» используется в отношении «онлайн» обучения. Но, фактически, онлайновое обучение — одна из форм дистанционного обучения [1, с. 25].

Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.

Среди основных преимуществ систем дистанционного обучения можно отметить следующие:

‒ возможность выбора учащимся удобного места и времени для обучения;

‒ возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в оффлайн-режиме в силу определенных причин;

‒ сокращение расходов на обучение.

Одной из действующих систем дистанционного обучения является «Пегас». Данная система дистанционного обучения «Пегас», базируется на всемирно известной системе поддержки интернет-обучения Moodle, предназначенной для организации обучения с использованием Интернет-технологий и может включать различные учебные материалы: аннотации курсов, ресурсы, задания, темы для обсуждений. Moodle — среда дистанционного обучения с открытым исходным кодом. Возможности Moodle:

‒ Все ресурсы — в одном месте;

‒ Совместное решение учебных задач;

‒ Коммуникация;

‒ Качество обучения — под контролем.

Комплект программных и методических средств «Пегас» разработан Белгородским государственным университетом.

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» — активность студентов, время их учебной работы в сети.

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

Ученики

‒ учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,

‒ тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,

‒ знания лучше усваиваются.

Преподаватели

‒ поддерживают курс в актуальном состоянии,

‒ меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,

‒ тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,

‒ поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.

Администрация

‒ эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,

‒ анализирует результаты обучения,

‒ снижает затраты на управление учебным процессом.

Комплект программных и методических средств «Пегас» разработан Белгородским государственным университетом.

В комплект системы дистанционного обучения «Пегас» входят:

‒ «Пегас Просмотр». Предназначена для предварительного просмотра материалов дистанционных курсов, подготовленных в MS Word. Данная программа позволяет выявить ошибки технического оформления материалов дистанционных курсов, допущенные разработчиками. «Пегас Просмотр» целесообразно использовать перед конвертацией материалов в формат HTML.

‒ «Пегас Конвертер». Предназначена для обработки дистанционных курсов, подготовленных в MS Word. Функции программы: сохраняет документ MS Word в формате HTML; очищает HTML-код от лишних тэгов, создаваемых MS Word; разбивает документ на страницы в соответствии со структурой, определяемой стилями; организует просмотр полученных страниц в соответствии с содержанием; создает архивный файл в формате ZIP; генерирует описание страниц и структуры дистанционных курсов в формате Moodle XML; генерирует описание глоссария в формате Moodle XML. После обработки контента дистанционных курсов программа «Пегас Конвертер» создает архивный файл в формате ZIP, содержащий все сгенерированные HTML-страницы и файл описания ресурсов в формате Moodle XML. Данный архивный файл предназначен для импорта учебных материаловдистанционных курсоввсистему дистанционного обучения Moodle.

‒ «Пегас Генератор». Предназначена для генерации архивных файлов, содержащих материалы дистанционных курсов, для последующего локального просмотра контента дистанционных курсов с помощью программы «Пегас Контент Плейер». Описание дистанционных курсов может быть представлено в двух форматах: Moodle XML и в соответствии со спецификацией IMS. Материалы дистанционных курсов, содержащие описание в формате Moodle XML, шифруются, помещаются в базу данных формата MDB и упаковываются в формате ZIP. Полученные архивные файлы предназначены для использования программой «Пегас Контент Плейер». К дополнительным функциям программы относятся: подготовка комплекта, состоящего из нескольких дистанционных курсов, для записи на CD-диски; генерация демонстрационных версий дистанционных курсов как в формате Moodle XML, так и в соответствии со спецификацией IMS.

‒ «Пегас Контент Плейер». Программа «Пегас Контент Плейер» предназначена для воспроизведения материалов дистанционных курсов, записанных в формате системы дистанционного обучения «Пегас». К основным функциям программы относятся: отображение списка курсов по изучаемой специальности с указанием названия курса, преподавателей и краткого описания дистанционного курса; распаковка материалов дистанционного курса, сохраненных в формате ZIP; формирование иерархической структуры дистанционного курса, определенного в XML-формате; расшифровывает материалы дистанционногокурса и отображает их на экране; сохранение информации о пройденных разделах курса (помечает их особым образом); отображение глоссария учебногокурса; воспроизведение тестовых вопросов в случайном порядке и выдача статистики прохождения теста. Программа «Пегас Контент Плейер» имеет простой и удобный интерфейс, который приближен к интерфейсу портала дистанционного обучения. Элементы интерфейса программы позволяют в удобном виде просматривать материалы учебных курсов, выполнять задания, проходить тестирование и даже участвовать в обсуждении вопросов форума без подключения к сети Интернет. — система дистанционного обучения «МООДУС».

Система дистанционного обучения представляет собой комплекс программ, условно разделенных на две части: сетевую и локальную. Сетевая версия системы базируется на LMS Moodle. Локальная часть системы предназначена для организации работы слушателя, не имеющего доступа к сети Интернет. Эта часть системы распространяется на CD-дисках и состоит из подсистемы тестирования и организации процесса обучения. Кроме того в локальную версию системы дистанционного обучения«Пегас» входят различные утилиты, предназначенные для генерации контента.

Система дистанционного обучения представляет собой комплекс программ, условно разделенных на две части: сетевую и локальную. Сетевая версия системы базируется на LMS Moodle. Локальная часть системы предназначена для организации работы слушателя, не имеющего доступа к сети Интернет. Эта часть системы распространяется на CD-дисках и состоит из подсистемы тестирования и организации процесса обучения [3, с. 12].

Система дистанционного обучения «Пегас» располагает инструментом для контроля знаний, который обладает следующими функциональными возможностями:

  1. Автоматический контроль результатов тестирования.
  2. Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов.
  3. Обеспечение быстрой обратной связью.
  4. Анализ учета потребностей обучающихся, основанных на результатах анкет и опросов.
  5. Формирование протоколов-отчетов о выполненных заданиях, практических работах.

Использование различных систем дистанционного обучения в образовании, не снижая ведущей роли учителя, способствует повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учеников. Если систематически совмещать традиционную самостоятельную работу с учебником, периодическими изданиями с системами дистанционного обучения, то значительно повышается познавательный интерес, что способствует качественному усвоению изучаемого материала.

Литература:

  1. Бакшаева, Н. В. Модели Business Studio для реализации предпроектной стадии создания информационных систем // Интернет-технологии в образовании: материалы Всерос. с междун. учас-ем науч.-практ. конф./ Н. В. Бакшаева — Чебоксары: Изд-во «КЛИО», 2013. — С. 25–30.
  2. Бальцук, Н. Б. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе / Н. Б. Бальцук, М. М. Буняев, В. Л. Матросов — М.: Прометей 2008. — С. 195.
  3. Каймин, В. А. Информатика //Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для высшей школы / В. А. Каймин — М.: МЭСИ, 2010. — С. 322.
  4. Мархель, И. И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения / И. И. Мархель, Ю. О. Овакимян: Учеб.-метод. пособие. — М.: Высш. шк., 2011. — С. 258.
  5. Софронова, Н. В. Решение нестандартных задач по информатике на примере конкурса Инфознайка // Интернет-технологии в образовании: материалы Всерос. с междун. учас-ем науч.-практ. конф. / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов, Н. В. Бакшаева — Чебоксары: Изд-во «КЛИО», 2013. — С. 15–25.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle