Библиографическое описание:

Бобрышева А. А. Практическое применение модели Майкла Портера в мукомольной отрасли // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 317-319.



В сложившейся экономической ситуации руководителям предприятий и организаций различных форм собственности необходимо вести мудрую, осторожную политику развития своих компаний.

Особенно это актуально для предприятий агропромышленного комплекса.

Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы [1].

Для определения положения предприятия на рынке необходимо провести анализ структуры конкуренции, зависящей от отрасли в которой функционирует данное предприятие. Это можно выполнить на основе предложенной М. Портером модели анализа конкуренции.

Данная модель эффективна как для предприятий, стремящихся «войти» в ту или иную отрасль, так и для компаний, которые присутствуют на рынке в этой сфере не один десяток лет. С помощью нее можно оценить рентабельность (прибыльность) отрасли, ее состояние на данный момент (наличие поставщиков сырья, товаров-заменителей и пр.)

Если в выбранной отрасли конкуренция очень сильная, то это может привести к снижению рентабельности работы предприятия и уменьшению уровня инвестиционной привлекательности отрасли, поскольку чем сильнее воздействие факторов (поставщики, товары-заменители, наличие новых конкурентов) тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для получения прибыли и работы на перспективу. Поэтому основная задача предприятия заключается в том, чтобы найти такую сферу деятельности, где была бы обеспечена защита от действия этих конкурентов.

Необходимо изучить влияние отдельных факторов на структуру конкуренции на рынке. Для этого построим таблицу 1 «Бальная оценка влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции на рынке». Сильная конкуренция обычно приводит к снижению прибыльности и привлекательности отрасли. Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установления высоких цен и получения прибыли.

Анализ уровня конкуренции в молочной отрасли по модели «5 сил конкуренции» Майкла Портера проводится путем анализа пяти внешних сил:

  1. Рыночная власть поставщиков;
  2. Рыночная властью покупателей:
  3. Власть существующих конкурентов;
  4. Угроза появления новых конкурентов;
  5. Угроза появления товаров-субститутов.

Анализ составляющих элементов (детерминант) этих сил позволяет определить «узкие места» проекта, чтобы максимально эффективно приложить усилия к укреплению его устойчивости и ослаблению позиций конкурентов.

Проводился анализ в два этапа:

  1. Присвоение количественных показателей детерминантам пяти сил методом экспертной оценки.
  2. Анализ сильных и слабых сторон текущей конкурентной ситуации, а также возможных компенсационных мероприятий.

Таблица 1

Балльная оценка влияния отдельных факторов на структуру имасштабы конкуренции на рынке

Факторы, влияющие на структуру имасштабы конкуренции на рынке

Баллы

Детерминанты рыночной власти поставщиков

5

Детерминанты рыночной власти покупателей

7

Входные барьеры

3

Детерминанты степени угрозы товаров-заменителей

2

Детерминанты соперничества

8

Для определений результата были введены следующие экспертные оценки значений детерминант (0 — наихудшее значение, 6 — наилучшее значение) (см. таблицу 1.

Для каждой силы рассчитано среднее арифметическое значение ее детерминант и выведен общий индекс рыночной силы как среднее арифметическое значение всех сил:

0–1-очень низкий;

1,1–2,5 — низкий;

2,6–3,5 — средний;

3,6–5 — высокий;

5–6 — очень высокий.

.

Рис. 1. Оценка влияния пяти сил конкуренции М. Портера на ОАО «Знак хлеба»

По данным анализа конкуренции по Майклу Портеру, можно сказать, что основное влияние на ОАО «Знак хлеба» оказывают три фактора (покупатели, поставщики и соперничество с основными конкурентами). Оставшиеся же два фактора входные и товары-заменители) оказывают незначительное воздействие на конкуренцию на рынке. Поэтому предприятию особое внимание необходимо уделить трем факторам, оказывающим наибольшее влияние на деятельность ОАО «Знак хлеба».

Для оценки конкуренции в отрасли необходимо построить карту стратегических групп, для этого необходимо выделить наших конкурентов.

На данный момент у предприятия ОАО «Знак хлеба» существуют следующие конкуренты на рынке хлебопекарной промышленности:

1 — ООО «Саратовский хлебокомбинат им.Стружкина»;

2 –ЗАО «Балаковохлеб»;

3 — ОАО «Энгельский хлебокомбинат»;

4 –ЗАО «Сокур 63».

На схеме представлены следующие предприятия-конкуренты:

1 — ООО «Саратовский хлебокомбинат им.Стружкина»;

2 — ЗАО «Сокур 63»;

3 — ОАО «Энгельский хлебокомбинат»;

4 — ЗАО «Балаковохлеб».

С помощью модели Майкла Портера существует возможность определения своего положения на рынке, выявления конкурентов и главное преимущество данной модели — она позволяет быстро, без дополнительных затрат (проведение маркетинговых исследований) получить результат.

В заключение можно сказать, что, несмотря на наличие серьезной конкуренции в отрасли, на сегодняшний день ОАО «Знак хлеба» − одно из устойчивых и стабильно работающих предприятий Саратовской области. В структуре акционерного общества производственные цеха, фирменная торговая сеть, собственный специализированный автотранспорт. В настоящее время в ассортименте вырабатываемой продукции находятся:

‒ Крупа манная «М»

‒ Мука пшеничная хлебопекарная В/с; 1 сорт; 2 сорт в соответствии с ГОСТ Р52189–2003;

‒ Мука ржаная обдирная и ржаная сеяная;

‒ Отруби пшеничные и ржаные;

‒ Зерноотходы.

Продукция комбината пользуется спросом не только в Саратовской области, но и в соседних регионах.

Что же касается ОАО «Знак хлеба», то стратегией достижения конкурентного преимущества и развития производства является, по нашему мнению, внедрение программу автоматизированного управления и бюджетирования. Это позволит руководителям сделать на работу предприятия более отлаженной и, соответственно, более эффективной.

Литература:

  1. Электронный ресурс: http://marketing.by/mnenie/metodika-provedeniya-swot-analiza-obraztsy-matrits-swot/
  2. Электронный ресурс: http://www.master-effect.biz/index.php?id=28

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle