Библиографическое описание:

Ахраменко Е. В. Использование педагогом элементов арт-терапии в обучении иностранным языкам в средней школе // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 852-854.



В статье рассматривается арт-терапия как направление в педагогической работе, основанное на использовании изобразительных материалов с целью выражения обучаемым своего внутреннего мира. Выделены основные функции арт-терапии. Особое внимание уделяется арт-терапевтическим техникам, которые способствуют сплочению коллектива.

Ключевые слова: арт-терапия, арт-терапевтические техники, конвергентное мышление, дивергентное мышление, регулятивная функция, коммуникативно-рефлексивная функция

Арт-терапия — одно из направлений в педагогической и социальной работе, основанное на использовании изобразительных материалов с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Арт-терапия помогает мобилизовать творческий потенциал обучаемых, способствует коммуникации в процессе обучения иностранному языку.

В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); сказкотерапию и т. д.

Основными функциями арт-терапии являются:

  1. Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний).
  2. Регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния).
  3. Коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) [1, с. 25].

Преимущества метода арт-терапии заключаются в следующем:

  1. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения.
  2. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной коммуникации.
  3. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие сопереживания и других положительных чувств.
  4. Арт-терапия развивает и усиливает внимание к чувствам.
  5. Данный метод усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Учитель иностранного языка должен соблюдать ряд условий при организации урока с элементами арт-терапии [2, с. 66]:

  1. Соблюдение педагогом основных принципов личностно-ориентированного обучения (признание индивидуальности каждого обучаемого и его права проявлять свои индивидуальные особенности в творчестве).
  2. Понимание участниками основных правил поведения на занятии (педагог поощряет любую инициативу со стороны учащихся, поддерживает атмосферу комфорта и терпимости на занятии).
  3. Следование основным правилам, которые выделила Е. Р. Кузьмина:

– правило самовыражения (возможность для учащихся реализовать свой творческий потенциал);

– правило успеха (творческая деятельность учащихся не является предметом оценки, поощряется активность обучаемых);

– правило уникальности (учащиеся работают не по образцу, они уникальны и неповторимы);

– правило эмоциональности (в процессе работы учащиеся делятся друг с другом своими чувствами и эмоциями);

– правило сотворчества (работая в группе, учащиеся учатся взаимодействовать между собой, решать общую для группы проблему, поддерживать друг друга).

  1. Возможность свободы творчества (организация полной свободы самовыражения учащихся на этапе творчества и обогащение их знаний новыми способами творческого самовыражения).
  2. Личное активное участие каждого учащегося в творческом процессе (необходимо мотивировать учащихся путем включения различных арт-терапевтических техник и постоянной демонстрацией новых изобразительных приемов и способов самовыражения в творчестве).
  3. Реализация принципа системности и непрерывности при обучении иностранному языку (учитель обеспечивает взаимосвязь занятий по тематике, а также придерживается принципа возрастающей сложности, стимулируя самостоятельность учеников).
  4. Создание обстановки эмоционального комфорта (учащийся должен ощущать себя уютно и комфортно, учитель при этом учитывает индивидуальные особенности учащихся).
  5. Параллельное введение в программу изучения заданий, развивающих конвергентное и дивергентное мышление (к заданиям конвергентного типа относятся грамматические, фонетические упражнения, ответы на вопросы по тексту; дивергентные задания развивают воображение, творческое мышление).
  6. Хорошая организация деятельности (четкое планирование продолжительности этапов занятия).
  7. Установление в группе отношений, основанных на эмпатии и взаимном доверии (учитель учит учащихся внимательно и терпимо относиться друг к другу).

Учитель может использовать следующие арт-терапевтические техники:

Упражнение 1. «Рисование в воздухе».

Движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге.

Упражнение 2. «Групповое рисование по кругу».

На листе бумаги обучаемые рисуют картинку или просто цветовые пятна, а затем передают бумагу следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах.

Упражнение 3. «Сотворение глиняного мира».

Это упражнение стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы. Каждый член группы получает большой ком глины. Группы делятся на подгруппы по 5‒8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Участникам дается следующая инструкция.

Вы ‒ один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина ‒ сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с членами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно «соавторов», выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.

Упражнение 4. «Создание групповой фрески».

В процессе выполнения данного упражнения участники рисуют все, что они хотят, на общей картине или дорисовывают на ней что-то согласно выбранной всей группой теме. Обучаемые могут также комментировать свои рисунки.

Упражнение 5. «Рисование с партнером».

Это упражнение помогает выявить межличностные взаимоотношения и конфликты. Участники выбирают партнера. Они кладут между собой и партнером большой лист бумаги, берут каждый по нескольку цветных мелков, смотрят друг другу в глаза и затем спонтанно начинают рисовать. Если возникает желание общаться с партнером, это необходимо делать с помощью линий, форм и цветов. В конце упражнения необходимо обменяться с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения и постараться узнать что-то о своем партнере.

Помимо этого изобразительная наглядность может применяться на уроке иностранного языка для развития речевой и социокультурной составляющих коммуникативной компетенции.

Для развития продуктивных речевых умений могут быть предложены следующие задания с использованием изобразительной наглядности [3, с. 207]:

  1. Письменный текст-описание или устный монолог-описание с одновременным аудированием. Предлагаются изображения людей, животных, пейзажей и т. д. Цель задания: описание одного из ряда предложенных изображений с целью его отгадывания другими членами группы.
  2. Монолог-сравнение в устной или письменной форме. Предлагаются портреты художников/писателей разных стран и эпох; изображения разных исторических событий одного и того же периода или разных эпох. Цель задания: сравнение двух или нескольких изображений с целью нахождения сходств и различий.
  3. Рассказ. Используются изображения с выраженной сюжетной линией, с несколькими персонажами. Цель задания: составление рассказа с опорой на изображение.
  4. Мозговой штурм, монолог-убеждение. Здесь могут быть использованы любые типы изображений. Цель задания: группировка изображений по тому или иному принципу с последующим обоснованием принятого решения.

Для развития социокультурных умений могут быть предложены следующие задания с использованием изобразительной наглядности:

  1. Группировка изображений по историческому принципу. Здесь используются изображения достопримечательностей той или иной страны, известных людей, сказочных персонажей из разных исторических периодов развития страны.
  2. Группировка изображений по страноведческому принципу. Здесь используются изображения, относящиеся к разным странам и культурам.
  3. Комментирование художественных полотен мастеров разных стран и эпох.

Таким образом, использование элементов арт-терапии на уроке иностранного языка способствует сплочению коллектива, интенсификации работы обучаемых на уроке, создает дополнительные мотивы для изучения иностранного языка.

Литература:

  1. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001. — 248 с.
  2. Алексеева М. Ю. Системное использование педагогом элементов арт-терапии // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 6. — С. 65–67.
  3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. — М., 2008. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle