Библиографическое описание:

Воробьева Е. И. Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 577-580.



На основе анализа изменений законодательства о некоммерческих организациях выделены основные проблемы деятельности их деятельности и предложены пути совершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: общественные организации, некоммерческие организации, гражданское общество, третий сектор, иностранный агент

On the analysis of changes to the legislation on non-profit organisations identified the main problems of activities of their activities and suggested ways of improvement of legislation in this area.

Keywords: public organizations, nonprofit organizations, civil society, third sector, foreign agent.

Гражданское общество составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в статье 1 провозглашает Россию как демократическое правовое государство. В развитие данной нормы, статья 3 Конституции РФ устанавливает единственный источник власти — многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Наряду с этим статьей 13 Конституции РФ закрепляются основы функционирования основных институтов гражданского общества, демократические принципы создания и функционирования политической системы: идеологического многообразие, отказ от одной идеологии и запрет на сам факт существования государственной и (или) обязательной идеологии.

Самостоятельность и независимость гражданского общества от государственно-властных институтов основана на принципах народного суверенитета, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности. Конституция Российской Федерации реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные на достижение стоящих перед гражданами и их объединениями целей, защиту законных интересов, ограничения вмешательства государства в проявления активных позиций гражданского общества [11]. Одним из важных элементов проявления позиций гражданского общества в Российской Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации общественных организаций [2]. Конституция РФ в статье 30 закрепляет право граждан Российской Федерации на их создание: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

На основе принципа идеологического многообразия (статья 13 Конституции РФ) у общественных объединений возникает возможность участвовать в политической жизни страны. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст. 13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Политический плюрализм, представляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО) некоммерческие организации (далее — НКО) создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. В число НКО входят общественные и религиозные организации (объединения) [11]. «Третий сектор» — понятие собирательное, объединяющее в себе все виды и формы некоммерческих (общественных) организации, включая действующие без государственной регистрации. Сегодня «третий сектор» занял и активно развивает направление электронного взаимодействия граждан между собой, с НКО, органами публичной власти [10], [1], участия в непосредственной реализации прав граждан [9], [8]. Важной особенностью правового статуса НКО является право выдвигать кандидатов на муниципальных выборах [12].

Однако на данный момент в России наблюдается тенденция сокращения доли третьего сектора, не смотря на то, что финансовая поддержка государства с каждым годом растет. По данным Федеральной службы государственной статистики России, в 2013 году было 104949зарегистрированных общественных объединений, из них 53026 общественных организаций, в 2016 году — всего 100405 общественных объединений, из них 55886 общественных организаций [17]. Представляется, что среди причин сокращения числа общественных объединений значительное место занимает принятие поправок в Закон о НКО: Минюст РФ может по собственному усмотрению внести в реестр иностранных агентов любое общественное объединение, занимающееся «политической деятельностью» или финансируемое из-за рубежа. Важно отметить, что четкой формулировки «политической деятельности» Закон о НКО не содержал, что создавало проблемы в понимании и толковании термина представителями общественных организаций и Министерства Юстиции РФ.Президент РФ также подчеркнул, что формулировка «политическая деятельность» должна быть единообразной[16]. По состоянию на 03.02.2016 г. НКО в статусе иностранного агента 116 общественных организаций, из них 21 НКО прекратили свою деятельность, в связи с их ликвидацией [13]. Руководство некоторых НКО, например, межрегиональная организация «Комитет против пыток», приняла решение о ликвидации только из-за несогласия формулировки «иностранный агент», которая воспринимается в обществе как шпионаж.

К 2016 году ситуация изменилась: 22 января на сайте Министерства Юстиции РФ и сайте Гражданских инициатив был опубликован законопроект, в котором была дана точная формулировка «политической деятельности». Но на стадии обсуждения изменений в федеральный закон об НКО на сайте Общероссийского гражданского форума (ОГФ) было опубликовано обращение к органам государственной власти с просьбой не допустить изменений (а именно расшифровки термина «политическая деятельность»), «поскольку нововведения «ставят под удар любую общественную деятельность» [15]. Однако уже в июне 2016 года поправки вступили в силу. Таким образом, благодаря комитету Гражданских инициатив и Министерству Юстиции РФ были введены поправки, которые устраняли непонимание термина «политическая деятельность» между органами государственной власти и общественными организациями.

Статус иностранного агента накладывает определенные обязательства на НКО по предоставлению документов, в том числе и финансовых, в уполномоченные органы (п. 3 ст. 32 Закона о НКО). Однако не все общественные организации могут позволить себе производить дорогостоящие финансовые процедуры (аудит), что также приводит к ликвидации организации. Минимальный размер штрафа для общественной организации составляет 300 тыс. руб. (ст.330.2 гл.32 УК РФ). Сумма для НКО крупная, поэтому, получая штрафы, большая часть времени и сил сотрудников организаций уходит на подготовку отчетности, поиск финансов на погашение долгов и проведение дорогостоящей процедуры аудита. Подобного рода деятельность мешает реализации проектов и мероприятий, которые запланированы руководством общественных организаций. Кроме того, большие суммы штрафов вынуждают руководство некоторых общественных организаций сокращать штат, а это сказывается на уровне безработицы.

Также ещё одной проблемой является исключительный контроль государственных структур над НКО в сфере их деятельности и расходования финансовых средств. В качестве решения данной проблемы можно говорить о привлечении помощи общественных контролеров, т. е. подключение процедуры общественного контроля [5], [6]. Это приведет к сокращению расходов бюджетных средств [14], что актуально в период экономического кризиса, а также позволит гражданам РФ ближе познакомиться с общественными организациями и их деятельностью. Ведь по итогам социологических опросов большая часть населения РФ не знакома с третьим сектором [7]. Важно отметить, что общественные контролеры не имеют плана проверок тех или иных организаций, в отличие от проверок государственных органов. Это позволит обеспечить наиболее полный и детальный контроль над деятельностью и финансированием НКО.

Таким образом, Закон о НКО ставит общественные организации в трудное положение, что вызывает бурное обсуждение, как в России, так и за рубежом [4]. Подобные действия государства по отношению к институтам гражданского общества можно расценить двояко: с одной стороны, защита третьего сектора от пагубного влияния иностранных государств и сохранение внутренней политики и идеологии страны, с другой, построение барьеров на пути формирования гражданского общества России.

Резюмируя вышесказанное, сделаем выводы: во-первых, необходимо заменить термин «иностранный агент» на «организацию с финансированием из зарубежных фондов» Во-вторых, привлечь к надзору и контролю над деятельностью общественных организаций институт общественного контроля. В-третьих, формировать штраф для провинившихся НКО в рамках бюджета общественной организации [4].

Литература:

  1. Kuryachaya M. M. E-democracy in modern Russia: the establishment, development and prospects // Kutafin University Law Review. 2016. Т. 5. № 1. С. 93–105.
  2. Воробьева Е.И «Общественные организации в структуре гражданского общества» В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». 2014. С. 124–126.
  3. Воробьева Е. И. Признание НКО иностранными агентами// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7155/uid69501_report.pdf (Дата обращения 15.10.2016г.).
  4. Воробьева Е. И. Третий сектор России: современное состояние, проблемы и пути их решения// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016» / Отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8641/uid69501_report.pdf.
  5. Воробьева Е. И., Романова Ю. А. «Общественный контроль: перспективы развития и современное состояние» В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 28–30.
  6. Громыко С. В., Курячая М.М Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 3 (3). С. 124–131.
  7. Громыко С. В., Курячая М. М. Деятельность общественных объединений как форма реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления // Право.by. 2015. № 5 (37). С. 138–144.
  8. Курячая М. М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39–46.
  9. Курячая М. М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31–33.
  10. Курячая М. М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41–44.
  11. Курячая М. М., Воробьева Е. И. Основы конституционно-правового статуса общественных организаций в России// Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции: Сб. науч. трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. С. 32–34.
  12. Курячая М. М., Воробьева Е. И. Совет как форма участия населения в управлении делами государства // Теория и практика современной юридической науки. Самара, 2015. С. 48–51.
  13. Министерство юстиции РФ «Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx# (Дата обращения 15.10.2016г.)
  14. Российская газета. Минфин предложил сократить расходы бюджета на 10 процентов// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2015/01/14/siluanov-site.html (Дата обращения: 15.10.2016г.).
  15. Сайт Гражданских инициатив «Оргкомитет Общероссийского гражданского форума обратился к органам государственной власти с предложениями по изменениям закона «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://komitetgi.ru/news/news/2767/ (Дата обращения: 15.10.2016г.).
  16. Сайт Первого канала Владимир Путин провел встречу с правозащитниками 1 октября 2015 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://www.1tv.ru/news/print/293324 Дата обращения: 15.10.2016г.).
  17. Федеральная служба государственной статистики «Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2013г., 1 января 2015г». [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (Дата обращения 15.10.2016г.).
  18. Эксперты ООН считают, что законопроект об НПО может привести к пагубным последствиям для гражданского общества России [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.unrussia.ru/en/node/2979. (Дата обращения 15.10.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle