Библиографическое описание:

Фокина Н. А. Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 844-847.



В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качественные изменения, происходящие в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха на соматическом, социальном и психологическом уровнях, даются характеристики адекватных и неадекватных родительских установок.

Ключевые слова: родители детей с нарушением слуха, родительское отношение, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха, стадии динамики чувств, родительские установки, адекватные и неадекватные реакции

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья выступает мощным психотравмирующим фактором для обоих родителей. Отношение родителей к сложившейся ситуации постепенно трансформируется. В трудах американского ученого Д.Льютемана описан механизм динамики чувств родителей глухих детей, состоящий из пяти последовательных стадий: переход от стрессовой реакции на появление в семье ребенка с нарушением слуха к адекватной оценке ситуации, которая дает возможность выбора конструктивных решений [4]. При переживании первой стадии «шок» родители оглушены ударом судьбы, они не понимают и не принимают объективных фактов. Информация о дефекте ребенка вызывает шоковую реакцию. Матери трудно адаптируются к сложившейся ситуации, им сложно принять патологию своего ребенка и долгое время они уделяют ему меньше внимания, ласки и любви. Эмоциональное непринятие малыша способствует развитию вторичных дефектов, которые детерминируют дальнейшее дистанцирование [2]. На второй стадии «понимание» родители отходят от первых чувств и начинают вникать в суть диагноза. Ребенок не будет слышать тысячи звуков, не сможет нормально общаться, не услышит гул машины, не поговорит по телефону и т. п. Это вызывает смешанные родительские чувства такие как, как отчаянье, гнев, обида, угрызения совести. Третья стадия называется «защитное отрицание». Самая опасная и неконструктивная стадия. Эмоции иссякли, и теперь родитель начинает настаивать «мой ребенок не глухой». Всеми своими действиями он «не замечает» отклонений ребенка. Отрицая факт глухоты, родитель не создает среду для развития своему малышу. Существует опасность застревания на данной стадии. Четвертая стадия «принятие глухоты». Родители начинают переосмысливать ситуацию и стараются найти положительные моменты. Например, ребенок глухой, но он может найти работу и вырасти достойным человеком. На пятой стадии «конструктивные действия» родители начинают искать пути для оптимального развития ребенка, меняют свое поведение. Автор утверждает, что переход на каждую последующую стадию возможен только после того, как полностью пережит предыдущий этап.

Таким образом, при рождении глухого или слабослышащего ребенка родители переживают пять стадий смены чувств: от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки фактов, позволяющей принимать приемлемые решения. Причем, первые стадии при нормальном переживании ситуации занимают недели, тогда как завершающие стадии принятия и конструктивных действий длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие [5].

Развитие ребенка с нарушением слуха проходит в депривационных условиях и является специфичным. Первичный дефект — поражение слухового анализатора, накладывает отпечаток на развитие всех психических процессов [1]. Больше всего страдает речь. Это, в свою очередь, ведет к невозможности построения комфортных как для родителя, так и для ребенка способов общения, обмена информацией.

Рассматривая вопрос о специфике динамического аспекта семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха, первоначально следует сказать об изменении временных отрезков. Жизненный цикл «особой» семьи подвергается трансформации — некоторые стадии проходят быстрее, некоторые существенно удлиняются по времени или же не наступают вообще.

Появление в семье ребенка с нарушением слуха связано с дополнительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Происходит искажение внутрисемейных отношений (особенно влияет на позицию отца), страдает отношение родителей с социумом (сужается круг друзей, реже происходит общение вне семьи), возможны нарушения в дальнейшем репродуктивном поведении родителей (боязнь заводить еще детей), складываются ошибочные установки, связанные с лечением и воспитанием глухого малыша [3, 7].

Рождение ребенка с нарушением слуха детерминирует ряд качественных изменений в семье, которые проявляются на нескольких уровнях: социальном, соматическом и психологическом [6]. Содержание изменений раскрыто в Таблице № 1.

Таблица 1

Изменения всемьях, воспитывающих детей снарушением слуха (по материаламВ.В.Ткачевой).

Уровни качественных изменений

Социальный

Соматический

Психологический

Сужение круга знакомых. Ограничение контактов. Отказ заводить новые знакомства. Ригидные семейные границы.

Изменения в социально-экономическом плане: затраты на лечение, длительные материальные потребности.

Вегетативные и астенические расстройства, соматические заболевания у матерей.

Нарушение режим сна и потеря аппетита, мигрени, скачки артериального давления в связи с постоянными эмоциональными нагрузками.Невротическое состояние матери детерминирует вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения у ребенка.

Продолжительный стресс, депрессия. Смена стереотипов и установок. Травмирующее изменение мировоззрения. Долговременное обретение новых ценностей.

Появление защитных механизмов как реакция на дефект ребенка.

Родительское отношение к глухим и слабослышащим детям может быть адекватным и неадекватным. Адекватное отношение характеризуется положительным когнитивным образом ребенка, при котором он воспринимается как здоровый человек, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать при построении взаимодействии. Адекватное отношение выступает гарантом создания родителями условий для воспитания и полноценного развития собственного ребенка. Семья создает условия для развития тех же знаний, умений, навыков, которыми обладают слышащие дети, но с учетом ограничений дефекта [7].

Неадекватное отношение родителей к ребенку с ОВЗ является защитной реакцией на возникшую травмирующую ситуацию. Анормальность, искаженность родительской установки проявляется в степени автономности, самостоятельности ребенка, а также выдвигаемой родителями системой требований, обязанностей и запретов. Например, у некоторых родителей возникает чувство вины перед ребенком, желая для себя ее искупить, родитель освобождает ребенка от всех обязанностей, чрезмерно опекает его. Другая крайность — безразличие к ребенку. Родитель воспринимает патологию ребенка как личный провал, не замечая ребенка, родитель тем самым «не замечает» его дефекта. Также неадекватная установка проявляется в нереалистичном отношении к патологии ребенка: семья отказывается признать, что ребенок не такой как все. Не признавая факт глухоты, родители ставят перед ребенком сложные, нерешаемые для него задачи. Постоянно не соответствуя ожиданиям родителей ребенок начинает чувствовать себя несчастным и одиноким, отвергнутым своей семьей, что ведет к вторичным поведенческим нарушениям.

Таким образом, исследование психолого-педагогических источников показывает, что рождение ребенка с нарушением слуха существенно изменяет жизнь семьи. Родители глухих детей испытывают значительно больше негативных эмоций, чем семьи со слышащими детьми. При этом у родителей детей с нарушением слуха формируется как адекватное, так и неадекватное отношение к ребенку и его дефекту. Особенности изменений в таких семьях проявляются на трех уровнях: социальном (ограничение контактов, материальные затраты), соматическом (заболевания, астенические переживания, депрессии, головные боли), психологическом (стрессы, разрушение стереотипов, защитные реакции).Для семей с детьми ОВЗ важна поддержка и оказание им психологической помощи. Мы предполагаем, что психологическое консультирование в форме индивидуальных сессий будет эффективно для создания условий по изменению неадекватного родительского отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.
  2. Жиронкина М. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла // Социально-психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям. — М.: Крылья, 2009. — С. 34–41.
  3. Жукова И. С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. — М.:, 1998. — 127 с.
  4. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: Прогресс, 1999. — 80 с.
  5. Речицкая Е. Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. — М.:, 1994. — 102 с.
  6. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. — М.: Книголюб, 2007. — 144 с.
  7. Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — № 3. — С. 88–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle